Состав и площади функциональных зон школьных участков различных по вместимости школьных зданий
Т а б л и ц а 12
Рис. 16. Примеры генеральных планов участков общеобразовательных школ: 1 – площадка для лёгкой атлетики; 2 – площадка для спортивных игр; 3 – площадка для гимнастики; 4 – площадка для волейбола и баскетбола; 5 – метеорологическая площадка; 6 – зоологическая площадка; 7 – теплица; 8 – парники; 9 – учебные посадки; 10 – площадка для подвижных игр младших классов; 11 – площадка для подвижных игр старших классов; 12 – хозяйственный двор; 13 – площадка для тихого отдыха
Рис. 17. Примеры генеральных планов участков общеобразовательных школ: 1 –6 – спортивные площадки; 7, 9 – площадки подвижных игр, 8 – зона отдыха; 10–12 – питомник-участки для полевых и овощных культур; 13 – метеорологическая площадка; 14 – площадка для занятий на воздухе; 15 – площадки начальных классов; 16–17 – парник, теплица; 18 – плодовый сад; 19 – хозяйственный двор
Рис. 18 Генплан территории школы. Работа ст. Воеводиной О., гр. Арх-41 (рук. Щур О.А., Вилкова А.С.) 2012/2013 уч. год Рис. 19 Генплан территории школы. Работа ст. Бурлаковой В., гр. Арх-41 (рук. Щур О.А., Вилкова А.С.) 2012/2013 уч. год
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ Требования к помещениям Группа теории и общеобразовательных дисциплин - это традиционная группа учебных помещений, состоит из классов для младших школьников и кабинетов, лабораторий с лаборантскими для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Основное помещение школы - класс - учебный кабинет должно отвечать требованиям активного ведения учебного урока с организацией как фронтальных, так групповых и индивидуальных форм обучения с широким привлечением технических средств. Учебные помещения не должны размещаться в подвальных и цокольных этажах здания. Учебный кабинет должен включать рабочую зону учащихся, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, личных вещей учащихся и возможности активной деятельности. Эти зоны как сумма пространств должны обеспечивать оптимальные условия обучения.
Оптимальным учебным помещением являются классы и кабинеты прямоугольной формы, со сторонами от 7,2 до 9,0 м (рис. 3 А). В таких помещениях можно применить трёхрядную расстановку столов, что обеспечивает необходимые условия видимости доски учащихся, сидящих за последним рядом столов. Вход в учебный класс должен располагаться со стороны классной доски. Допускается проектировать учебные помещения с входом со стороны задних столов («оборотные классы») не более 25 % от общего количества учебных помещений. При лабораториях должны быть предусмотрены лаборантские площадью не менее 16м2. Лаборантские должны располагаться со стороны классной доски, а из лаборантской химии (рис. 3 Б) предусматривается второй выход непосредственно в коридор, рекреационные помещения. Кроме того, между лаборантской и лабораторией химии должен быть запроектирован встроенный вытяжной шкаф с возможностью устройства вытяжных отверстий из лаборантской и лаборатории. Высота учебных помещений и лабораторий должна быть 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Варианты планировки учебных кабинетов показаны на рис. 3.
А Б Рис. 3. Варианты планировки учебных кабинетов: А - планировка типового учебного кабинета; Б - планировка кабинета химии (лаборатория и практикум) Проходы и расстояния между оборудованием в основных учебных помещениях: - между рядами двухместных и спаренных столов не менее 60 см; - между рядами столов и наружной продольной стеной не менее 70 см; - от передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной расстановке не менее 280 см; - от задних столов до задней стены (перегородки) не менее 100 см; - от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены (перегородки) не менее 140 см; - между столами в ряду не менее 50 см: - между столом преподавателя и передними столами учащихся не менее 80 см: - наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски в учебном помещении 860 см.
- Учебные помещения должны группироваться в учебные секции: - для 1-х классов школ в учебных секциях следует пред сматривать не более трех классных помещений со спальными-игровыми (комнатами отдыха'«рис. 5к - для 2-4 классов в учебных секциях следует пред} сматривать не боже тести классных помещений с рекреациями и санитарными узлами, а также комнату труда ■ унверсадьаое - помещение для групп продленного дня. - для 5-11 классов в учебные секции должны входить учебные классы-кабинет, лаборатории и соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы; последние допу скается размещать вне учебной секции, но в группе помещений для учащихся этих классов; Рис.5. Варианты планировок классных помещений для 1-х классов со спальными-игровыми (комнатами отдыха): 1 - учебный кабинет; 2 - спальня-игровая с двухъярусными кроватями
- учебные секции-блоки 1, 2-4 классов, а также 5-8 (9) классов, должны быть обособленными и непроходными для учащихся других возрастных групп. Учебные секции могут быть следующих типов (рис.6): - линейные учебные секции с коридорной рекреацией; - линейные схемы с зальной рекреацией.
Рис. 6 Различные типы учебных секций: а. б—линейные счебные секции с коридорной рекреацией; в - линейные схемы с зальной рекреацией Длина образовавшегося коридора не должна превышать 40 м. Коридоры должны иметь естественное освещение. Группа помещений теории и общеобразовательных дисциплин должна иметь удобные связи с учебным центром и общешкольными помещениями. Учебные помещения следует изолировать от помещений с источником шума и запахов: мастерских, спортивного и актового залов, киноаудиторий, столовой и др. В состав помещений учебного центра входит: информационный центр, библиотека с медиатекой1, универсальная лекционная аудитория, технический центр, учительские с методическими кабинетами. Кроме того, в учебный ценФр входит ряд помещений, оборудованных под лингафонные кабинеты, кабинеты технических средств обучения (ТСО), а также кабинеты индивидуальной подготовки на электронных обучающихся устройствах, кабинет психологической разгрузки, зимний сад и т.п.
При проектировании информационного центра следует учитывать его активное использование, как в первую, так и во вторую половину дня и поэтому он должен иметь удобную связь с учебными помещениями и с помещениями продленного дня. Схемы планировки информационного центра с открытым доступом в интернет показан на рис. 7. Рис.7. Сема планировки информационного центра с возможностью автономной работы нк|яп-сваз Рис.8. Сема размещения оборудования в интернет-классе
Помещения для трудового обучения должны располагаться на первом или в цокольном этаже под помещениями, в которых шум не может оказывать существенного отрицательного влияния на функциональный процесс и иметь естественное освещение. Из мастерских по обработке древесины необходимо предусматривать дополнительный выход наружу или через коридор, в который нет выхода из классов, кабинетов и лабораторий. В состав блока физического воспитания входит основной спортивный зал для старших и средних школьников размером 12x24 м, высота спортивного зала не менее 6 м (от пола до низа выступающих конструкций). При залах должны располагаться снарядные, раздевальные, душевые, санитарные узлы. Для младших классов функцию спортивного зала выполняет универсальный зал. Площадь универсального зала 12x12м. Высота 3,3м до пола вышележащего этажа. Основной спортивный зал необходимо размещать на первом этаже. Допускается его заглубление в цокольный этаж, но не более 1,5 м от уровня отмостки при обеспечении нормированного уровня естественного освещения. Снарядные соединяются со спортивным залом через дверь или проём шириной не менее 2 м и высотой не менее 2.2 м. Площадь снарядной 16-32м2. При спортивных залах должны быть предусмотрены раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 м2 каждая; душевые, площадью 9 м2 каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 м2 каждая; комната для инструктора, площадью 9 м2. Из спортивного зала (или снарядной) предусматривается дополнительный выход наружу в сторону спортивного ядра для эвакуации учащихся и вноса-выноса спортивных снарядов. Пол снарядной необходимо устраивать в одном уровне с полом зала (без порога). Вход учащихся в спортивный зал осуществляется через раздевальные или обособленный коридор. Перед входом в зал необходимо предусмотреть накопительное пространство в виде небольшой рекреации-фойе. Примеры компоновки спортивного зала представлены на рис. 9. Рис.9. Примеры компоновки спортивного зава (сх. А, Б) Группа общешкольных помещений играет решающую роль в создании выразительной архитектуры школы. Рекреации, являясь основным композиционным каркасом школы в сочетании с основными общешкольными залами, определяют общий принцип композиции сооружения. При проектировании рекреаций необходимо предусматривать их многофункциональное использование.
Ширина рекреационных помещений должна приниматься не менее 2,8 м. Ширина рекреационных помещений, примыкающих к классам - не менее 4,0 м. ширина коридора, примыкающего к учебным помещениям должна быть не менее 1,8 м, остальных - н менее 1,2 м. Рекреационные помещения, находящиеся вблизи зрительного зала следует проектировать с учетом использования их в качестве кулуаров (фойе). Длина коридора при освещении его с одного торца не должна превышать 24,0 м, при освещении с двух торцов - 48,0 м. При большей длине коридора следует предусматривать световые карманы. Расстояние между световыми карманами не должно превышать 24,0 м, а расстояние между световым карманом и окном в торце коридора - не более 30 м. Ширина светового кармана должна быть не менее половины его глубины. В школе на 22 класса необходимо устраивать один гардероб для младших школьников, расположенный в блоке младших классов и один гардероб для учащихся среднего и старшего возраста, расположенный в основном блоке помещений старшего и среднего звена, вблизи главного входа. Варианты размещения такого гардероба в структуре шкального здания представлены на рис. 10. Площадь гардероба рассчитывается исходя из нормы — 0.15—0.35 м2~ на учащегося; вестибюль при этом рассчитывается с учётом норм - 022-0.35 м2 на учащегося. Рис. 10. Варианты размещения гардероба в структуре школьного здания: А - боковое размещение гардероба; Б - боковое размещение гардероба; В - островное размещение гардероба Для обеспечения школьников горячим питанием в школе на 22 класса необходимо устраивать обеденный зал столовой (рис. 11). Площадь обеденного зала столовой следует принимать из расчета не менее 0,8 м2 на одно посадочное место. Число посадочных мест определяется из расчета 1/3 численности учащихся, преподавателей и администрации общеобразовательного учреждения. Предусматривается посменное посещение столовой разных возрастных групп. Необходимо предусмотреть отдельный вход в обеденный зал для учащихся начальных классов, с целью исключения пересечения путей движения школьников разных возрастных групп. При обеденном зале должны предусматриваться умывальники из расчета 1 кран на 30 посадочных мест. Умывальники следует размещать в проходах или коридорах, ведущих в обеденный зал. В производственные помещения столовой должен предусматриваться отдельный вход и дебаркадер. Санузлы дли учащихся (рис. 12) проектируются не менее чем по два на этаже из расчета: один унитаз на 30 девочек и один писсуар на 40 мальчиков. Умывальные рассчитываются: 1 умывальник на 60 учащихся. Если школа делится на изолированные блоки, то каждый блок должен иметь свои санузлы. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них. Рис. 12. Варианты организации санитарных узлов, основные габариты: А, Б - варианты организации санузлов для мальчиков; В, Г - варианты организации санузлов для девочек Зрительный (актовый) зал является местом проведения самых различных мероприятий. Поэтому в нём должен быть горизонтальный пол и съёмные кресла. Зал может проектироваться как с естественным освещением, так и без него. Объём зала по соображениям акустики и вентиляции принимается 4/5 м" на одного зрителя. Количество мест в зале принимается из расчета посадки не менее 60 % учащихся школы и должно быть кратным вместимости классов. Площадь актового зала рассчитывается исходя из нормы - 0,65 м2 на одно место. Пример компоновки зала показан на рис. 13.
Рис. 13. Варианты компоновки актовых залов Глубина эстрады не менее 4,5 м, оптимально - 6 м, ее пол должен быть выше пола зала на 0,9 м. Эстрада оборудуется кулисами. Игровую площадку желательно непосредственно связать с другими помещениями: классом музыки и пения, библиотекой, комнатой общественных организаций, рекреацией и др. Уместно запроектировать отдельный вход на эстраду, который будет служить также запасным выходом для зрителей. При актовом зале предусматриваются: 1. кладовые инвентаря менее 2-х по Юм2 каждая; 2. артистическая уборная не менее 2-х по 9 м2 каждая 3. киноаппаратная с перемоточной и тамбуром площадью 27м2 4. технический центр (радиоузел, дикторская, комната, ремонта аппаратуры) площадью 70 м2. Рис. 14. Варианты планировочных решений актовых залов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|