Общеобразовательная школа на 22 класса (О.А.Щур)
Архитектурное проектирование на 4 курсе
Архитектурное проектирование на 4 курсе направлено на освоение навыков по проектированию общественных зданий большой вместимости. Соответствующая тематика проектов позволяет прорабатывать более сложные функционально-технологические схемы, разделять потоки посетителей от потоков персонала, решать функциональные взаимосвязи в разных уровнях, соблюдать зонирование, применять более сложные конструктивные системы (знакомство с большепролетными конструкциями, пространственными покрытиями, смешанным конструктивом), а также решать организацию генерального плана объекта большой вместимости. Общеобразовательная школа на 22 класса (О.А.Щур) Цель проекта: изучить особенности размещения функциональных зон на территориях общеобразовательных школ. Овладеть умением разрабатывать творческие проектные решения согласно функциональным, эстетическим, градостроительным требованиям, применяемым к школьным территориям. Для выполнения проекта генерального плана необходимо провести предпроектные исследования в составе: 1. Обзор специализированной и нормативной литературы по теме проекта; 2. Рассмотреть отечественный и зарубежный опыт проектирования школьных территорий на базе Интернет-ресурсов, библиографии; Выбрать территорию для размещения школьного здания, изучить градостроительную ситуацию (условия размещения в структуре микрорайона, наличие транспортных и пешеходных связей) для правильного формирования функциональных зон здания школы и территории образовательного учреждения. Для выполнения проекта предлагается выбрать одну из территорий существующих школ города.
К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I, II и III ступени обучения, старшая профильная школа, гимназии, лицеи и т.д. Общеобразовательные учреждения обеспечивают осуществление общеобразовательного процесса в соответствии с программами 3-х ступеней образования: I ступень – начальное общее образование (1-4 классы); II ступень – основное общее образование (5-9 классы); III ступень – среднее (полное) общее образование (10-11 или 8, 9-11 классы) Общеобразовательные школы располагаются в микрорайоне города с радиусом обслуживания 750 м. Вместимость школы выбирают исходя из расчета 180 мест на 1000 жителей. Школьное здание рассчитывается на проведение занятий с учетом возрастных особенностей учащихся. Различают одно, двух, трех, четырех и более комплектные школы, которые характеризу- ются количеством параллельных классов (комплектов) детей разных возрастных групп. В на- стоящее время принята следующая возрастная структура учащихся: 1-4 классы – младшие школьники; 5-8 классы – средние школьники; 9-11 классы – старшие школьники. Вместимость школы принимается 550 учащихся. В задании предлагается разработать генеральный план двухкомплектной общеобразова- тельной школы с соотношением 2:2:2 (соответственно младшие, средние, старшие школьники). Генеральный план школьной территории предполагает деление на функциональные зоны в соответствии с учебным процессом, предусматриваемым архитетктурно-планировочной орга- низацией здания общеобразовательной школы. Функциональная структура школьного здания и взаимосвязь отдельных блоков с функциональными зонами школьной территории показана на рис.13.
Рис. 13. Схема взаимосвязи основных групп помещений школьного здания – блоки помещений школьного здания с отдельным выходом на территорию школьного участка; – функциональные зоны участка школьной территории;
А – блок помещений начальной школы (1-4 классы); Б – блок помещений старших классов (5-11 классы); В – лаборатории; 1 – вестибюль-гардероб; 2 – блок административных помещений; 3 – блок спортивных помещений (спортивный зал, тренажёрный зал и т.д.); 4 – столовая; 5 – актовый зал; 6 – библиотека; 7 – блок помещений для трудового обучения; 8 – входная зона; 9 – хозяйственная зона; 10 – спортивная зона; 11 – зона отдыха старших классов; 12 – учебно-опытная зона; 13 – зона отдыха младших классов
Общеобразовательные школы размещаются на территории жилой застройки на обособленных участках с радиусом обслуживания не более 750 м. Расстояние от здания школы до красной линии должно составлять не менее 25 м, от границы земельного участка до стен жилых домов – не менее 10 м. Земельный участок школы предназначен для учебно-воспитательного процесса, физкультурно-спортивных занятий, оздоровления и отдыха учащихся как во время перемен, так и во внеучебное время.
Общие площади земельных участков различных по вместимости школьных зданий приведены в табл. 11. Т а б л и ц а 11
На земельных участках школ должны предусматриваться следующие основные зоны: физкультурно-спортивная, начальной военной подготовки, учебно-опытная, отдыха, хозяй- ственная, входная. Входная зона – расположена в створе главного входа в здание школы, композиционно связана с осью, образуемой основным направлением движения людей с прилегающей территории к главному входу школы. В районе главного входа рекомендуется предусматривать мощеную площадку для сбора учащихся и проведения общешкольных мероприятий. Зоны физкультурно-спортивную и начальной военной подготовки не допускается размещать со стороны окон классных помещений зданий школ. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон других помещений здания, при наличии ограждения высотой 3 м – не менее 15 м, а площадки для занятий другими видами физкультурно-спортивных занятий — на расстоянии не менее 10 м. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. Она состоит из следующих площадок: школьного стадиона, площадки для спортивных игр, площадок для гимнастики и комбинированной площадки для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину.
Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей. Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся. Школьный стадион состоит из круговых беговых дорожек длиной 250 м, совмещенных с прямыми беговыми дорожками длиной 110 м, комбинированного поля для футбола и ручного мяча; секторов для прыжков в высоту и длину. Эти элементы предназначены для физкультурно-спортивных занятий учащихся среднего и старшего возраста (V-XI классы); кроме того, могут быть использованы взрослым населением микрорайона. В стеснённых градостроительных условиях возможно использование футбольного поля без беговых дорожек (рис.14). А – с беговой дорожкой Рис.14. Схемы школьного стадиона: Площадка для спортивных игр проектируется сблокированной из площадок для волейбола и для баскетбола (рис. 15).
Рис. 15. Схемы спортивных площадок: А – баскетбольная площадка; Б – волейбольная площадка
Площадки для гимнастики проектируются раздельными для учащихся I-IV и V-XI классов площадью по 200 м2каждая. Комбинированная площадка для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину площадью 480 м2, проектируется в основном для учащихся младшей возрастной группы. На ней можно проводить занятия по волейболу, бадминтону. Физкультурно-спортивную зону не следует размещать вблизи учебно-опытной зоны, особенно площадки для спортивных игр и метания мяча и других спортивных снарядов. В случае приближения площадок для физкультурно-спортивных занятий к учебно-опытной зоне рекомендуется огораживать их сеткой высотой не менее 2,5 м или отделять от нее зелеными насаждениями в виде ряда деревьев и кустарника-изгороди.
Зона начальной военной подготовки состоит из учебного городка по тактической подготовке и ГО (500 м2) и полосы препятствий; с участком для метания гранат (500 м2). Элементами учебного городка по тактической подготовке и ГО являются: противо- радиационное укрытие на 35-40 чел., перекрытая щель на 8-12 чел., открытая щель, колодец с защитным устройством от проникновения РВ и ОВ (наземная часть) и площадка для проведения специальной обработки. Элементами полосы препятствий являются: ров (ширина – 2,5 м, длина 3 м, глубина – 0,5 м), который оборудуется в 20 м от старта; бревно (длина – 5 м, диаметр – 20-30 см), лабиринт (длина – 6 м, ширина -2 м, высота – 1,1 м, ширина прохода – 0,5 м, количество проходов – 10), беговая дорожка (длина – 30 м). Зону начальной военной подготовки рекомендуется приближать по возможности к физкультурно-спортивной зоне.
Учебно-опытная зона на участке школы размещается для изучения процессов жизни растений, выполнения работ по агротехнике, получения практических навыков по метрологии, ботанике, биологии. На ней размещаются отделы: начальных классов, полевых и овощных культур, плодового сада и питомника и коллекции растений, метеорологическая и географическая площадки и площадка для занятий на воздухе с навесом. Также в учебно-опытной зоне размещается теплица (с зооуголком). Учебно-опытную зону рекомендуется размещать вблизи хозяйственной зоны участка школы. Работа по цветочно-декоративному растениеводству осуществляется в зоне озеленения на газонах и других площадках, требующих озеленения и не подвергающихся вытаптыванию. Метеорологическая и географическая площадки размещаются на незатеняемой территории и с учетом расстояния от здания школы не менее трех его высот. Зона отдыха предназначена для оздоровительных мероприятий с учащимися в учебное время (короткие и длинные перемены) и во внеучебные часы (для отдыха групп и классов продленного дня). Зона отдыха подразделяется на площадки для 1, 2-4 классов (зона отдыха младших классов) и 5-11 классов (зона отдыха старших классов). Площадки для 1 классов предусмат- риваются площадью не менее 180 кв. м с теневыми навесами и малыми игровыми формами; площадки 2-4 классов предназначены для подвижных игр площадь их рассчитывается исходя из из расчета 100% охвата учащихся этих возрастных групп.
Площадки для отдыха 5-11 классов подразделяются на площадки для подвижных игр, исходя из 50% охвата учащихся данной возрастной группы, и на площадки спокойного отдыха для остальной части учащихся. Площадки для подвижных игр размещаются вблизи соответствующих учебных секций школьного здания. Хозяйственная зона предназначена для размещения хозпостроек для хранения различного оборудования и хозинвентаря, гаража для автомашин, мусоросборников и навеса для инвентаря. Хозяйственная зона размещается со стороны входа в производственные помещения столовой и вблизи учебно-опытной зоны. Въезд в нее шириной 3,5 м рекомендуется предусмат- ривать самостоятельным с улицы или внутриквартального проезда, изолированно от входа учащихся на участок. В хозяйственной зоне оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с плотно за- крывающимися крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания кон- тейнеров на 1,0 м со всех сторон. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки. Вокруг здания школы проектируется проезд с асфальтобетонным покрытием шириной 5-6 м. На расстоянии 5 м от стены здания школы, для обеспечения условий для проезда пожарной машины. Также необходим подъезд к помещению столовой школы с разворотной площадкой в конце. Озеленение территории школы оказывает влияние на температуру и влажность воздуха в летний период, регулирует солнечную радиацию, способствует уменьшения шума от проходящего транспорта. Кроме того, озеленение является средством разграничения плани- ровочных элементов функциональных зон. Площадь озеленения на участке должна составлять не менее 50 % общей площади участка общеобразовательного учреждения. Участки территории общеобразовательных учреждений должны иметь ограждение по всему периметру высотой не менее 1,5 м в соответствии с требованиями. Вдоль ограждения следует предусматривать полосу зеленых насаждений с посадкой деревьев и кустарников. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательной организацией, не допускается. Состав и площади функциональных зон земельных участков различных по вместимости школьных зданий, предусмотренных для городского строительства, представлены в табл. 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|