Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дивизиональная структура предприятия: достоинства и недостатки.




Решение проблем, связанных с «узкими местами» линейно-функциональной организационной структуры (связь между Л и Ф звеньями становится критичной при большом количестве сотрудников), было найдено в конце 20-х годов с появление дивизиональных схем орг.стр-ры на предприятиях “GeneralMotors”.Руководство этого автомобильного гиганта отдавалопонимало, что в штаб-квартире невозможно, подстраиваясь под конъюнктуру рынка, эффективно принимать все решения относительно деятельности многочисленных производственных линий по выпуску машин. Чтобы решить эту проблему, каждому подразделению по выпуску машин было определено место, которое оно должно было занять на рынке продукции. Руководство компании обратилось с просьбой ко всем управляющим подразделениями разработать планы прибыльных операций, превратив их, таким образом, в «центры прибыли». Сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных подразделений способствовало образованию дивизиональных организаций.

Дивизиональная схема организации выражается в департаментализации, в которой за основу берется конечный результат: продукт, потребительили рынок. Именно поэтому данная схема широко используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях (территориальная разобщенность вынуждает к автономии отделов стран). То есть департамент создается по разным принципам – по территориальному и продуктовому.Дивизиональная схема также широко используется в построении гос. Аппарата и общ. Организаций.

 

Дивизиональная организация характерна для динамичных рынков неценовой конкуренции и скорость принятия решений в ней относительно быстрее для отдельного подразделения (по сравнению с ЛФ структурой), но медленнее для всей организации в целом ввиду большого числа отделов. Она занимает первое место по оборотам и капиталу среди всех орг.структур.

 

Ее главным отличием от ЛФ является выстраивание местных функциональных служб, подчиняющихся глобальным функциональным службам. Дивизионы (или отделы) же создаются по опр. продукту или территории и имеют структуру линейных звеньев.

 

 

Новая в то время система управления, базирующаяся на дивизиональной схеме построения, быстро продемонстрировала свое превосходство, так как способствовала дальнейшему росту корпорации и получению ею большей прибыли. В 1927 г. «Дженерал Моторс» обогнала «Форд», а ее новая схема была перенята рядом крупных химических компаний.

Достоинства:

В целом, дивизиональная схема в построении организации позволяет корпорации продолжать свой рост и эффективно осуществлять управление разными видами деятельности и на разных рынках. Руководители производственных отделений в рамках закрепленного за ними продукта или территории координируют деятельность не только «по линии», но и «по функциям» и развивают тем самым в себе требуемые качества общего руководства. Таким образом, создается хороший кадровый резерв для стратегического уровня организации. Разделение решений по уровням ускоряет их принятие и повышает их качество.

Недостатки:

Вместе с тем необходимо помнить, что внутри производственных отделений наблюдается тенденция к «укорачиванию» целей. Из-за роста управленческого аппарата за счет создания отделений увеличиваются накладные расходы. Централизованное распределение ключевых ресурсов в случае их недостатка может привести к развитию межотделенческих конфликтов. (какой отдел является наиболее важным в деятельности организации).

Также в больших дивизиональных организациях затруднена межотделенческаякарьера, а при механистическом подходе * человек вообще оказывается потерянным и его ресурс не используется эффективным образом.

 

* Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Современное автомобильное производство вполне может быть эффективным в рамках механистической структуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...