Основные виды и жанры народного художественного творчества
Выросла редька. Ни часта, ни редька... Припев, и т. д
Здесь поэтический каламбур, совершенно не связанный с текстом песни, имеющий другой размер, иную мелодию, используется детьми в качестве припева. Распространен был припев, дающий звучную музыкально-словесную орнаментовку повторением последнего слова строфы целиком и частями: Рубить, казнить комара, Комара, мара, мара... Рубить, казнить комара, Комара, Комара. Песенки — перегудки — имеют стройный сюжет или дают образные, картинные описания. В них наиболее полно проступают сатирические и юмористические элементы. Четкость ритма, звучность рифмы, богатство аллитераций присущи почти всем перегудкам: Ти- та-та, ти-та-та. Пожалите, решета. Мучки насейте — Пирожки затейте, Пирожки на дрожжах. Не удержишь на вожжах; Положили гущи, Они еще пуще. Поставили на чело — Не осталось ничего. Большинство перегудок заимствовано из фольклора взрослых. Дети насытили песенки-перегудки звучными, близкими художественному детскому вкусу словосочетаниями. Детские песни - записывались П.А.Бессоновым,
Народная художественная культура П.В.Шейном, А.Можаровским, Х.Лопоревым, А.Марковым, И.Нечаевым и другими собирателями.
Детский календарный фольклор -одна из самых поэтических страниц детского творчества, так как он связан с образами природы, природными явлениями. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природными явлениями, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретают в календарном фольклоре поэтическую окраску. Тесно связанный с воззрениями взрослых, с их календарными песнями и обрядами, детский календарный фольклор, по мнению Г.Науменко, отличается от него по своему жанровому составу. У детей это прежде всего игра. По принципу игры ими заимствуется и воспринимается большинство календарных песен — их привлекает момент ряженья на масленицу и коляду, одаривание за исполнение колядок, волочебных, вьюношных песен-пожеланий. Больше всего от детей записано именно колядок, в которых поется об одаривании колядовщиков: Сею-вею, посеваю, С Новым годом поздравляю!
Поздравительные и величальные песни, исполнявшиеся на пасху молодоженам. На телят, на жеребят И на маленьких ребят. Со всем родом! Чтоб здоровы были, Много лет жили! Основные виды и жанры народного художественного творчества В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы. Например: Купала, Купала! Где ты летовала? Летовала я в лесочке, Под ракитовым кусточком, Под лазоревым цветочком. Под шелковым платочком. В масленичных песнях им близки короткие 4-6-строчные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками: Масленица — полизуха! Полизала детей, И сама — на плетень. Полизала сыр и масло, А сама и погасла. К наиболее распространенным, активно бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Заклички (от слова «закликать» — звать, просить, приглашать, обращаться) связаны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.). Они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение к солнышку «ее деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть, накормить их: Солнышко,солнышко, Выгляни в окошко. Там твои детки Кушают конфетки. А тебе не дают, Всем ребятам раздают.
.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|