Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды и жанры народного художественного творчества




...Мы набрали в рот воды

И сказали всем: замри!

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб!

Игровые припевы иногда поют соло, но чаще всего группой в унисон. Осознанного многоголосия в пении детей не наблюдается, встречаются только примитивные формы, близкие древнейшему его виду, — гетерофонии. Элементы такого многоголосия, еще не отличающегося мелодической самостоятельностью отдельных голосов, присутствуют во многих детских игровых припевах. Характерно, что отклоне­ния от унисона наблюдаются в них не на опорных звуках или ладовых устоях, а чаще всего на проходящих или опевающих опоры и устои звуках. Голоса отклоняются обычно вверх или вниз на малую или большую секунду и редко — на малую или большую терцию.

Детские игры видоизменяются под влиянием многих факторов: меняется бытовое окружение детей, ускоряется темп жизни, увеличивается объем информации. Приспосаб­ливаясь к новым условиям, традиционные сюжеты, игровые приемы и песенки различных игр существенно трансформи­руются, и процесс этот нескончаем.

Региональные тради­ции русского народного песенного творчества

Русская народная песенная культура обладает внутренним единством. В то же время в песенном фольклоре русских от­ражаются местные традиции, на что обращают внимание исследователи русской народной музыки: В.Трутовский, М.Стахович, Н.Лопатин, В.Прокунина, В.Мошков, Н.Пальчиков, К.В.Квитка, А.В.Руднева и др. Что же такое «местные традиции»?

В целом под местной традицией в народном песенном творчестве подразумевается совокупность условий бытова-


Народная художественная культура

ния, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности.

В русском песенном фольклоре в настоящее время вы­рисовывается семь основных стилевых географических зон: севернорусская, южнорусская, среднерусская, западнорус­ская, средневолжская, уральская, сибирская.

Традиции донских, оренбургских, терских казаков, при всей их оригинальности и характерности, не выходят по ос­новным признакам из общего русла южнорусского искусства. Стилистически неоднородную картину представляет фольк­лор Кубани, осваивавшейся русскими и украинцами сравни­тельно поздно, не ранее ХУШ столетия. Наиболее цельными и самостоятельными являются традиции, сформировавшиеся до начала ХУШ столетия и послужившие основой для обра­зования более поздних местных культур. Разберем же наибо­лее существенные, на взгляд исследователей, отличительные свойства каждой из основных региональных традиций в рус­ском песенном фольклоре. Наиболее древними, коренными славянскими чертами обладает западнорусская традиция. Она соответствует территории, включающей современную Брянскую, Смоленскую области и примыкающие к ним рай­оны Орловской, Калужской, Псковской областей. Основными центрами западнорусской народной традиции является Брянск и Смоленск. Здесь русская культура плавно переходит в родственные культуры Украины и Белоруссии. На посте­пенность такого перехода указывали В. М. Щуров и А.И.Соболевский1, справедливо объясняя это явление тесной взаимосвязью культурного развития восточного славянства в центральном и верхнем Поднепровье с древнейших времен. Западнорусская традиция имеет больше точек соприкоснове­ния с фольклором западных славян, чем другие русские тра­диции, что также свидетельствует о глубинности ее нацио­нальных корней. Сохранность древних музыкальных форм в народном искусстве русского Запада проявляется одновре-

1 Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.,1998. 230


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...