Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды и жанры народного художественного творчества





 


женной голосовой тесситуры), исполнительские приемы (от­крыто-эмоциональная, активная форма вокализации).

В то же время пению донских казаков присущи некото­рые ярко самобытные черты. В репертуаре казачьих ансамб­лей значительную часть составляют песни воинского содер­жания, посвященные подвигам героев-»донцов». Примеча­тельно наличие в местном репертуаре героического эпоса в многоголосном ансамблевом распеве.

Свадебный обряд, сформировавшийся у казаков в исто­рически относительно позднюю эпоху (в основном после ре­форм Петра I), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно в низовьях Дона и на Северском Донце).

Что касается отличительных признаков, то наиболее существенной отличительной особенностью казачьего пения можно считать присутствие виртуозного орнаментального подголоска — «дишканта». Особенно изысканные узорчатые формы он приобретает в пении на среднем Дону. Здесь казак — тенор — или казачка — альт — вокализирует без слов на гласных «о — а — е», выводя голосом затейливые «колена». Среди различных ладов, встречающихся в фольклоре казачь­его Дона, следует особо выделить пентатонику (в чистых и усложненных формах), весьма характерную для данного сти­ля. Ритмика казачьих песен подчеркнуто чеканная. В испол­нительской трактовке обращает на себя внимание энергичная импульсивность подачи музыкального материала. Казаки возбужденно жестикулируют, резкими взмахами руки отби­вают такт, как бы воодушевляя себя, всеми средствами стре­мясь подчеркнуть волевую активность пения. В ряде случаев их исполнительская манера приобретает залихватски — озорной характер. Все основные особенности песенной тра­диции донцов сложились в условиях казачьей вольницы и закрепились в воинской станичной общине ХУШ — XIX ве­ков. Кубанское казачество русского происхождения при об­щей ориентации на южнорусскую песенную культуру неод­нородно по характеру музыкальных традиций. Часть кубан­цев, так называемые линейные казаки, в основном продол­жают и по-своему развивают донскую стилевую основу, по-236


скольку их предки были выходцами их донских станиц. Ека-теринославские казаки ближе по особенностям пения сель­ским жителям Центральной черноземной полосы, что также имеет историческое объяснение: екатеринославцев переселя­ли во второй половине ХУШ столетия из военных городов Белгородской и Украинской засечных линий. В то же время в искусстве кубанских казаков заметно проступают некоторые общие местные черты, что проявляется и в особенностях пе­сенного репертуара (наличие протяжных песен, в иных рай­онах не встречающихся), и в своеобразии музыкального сти­ля (поддержка верхним подголоском нижнего ведущего голо­са, имеющего относительно закругленную структуру), и в характере исполнения, более мягком, нежели у донских ста­ничников. Уральские (яицкие), оренбургские, а также астра­ханские казаки, подобно линейным кубанцам, в основном, продолжают исходную донскую казачью традицию. Ориги­нальной особенностью бытования фольклора у астраханцев является присутствие в местном песенном репертуаре рыбац­ких трудовых артельных песен. Пение терских казаков отли­чается светлой, легкой исполнительской манерой, преоблада­нием гармонической фактуры в ансамблевых вариантах песен при отсутствии орнаментального подголоска. В песнях пля­сового характера здесь отчетливо ощущается влияние музы­кальной ритмики соседних кавказских народов. Характерные плясовые ритмы обычно выбиваются ладонями по пустому тазу. Обособлено в русском фольклоре песенное искусство казаков-некрасовцев. Длительное их пребывание вдали от родины наложило характерный отпечаток на стиль и испол­нительскую трактовку русских песен. Сильнее и своеобразнее всего влияние инонационального окружения сказалось в пе­нии той ветви некрасовцев, которая жила в Турции на остро­ве Майнос. Вернувшись в начале 1960-х годов в Советскую Россию, некрасовцы привезли множество старинных русских песен, в основном донского казачьего происхождения, распе­ваемых хором в гетерофонном складе с обильным использо­ванием ориентальной мелизматики. Несколько носовое зву-


Народная художественная культура

чание голосов некрасовцев — певцов и певиц — с остро, прямо посылаемым звуком напоминает вокальную манеру, типичную для ряда восточных певческих школ. Центральное место в национальной музыкальной народной культуре при­надлежит среднерусской традиции, сконцентрированной вокруг основных административных, хозяйственных и куль­турных центров бывшего Московского государства ХУ1 — ХУП веков — Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода. Впитывая разнообразные художественные влияния в процес­се объединения русских княжеств, культура центра, несо­мненно, оказывала значительное воздействие на развитие му­зыкального фольклора периферии. Не случайно в народе по­всеместно распространена поговорка «в Москву за песнями». Московские новинки распространялись посетителями ярма­рок, отходниками, ямщиками. Свойства среднерусского му­зыкального фольклора ярче всего выражены в народном пе­нии Московской, Владимирской, Ивановской, Нижегород­ской областей (по современному административному деле­нию). К данной местной традиции принадлежат в основном, также песенные школы Ярославской и Тверской областей. Плавный переход от южнорусского к среднерусскому фольк­лору происходит в районах севернее Калуги, Тулы, Рязани.

В среднерусской традиции преобладающим является жанр лирической песни. Удельный вес собственно лириче­ской (протяжной) песни в народном музыкальном быту, ее идейно-художественная значимость очень велики. Но и в произведениях других жанров — и песенных, и инструмен­тальных — ощущается явное тяготение к лирике. В песенном цикле среднерусского свадебного обряда песни лирического настроения составляют большой процент, причем на их долю выпадает ведущая драматургическая роль в обряде. В то же время на том же свадебном пиру в здешних обычаях бодрые величальные песни, сопровождаемые плясовым движением, что сближает среднерусскую свадьбу с южнорусской. Среди местных хороводных песен преобладают плавные, нетороп­ливые. Они также проникнуты лиризмом. Типично для сред­нерусского хоровода участие танцоров — солистов, которые


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...