Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика психологического климата семьи, воспитывающей ребенка с ОПФР




 

Семья, имеющая ребенка с ОПФР, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование "взлетов" и еще более глубоких "падений". Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка.

Психологическая обстановка в семье может ухудшиться, если у ребенка с отклонениями в развитии наряду с его основным заболеванием появляются эпизодически или наблюдаются достаточно стойко различные осложняющие расстройства. Высокая частота этих осложнений, крайне неблагоприятное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов его семьи обусловливают необходимость особого внимания к ним родителей и специалистов.

Семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, характеризуются определенными признаками:

) родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);

) личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

) семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

) социальный статус семьи снижается: возникающие проблемы не только затрагивают внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых - соответственно, круг внесемейного функционирования сужается;

)"особый психологический конфликт" возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.

Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целой системы специальных упражнений. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии носит коррекционный характер. Поэтому родители не должны забывать и о собственном самообразовании, так как помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о его болезни.

Родители детей должны обладать следующими качествами, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние:

) родители должны иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;

) родители должны строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;

) родители должны четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;

) родители должны развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.

Помощь детям с нарушением интеллекта требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями - в первую очередь, с матерями больного ребенка. Эта работа включает обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.

Исследуя характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов, В.М. Сорокин отмечает, что один из устойчивых компонентов отдаленных эмоциональных переживаний - экзистенциальный кризис, проявляющийся в остром чувстве несамореализованности. [20] Исходный пункт последнего - ощущение неполноты чувства материнства, его незавершенности и бесконечности ("дети так и остаются детьми"). В случае нормального развития первоначальная симбиотическая связь ребенка и матери постепенно сменяется все усиливающейся автономией взрослеющего сына или дочери, что высвобождает время и силы родителей для реализации личных мотивов (профессиональный рост, получение образования, общение с друзьями, поездки, посещение театров, музеев, собственные увлечения). В процессе воспитания ребенка-инвалида избыточная первоначальная симбиотическая связь не только со временем не ослабевает, но в ряде случаев даже усиливается.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат семьи, но и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила "в себя", не стеснялась своего больного ребенка. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социальной адаптации своего ребенка, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов правильное отношение к больному ребенку, сочувствие и желание оказывать ему помощь. [12]

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью всегда вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Это определяет необходимость психологической коррекционной работы в таких семьях. Семейная ситуация остается более контролируемой в семьях, в которых родители имеют более широкий кругозор и круг интересов.

Однако и в этих случаях родителям часто не удается избежать взаимных обвинений, упреков, и семья легко может распасться от одного неосторожного слова родственников, окружающих и особенно врача или педагога-дефектолога.

Отношения между супругами в благополучных семьях во многом зависят от эмоционального состояния матери.

Благоприятная психологическая обстановка складывается в семье, если мать находит в себе силы и сохраняет душевное равновесие. Такая мать становится активным помощником своему малышу. Она старается как можно лучше понять его проблемы, чутко прислушивается к советам специалистов, воспитывает в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание, ведет дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник помогает матери: успокаивает ее, способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

Несмотря на то, что и эта мать полностью предана своему ребенку, она не забывает о домашнем уюте, проблемах мужа, оставаясь не только любящей женой, но и его советчиком и другом, старается расширить свой кругозор, следит за внешностью, оставаясь привлекательной и интересной не только для мужа, но и для окружающих. При такой ситуации создается наиболее благоприятная атмосфера для помощи больному ребенку.

Немаловажное значение в семье с больным ребенком имеет поведение отца и других членов семьи. От поведения отца во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее душевное равновесие. Если отец проявляет выдержку, разум, благородство, терпение, оказывает постоянную моральную поддержку жене и помощь в воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются, и более успешно проводится вся лечебно-коррекционная работа.

Если в семье проживает бабушка, особенно по линии матери, она в ряде случаев большую часть заботы о больном ребенке берет на себя, вытесняя дочь из ее материнской роли. Бабушка все силы отдает внуку или внучке, относясь к ним, как к своему ребенку. Дочь же в этой ситуации может вытеснять отца. В этих случаях отец постепенно все более отдаляется от воспитания своего малыша, он все меньше начинает принимать участие в жизни семьи. Такие семьи также часто распадаются.

Таким образом, нормализация внутрисемейных отношений является основой успеха лечебно-коррекционной работы с ребенком, отстающим в развитии. В настоящее время разработаны основы психотерапевтической психологической работы с членами семьи, в которой растет малыш с отклонениями в развитии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...