Личностные, метапредметные и предметные
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов:
личностные результаты:
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития биологической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно - полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметные результаты:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках биологической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение «индуктивное, дедуктивное и по аналогии» и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения биологическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли биологии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях биологии;
предметные результаты:
- владение представлениями о современной биологической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение биологическим мышлением для определения биологических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально-ориентированных биологических знаний о закономерностях развития природы, о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными биологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение умениями биологического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять биологические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА для очной формы обучения
Вид учебной работы
| Всего часов
| семестры
|
|
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
|
|
|
Обязательная аудиторная нагрузка,
в том числе:
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего),
в том числе:
|
|
|
|
· проработка конспектов учебных занятий
|
|
|
|
· подготовка к зачету
|
|
|
|
· подготовка реферативных сообщений
|
|
|
|
· создание презентации
|
|
|
|
Итоговая форма аттестации - дифференцированный зачёт
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА для заочной формы обучения
Вид учебной работы
| Всего часов
| семестры
|
|
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
|
|
|
Обязательная аудиторная нагрузка,
в том числе:
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего),
в том числе:
|
|
|
|
· проработка конспектов учебных занятий
|
|
|
|
· подготовка к зачету
|
|
|
|
Итоговая форма аттестации – домашняя контрольная работа + дифференцированный зачёт
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для очной формы обучения
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала (теоретические вопросы, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся)
| Объем часов
| Виды учебной деятельности обучающихся
|
|
|
|
|
Раздел1. Происхождение и начальные этапы эволюции жизни на земле.
Тема 1.1
Многообразие живого мира и основные свойства живой материи.
|
Основные законы и закономерности развития живой природы.
Уровни организации живой материи.
Основные критерии живой материи.
Методы, применяемые для изучения биологических объектов живой природы.
|
|
Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой.
Изучение правил поведения в природе, бережного отношения к биологическим объектам.
|
Самостоятельная работа
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
|
|
Тема 1.2
Возникновение жизни на Земле.
| Основные точки зрения на происхождение жизни.
Теория А.И.Опарина.
Теория В.И.Вернадского.
Теория «симбиозов».
Гипотеза «Фагоцителлы».
|
| Составление таблицы
«Происхождение жизни на земле».
|
Самостоятельная работа
| Проработка конспектов учебных занятий. Составление таблицы.
|
|
|
Раздел 2.Учение о клетке.
Тема 2.1
История развития учения о клетке.
Характеристика прокариотических клеток.
|
История развития учения о клетке:
-клетки прокариотические;
-вирусы;
-неклеточные формы жизни.
|
| Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами.
Выполнение тестовых заданий.
|
Самостоятельная работа.
| Подготовка докладов.
|
|
|
Тема 2.2
Химический состав клеток.
| Химический состав клеток:
неорганический химический состав клеток (уровень атомов хим. элементов, уровень молекул: вода, минер. соли, кислоты);
органический хим. Состав клеток (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ, АДФ, АМФ).
|
|
Усвоение учебного материала. Составление химических характеристик организации живых и неживых объектов.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
|
|
Тема 2.3
Обменные процессы клеток.
| Основы метаболизма.
Ассимиляция.
Диссимиляция.
Особенности и этапы энергетического обмена. АТФ, АДФ, АМФ.
|
| Изучение схем обменных процессов в организме. Работа с текстом учебника.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
|
|
Тема 2.4
Структурная организация клеток.
| Биологическое строение клетки.
Временные органоиды клетки (включения).
Постоянные органоиды клетки (ядро, митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, рибосомы).
|
| Работа с микроскопами, готовыми микропрепаратами клеток, схемами и таблицами.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
|
|
Раздел 3.
Размножение и развитие организмов.
Тема 3.1
Неполовое размножение, формы неполового размножения.
|
Многообразие форм и распространение неполового размножения (деление клеток, спорообразование, почкование, вегетативное размножение растений и простейших многоклеточных животных)
Биологическое значение бесполого размножения.
|
| Составление схемы:
«Формы неполового размножения организмов».
|
Самостоятельная работа.
| Подготовка докладов и сообщений по теме.
|
|
|
Тема 3.2
Половое размножение организмов.
| Половое размножение и его биологическое значение.
Органы половой системы, принципы их строения и гигиена.
-Митоз (его фазы,
кроссинговер).
-Овогенез, гаметогенез.
-Осеменение и оплодотворение.
-Сущность полового процесса.
|
| Заполнение таблицы:
«Сравнительная характеристика митоза и мейоза».
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
|
|
Тема 3.3
Онтогенез - индивидуальное развитие организмов.
| Этапы эмбрионального развития.
Периоды и направления постэмбрионального развития.
Биологическая продолжительность жизни.
Влияние вредных воздействий курения и алкоголя.
|
| Подготовка сообщений по данной теме.
Составление описания признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
|
|
Раздел 4.
Основы генетики и селекции.
Тема 4.1
Основные генетические понятия и методы генетики.
|
История развития генетики.
Основные генетические понятия:
-наследственность;
-изменчивость;
-генотип;
-фенотип;
-доминантный признак;
-рецессивный признак.
Гибридологический метод исследований.
|
| Знакомство с портретами ученых генетиков и их биографией.
Решение генетических задач.
|
Самостоятельная работа.
| Подготовка таблиц.
|
|
|
Тема 4.2
Законы Г.Менделя.
| Биографические данные о Г.Менделе.
Первый закон наследования признаков Грегора Менделя.
Второй закон наследования признаков Г.Менделя.
Дигибридное скрещивание.
Закон неполного доминирования признаков.
Цитологические основы наследования.
|
| Выполнение практической работы.
Выполнение тестовых заданий по теме.
Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Тема 4.3
Селекция и ее значение для хозяйственной деятельности человека.
| Общие понятия о селекции.
Методы селекции.
Выдающиеся селекционеры мира и России (Мичурин, Вавилов, Иванов).
Гетерозис и полиплоидия.
Сорт, порода, штамм.
Достижения современной селекции.
|
| Работа с таблицами, муляжами.
Выполнение упражнений по теме параграфа
|
Раздел 5.
Об эволюции органического мира.
Тема 5.1
Биология в додарвинский период. Теория эволюции Ч.Дарвина.
|
Ученые додарвинского периода (Ж.Кювье и Сент-Илеро, К.Линней, Ж-Б.Ламарк).
Биография Ч.Дарвина.
Основные положения теории Дарвина, основные движущие силы.
|
|
Самостоятельная работа с учебником.
Выполнение упражнений по теме.
|
Самостоятельная работа
| Проработка конспектов, подготовка рефератов.
|
| Самостоятельная работа с учебником.
Выполнение упражнений по теме.
|
Тема 5.2
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе и борьбе за существование.
| -искусственный отбор,
-борьба за существование,
-межвидовая борьба, вид и видообразование,
-внутривидовая борьба,
-борьба с неблагоприятными условиями,
-естественный отбор.
|
|
|
Самостоятельная работа.
| Решение задач.
|
|
|
Раздел 6.
Биологическая эволюция органического мира.
Тема 6.1
Основные направления эволюции, понятие макро и микроэволюции.
|
Аллогенез.
Катагенез.
Арогенез.
Макроэволюция.
Микроэволюция.
|
|
Работа со схемами и таблицами учебника.
Изготовление наглядного пособия по формам приспособленности организмов.
Выполнение тестовых заданий.
|
Тема 6.2
Эволюция органического
мира по эрам и периодам.
| История возникновения и первые следы жизни.
Архейская эра.
Протерозойская эра.
Палеозойская эра.
Мезозойская эра.
Кайнозойская эра.
|
| Подготовка докладов
по теме: Эволюция органического мира по эрам и периодам.
|
Тема 6.3
Эволюция человека, главные движущие силы.
| Происхождение человека.
Предки человека.
Биологический фактор.
Социальный фактор.
|
| Просмотр учебного фильма с последующим обсуждением.
|
Итоговое занятие - дифференцированный зачёт.
|
|
|
|
ИТОГО:
| Аудиторные занятия.
Самостоятельная работа.
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для заочной формы обучения
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала (теоретические вопросы, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся)
| Объем часов
| Виды учебной деятельности обучающихся
|
|
|
|
|
Раздел1. Происхождение и начальные этапы эволюции жизни на земле.
Тема 1.1
Многообразие живого мира и основные свойства живой материи.
|
Основные законы и закономерности развития живой природы.
Уровни организации живой материи.
Основные критерии живой материи.
Методы, применяемые для изучения биологических объектов живой природы.
|
|
Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой.
Изучение правил поведения в природе, бережного отношения к биологическим объектам.
|
Самостоятельная работа
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Тема 1.2
Возникновение жизни на Земле.
| Основные точки зрения на происхождение жизни.
Теория А.И.Опарина.
Теория В.И.Вернадского.
Теория «симбиозов».
Гипотеза «Фагоцителлы».
| | Составление таблицы
«Происхождение жизни на земле».
|
Самостоятельная работа
| Проработка конспектов учебных занятий. Составление таблицы.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Раздел 2.Учение о клетке.
Тема 2.1
История развития учения о клетке.
Характеристика прокариотических клеток.
|
История развития учения о клетке:
-клетки прокариотические;
-вирусы;
-неклеточные формы жизни.
|
| Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспекта. Терминология.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Тема 2.2
Химический состав клеток.
| Химический состав клеток:
неорганический химический состав клеток (уровень атомов хим. элементов, уровень молекул: вода, минер. соли, кислоты);
органический хим. Состав клеток (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ, АДФ, АМФ).
|
|
Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
|
|
Тема 2.3
Обменные процессы клеток.
| Основы метаболизма.
Ассимиляция.
Диссимиляция.
Особенности и этапы энергетического обмена. АТФ, АДФ, АМФ.
|
| Изучение схем обменных процессов в организме. Работа с текстом учебника.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Тема 2.4
Структурная организация клеток.
| Биологическое строение клетки.
Временные органоиды клетки (включения).
Постоянные органоиды клетки (ядро, митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, рибосомы).
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Раздел 3.
Размножение и развитие организмов.
Тема 3.1
Неполовое размножение, формы неполового размножения.
|
Многообразие форм и распространение неполового размножения (деление клеток, спорообразование, почкование, вегетативное размножение растений и простейших многоклеточных животных)
Биологическое значение бесполого размножения.
|
| Составление схемы:
«Формы неполового размножения организмов».
|
Самостоятельная работа.
| Подготовка докладов и сообщений по теме.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Тема 3.2
Половое размножение организмов.
| Половое размножение и его биологическое значение.
Органы половой системы, принципы их строения и гигиена.
-Митоз (его фазы,
кроссинговер).
-Овогенез, гаметогенез.
-Осеменение и оплодотворение.
-Сущность полового процесса.
|
| Заполнение таблицы:
«Сравнительная характеристика митоза и мейоза».
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Тема 3.3
Онтогенез - индивидуальное развитие организмов.
| Этапы эмбрионального развития.
Периоды и направления постэмбрионального развития.
Биологическая продолжительность жизни.
Влияние вредных воздействий курения и алкоголя.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Раздел 4.
Основы генетики и селекции.
Тема 4.1
Основные генетические понятия и методы генетики.
|
История развития генетики.
Основные генетические понятия:
-наследственность;
-изменчивость;
-генотип;
-фенотип;
-доминантный признак;
-рецессивный признак.
Гибридологический метод исследований.
|
|
Знакомство с портретами ученых генетиков и их биографией.
Решение генетических задач.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Тема 4.2
Законы Г.Менделя.
| Биографические данные о Г.Менделе.
Первый закон наследования признаков Грегора Менделя.
Второй закон наследования признаков Г.Менделя.
Дигибридное скрещивание.
Закон неполного доминирования признаков.
Цитологические основы наследования.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Тема 4.3
Селекция и ее значение для хозяйственной деятельности человека.
| Общие понятия о селекции.
Методы селекции.
Выдающиеся селекционеры мира и России (Мичурин, Вавилов, Иванов).
Гетерозис и полиплоидия.
Сорт, порода, штамм.
Достижения современной селекции.
|
| Работа с таблицами, муляжами.
Выполнение упражнений по теме параграфа.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов учебных занятий.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Раздел 5.
Об эволюции органического мира.
Тема 5.1
Биология в додарвинский период. Теория эволюции Ч.Дарвина.
|
Ученые додарвинского периода (Ж.Кювье и Сент-Илеро, К.Линней, Ж-Б.Ламарк).
Биография Ч.Дарвина.
Основные положения теории Дарвина, основные движущие силы.
|
|
Самостоятельная работа с учебником.
Выполнение упражнений по теме.
|
Самостоятельная работа
| Проработка конспектов, подготовка рефератов.
|
|
|
Тема 5.2
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе и борьбе за существование.
| -искусственный отбор,
-борьба за существование,
-межвидовая борьба, вид и видообразование,
-внутривидовая борьба,
-борьба с неблагоприятными условиями,
-естественный отбор.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Самостоятельная работа.
| Решение задач.
|
|
|
Раздел 6.
Биологическая эволюция органического мира.
Тема 6.1
Основные направления эволюции, понятие макро и микроэволюции.
|
Аллогенез.
Катагенез.
Арогенез.
Макроэволюция.
Микроэволюция.
|
|
Работа со схемами и таблицами учебника.
Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспекта. Терминология.
|
|
|
Тема 6.2
Эволюция органического
мира по эрам и периодам.
| История возникновения и первые следы жизни.
Архейская эра.
Протерозойская эра.
Палеозойская эра.
Мезозойская эра.
Кайнозойская эра.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспекта. Терминология.
|
|
|
Тема 6.3
Эволюция человека, главные движущие силы.
| Происхождение человека.
Предки человека.
Биологический фактор.
Социальный фактор.
|
| Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
|
Самостоятельная работа.
| Проработка конспектов по всем изученным темам. Терминология. Подготовка к дифференцированному зачёту.
|
|
|
Итоговое занятие - дифференцированный зачёт.
|
|
|
|
ИТОГО:
| Аудиторные занятия.
Самостоятельная работа.
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
Воспользуйтесь поиском по сайту: