Основы безопасности жизнедеятельности
Выпускник научится: · классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; · использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; · использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; · классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; · безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; · безопасно использовать бытовые приборы; · безопасно использовать средства бытовой химии; · безопасно использовать средства коммуникации; · классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; · предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; · безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; · безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; · безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте; · безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; · безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; · безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; · адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; · безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; · безопасно применять первичные средства пожаротушения;
· соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; · соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; · соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства; · классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; · использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; · классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; · готовиться к туристическим походам; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; · адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; · добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; · добывать и очищать воду в автономных условиях; · добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; · подавать сигналы бедствия и отвечать на них; · характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; · предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; · классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; · безопасно использовать средства индивидуальной защиты; · характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; · предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; · классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; · безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; · безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
· комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; · классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; · классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; · классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; · классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; · предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; · оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; · характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; · классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; · планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; · адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; · выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; · безопасно использовать ресурсы интернета; · анализировать состояние своего здоровья; · определять состояния оказания неотложной помощи; · использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; · классифицировать средства оказания первой помощи; · оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; · извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; · оказывать первую помощь при ушибах; · оказывать первую помощь при растяжениях;
· оказывать первую помощь при вывихах; · оказывать первую помощь при переломах; · оказывать первую помощь при ожогах; · оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; · оказывать первую помощь при отравлениях; · оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; · оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Выпускник получит возможность научиться: · безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; · классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; · готовиться к туристическим поездкам; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; · анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; · анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; · безопасно вести и применять права покупателя; · анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; · предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; · характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; · классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; · владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; · классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; · оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; · оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; · оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности; · оказывать первую помощь при коме; · оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
· использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; · усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; · исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; · творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Общие положения Система оценки достижения планируемых результатов (далее – система оценки) является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации и служит основой при разработке образовательной организацией собственного "Положения об оценке образовательных достижений обучающихся". Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ООО являются: · оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального регионального и федерального уровней; · оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур; · оценка результатов деятельности образовательной организациикак основа аккредитационных процедур. Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: · стартовую диагностику, · текущую и тематическую оценку, · портфолио, · внутришкольный мониторинг образовательных достижений, · промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. К внешним процедурам относятся: · государственная итоговая аттестация[8], · независимая оценка качества образования[9] и · мониторинговые исследования[10] муниципального, регионального и федерального уровней. Особенности каждой из указанных процедур описаны в п.1.3.3 настоящего документа. В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с учащимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений. Уровневый подход к содержанию оценки обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых выделены три блока: общецелевой, «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения, так и в конце обучения, в том числе – в форме государственной итоговой аттестации. Процедуры внутришкольного мониторинга (в том числе, для аттестации педагогических кадров и оценки деятельности образовательной организации) строятся на планируемых результатах, представленных в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Процедуры независимой оценки качества образования и мониторинговых исследований различного уровня опираются на планируемые результаты, представленные во всех трех блоках. Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми учащимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путем · оценки трех групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий); · использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки; · использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования; · использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.).
1.3.2 Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность. Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается на профессиональных методиках психолого-педагогической диагностики. Во внутришкольном мониторинге в целях оптимизации личностного развития учащихся возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в: · соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации; · участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности; · ответственности за результаты обучения; · готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; · ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования. Внутришкольный мониторинг организуется администрацией образовательной организации и осуществляется классным руководителем преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией. Любое использование данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». Особенности оценки метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»). Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности. Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются: · способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; · способность работать с информацией; · способность к сотрудничеству и коммуникации; · способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; · способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; · способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий. Наиболее адекватными формами оценки · читательской грамотности служит письменная работа на межпредметной основе; · ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью; · сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов. Каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее, чем один раз в два года. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Особенности оценки предметных результатов Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить: - список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика); - требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры); - график контрольных мероприятий.
1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной организации в начале 5-го класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знако-символическими средствами, логическими операциями. Стартовая диагностика может проводиться также учителями с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учетом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и достижении тематических результатов в более сжатые (по сравнению с планируемыми учителем) сроки могут включаться в систему накопленной оценки и служить основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую проверочную работу[11]. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. По предметам, вводимым образовательной организацией самостоятельно, тематические планируемые результаты устанавливаются самой образовательной организацией. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце ее изучения. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для коррекции учебного процесса и его индивидуализации. Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в том числе – фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в основной школе. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике. Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры: · оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов; · оценки уровня достижения той части личностных результатов, которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения; · оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и для повышения квалификации учителя. Результаты внутришкольного мониторинга в части оценки уровня достижений учащихся обобщаются и отражаются в их характеристиках. Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне основного общего образования и проводится в конце каждой четверти (или в конце каждого триместра) и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в документе об образовании (дневнике). Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации. В период введения ФГОС ООО в случае использования стандартизированных измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получения 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. В дальнейшем этот критерий должен составлять не менее 65%. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58) и иными нормативными актами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|