Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Рекомендации по формированию благоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с ОПФР





 

Ситуация, когда в семье рождается ребенок с интеллектуальной недостаточностью, вовсе не безнадежна, и родители и специалисты, если будут знать как, могут оказать и ему и себе большую помощь, облегчить иногда крайне тяжелые условия воспитания и обучения ребенка с нарушением в развитии.

Роль родителей детей с нарушениями в развитии трудно переоценить, когда ребенок живет дома, и когда он в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умения, иногда мешают ложные представления. [10]

Как считают А.Р. Маллер и Г.В. Цикото, максимально возможного уровня развития можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьей, применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей с аномальным развитием и целям их воспитания. [10]

Специалисты, оказывающие помощь такой семье, дают родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчеркивая последние.

Они на примерах убеждают мать, что больной ребенок, как это ни парадоксально, является не столько обузой для нее, сколько источником ее духовного роста. Ежедневное общение с ним коренным образом меняет ее мировоззрение, она становится гуманнее, мудрее, осознавая, что все люди имеют право на существование и любовь независимо от того, похожи они или непохожи на других, учатся они или нет. Такое "прозрение" матери является благом для обоих - матери и ребенка - и играет решающую роль в гармонизации семейных отношений. Ребенок пробуждает в матери ее творческое начало. Начиная помогать собственному ребенку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.



Родители должны помнить о необходимости сохранять физическое и психическое здоровье. Для этого полезно выполнять некоторые рекомендации относительно общего режима, а также владеть отдельными приемами аутогенной тренировки. Умение управлять своим дыханием (урежение дыхания) способствует регуляции эмоционального состояния, особенно в стрессовых ситуациях.

Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть минимальным.

Диагноз не должен вызывать у родителей панику или пессимизм, он должен побуждать к осознанию истинного положения ребенка, критической оценке его состояния и принятию мер по дальнейшему воспитанию и уходу за ним.

Для правильного воспитания ребенка с отклонениями в развитии важен не только благоприятный психологический климат в семье, но и сохранение активных контактов с окружающими людьми. Это способствует социальной адаптации ребенка.

Если в семье, кроме больного ребенка, есть и здоровые дети, родителям и особенно матери следует уделять им не меньше заботы и внимания, чем больному, охранять и защищать их и ни в коем случае не приносить их в жертву своему горю.

Если возникают воспитательные проблемы с ребенком с ОПФР, то причины этого - не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся странностей своего ребенка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности. Не следует думать, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью - это несчастный ребенок! Наоборот, их отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. Интеллектуальные нарушения не означают эмоциональных нарушений. Скорее, высокоинтеллигентный человек может оказаться эмоционально неграмотным.

Б. Спок полагает, что ребенку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы людей с интеллектуальной недостаточностью, знают, насколько естественны, дружелюбны и симпатичны большинство из них, когда в семье их любят такими, какие они есть. Б. Спок советует родителям: "Поверьте, ребенок с интеллектуальной недостаточностью такой же, как все остальные дети. Наблюдайте за ним, чтобы понять, что доставляет ему удовольствие. Учите его делать все то, что он старается постигнуть!" [21]

Общество и родители детей с тяжелыми интеллектуальными отклонениями обязаны делать все возможное, чтобы не только удовлетворять их материальные потребности, но и окружать вниманием и любовью, способствовать их посильному приобщению к жизни.

Таким образом, воспитание ребенка с ОПФР в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:

постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;

формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.

Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.

Для этого родителям нужно знать некоторые правила по созданию благоприятной семейной атмосферы, а именно: от того, как они разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха для каждого ребенка сугубо индивидуально. Показатель один: он должен легко проснуться и выглядеть выспавшимся.

Если есть возможность погулять вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки - это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Научитесь встречать детей после дошкольного учреждения, школы. Не стоит первым задавать вопрос: "Что ты сегодня кушал?", лучше задавать нейтральные вопросы: "Что было интересного сегодня?", "Чем ты занимался?", "Как твои успехи?".

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации - создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.


Заключение

 

Психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая малая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила "в себя", не стеснялась своего больного ребенка.

Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка.

Практически все функции, за небольшим исключением, не реализуются или не в полной мере реализуются в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Хорошее настроение родителей, их уверенность в своих силах самым благоприятным образом сказываются на качестве ухода за детьми, поскольку ребенок и его родители составляют единую динамическую систему, взаимодействующую с окружающими людьми и противостоящую неблагоприятным внешним обстоятельствам. Ослабление любого из компонентов этой системы приводит к ослаблению ее жизнестойкости.

Семья обеспечивает базисное чувство защищенности, обеспечивая безопасность ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых путей его исследования и реагирования. Близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

Таким образом, семья с благоприятным психологическим климатом, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.


Список использованной литературы

 

1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы/ Л.И. Акатов. - М. "ВЛАДОС", 2003. - 368 с.

2. Бычкова, А.В. Коррекционная направленность семейного воспитания детей с особенностями психофизического развития / А.В. Бычкова // Современная семья и проблемы семейного воспитания: материалы Международной научно-практической конференции.: в 2-х ч. - Ч.2: Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2008. - с.286-291.

.   Винникова, Е.А. Партнерство специалистов и родителей в осуществлении ранней комплексной помощи // Е.А. Винникова. - Спецыяльная адукацыя. - 2008. - №1. - с.40-42.

.   Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: "Просвещение", 1973.

.   Выготский, Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский, - СПб.: "Лань", 2003. - 654 с.

.   Гребенников, Н.В. Основы семейной жизни/ Н.В. Гребенников. - М, 1991, с.79.

.   Гуслова, М.Н. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов. // М.Н. Гуслова, Т.К. Стуре. - Дефектология. - 2003. - №6 - с.28-31.

.   Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе/ Г.М. Дульнев. - М.: "Просвещение", 1969.

.   Зыгманова, И.В. Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью / И.В. Зыгманова // Современная семья и проблемы семейного воспитания: материалы Международной научно-практической конференции.: в 2-х ч. - Ч.2: Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2008. - с.310-314.

.   Маллер, А.Р., Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью/А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 208 с.

.   Мансуров, Н.С. Морально-психологический климат и его изучение/ Н.С. Мансуров. - М. "Знание" - 1992. - 292 с.

.   Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Уч. пособ. для вузов /Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - Москва: Владос, 2004. - 408с.

.   Пармон, Э. Нравственно-психологический климат семьи и его влияние на формирование личности: материал в помощь лектору / Э. Пармон. - Минск: Знание, - 1988. - 22с.

.   Пархомович, В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии // В.Б. Пархомович. - Дэфекталогiя. - 2003. - №5. - с.93-106.

.   Пархомович, В.Б. Характеристика структуры семьи, воспитывающей детей с особенностями психофизического развития // В.Б. Пархомович. - Дэфекталогiя. - 2007. - №5. - С.13-20.

.   Певнева, А.Н. Особенности психического состояния матери и возникновение психических нарушений у ребенка с особенностями психофизического развития // А.Н. Певнева. - Современная семья и проблемы семейного воспитания: материалы Международной научно-практической конференции.: в 2-х ч. - Ч.2: Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2008. - с.338-341.

.   Слепкова, В.И. Психологическая диагностика семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. - Мозырь: Содействие, 2006. - 196с.

.   Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье/ О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с.

.   Сорокин, В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред.Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. - 216 с.

.   Специальная педагогика/ под ред.Н.М. Назаровой. - М. "Академия", 2001г.

.   Спок, Б. Ребенок и уход за ним / Б. Спок. - Мн.: Попурри, 2008. - 601 с.

.   Тингей-Михаэлис, К. Дети с недостатками развития/ К. Тингей-Михаэлис. - М. "Педагогика", 1988.

.   Харчев, А.Г. Современная семья и её проблемы/ А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М., 2005.

.   Шепель, В.М. Управленческая психология/В.М. Шепель. - М.: Финансы и статистика, 1993.

.   Шипицына, Л.М. "Необучаемый" ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005. - 368 с.

.   Шипицына, Л.М. Мир семьи ребёнка с проблемами в развитии / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 1999. - 448 с.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.