Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Концепция детерминизма




Классический детерминизм: отождествление детерминизма и причинности в механистической картине мира. Причина и следствие; свойства причинной связи. Динамические законы, их эвристическая значимость. Детерминизм и индетерминизм.

Формирование вероятностного детерминизма в естествознании XX века. Вероятностные (статистические) закономерности, их эвристическая значимость. Необходимость и случайность в вероятностном детерминизме; типы детерминации.

 

Тема 11. Химическая картина мира

Предмет химии. История развития химических знаний: донаучный и научный период. Важнейшая задача химии: создание новых веществ. Различные концептуальные уровни химических знаний.

Химия как учение о составе вещества. Основные достижения химии элементов. Закон сохранения массы вещества. Атомизм. Периодический закон Д.И. Менделеева и его уточненные формулировки. Химические элементы; химические соединения; сложные вещества.

Структура вещества. Основные установки и задачи структурной химии. Учение А.М. Бутлерова о строении органических соединений. Органический синтез. Структурная химия неорганических соединений, ее достижения. Ограниченность концепции.

Химия как учение о химических процессах. Задачи науки. Методы управления реакциями: термодинамический и кинетический. Реагенты, катализаторы, ингибиторы. Новые химические технологии и их продукты.

Эволюционная химия, ее предмет и задачи. Химический опыт живой природы; биокатализ; ферменты. Предбиологическая эволюция: «химический отбор веществ». Общая теория химической эволюции и биогенеза А.П. Руденко. Роль автокаталитических процессов в самоорганизации материи. Нестационарная кинетика.

 

Тема 12. Современная геология о строении и развитии Земли

Геохронология об истории геологического развития Земли. Геохронологическая шкала. Методы геохронологических исследований.

Геология о внутреннем строении Земли: внутреннее и внешнее ядро, мантия, литосфера. Современные концепции развития геосферных оболочек. Основные геологические оболочки: литосфера, гидросфера, атмосфера, педосфера. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Гидросфера и ее значение. Почва; почвообразующие факторы. Строение атмосферы.

А. Вегенер и концепция мобилизма. Новая глобальная тектоника о дрейфе материковых плит.

 

Тема 13. Современная биологическая картина мира

Предмет биологии, ее задачи. Сущность живого, его основные признаки: самоорганизация и самовоспроизведение. Механизмы самовоспроизведения.

Структурные уровни организации живой материи: молекулярно-генетический, клеточный, популяционно-видовой, биогеоценотический.

Клеточная теория строения вещества. Клетка как фундаментальная частица живой материи. Структура клетки.

Биосфера. Учение о биосфере В.И. Вернадского. Эволюция и коэволюция. Биосфера и ноосфера. Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский о ноосфере. Биосфера как глобальная экосистема. Проблема биоразнообразия. Многообразие живых организмов – основа устойчивости и организации биосферы. Законы функционирования биосферы. Компьютерное и математическое моделирование биосферных процессов. Биосферные процессы и космические циклы. Эволюция биосферы и влияние космоса.

Противоречия в системе «природа-человек». Экология.

 

Тема 14. Концепции биологической эволюции

Развитие идеи эволюции в биологии. Телеологическое учение Ж.-Б. Ламарка. Концепция Ч. Дарвина. Факторы биологической эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор. Утверждение идеи эволюционизма в качестве методологической установки в биологии.

Критика дарвинизма. Генетика, ее основные положения. Ген, генотип, генофонд. Модификационная и генотипическая изменчивость. Мутации, мутагены.

Основные принципы неодарвинизма. Популяция как элементарная структурная единица эволюции. Эволюция как изменение генотипа популяции. Факторы эволюции: естественный отбор, мутации, популяционные волны численности, изоляция. Основные и неосновные факторы эволюции. Микроэволюция и макроэволюция.

Направленность и темп биологической эволюции. Мировоззренческое звучание эволюционных идей.

 

Тема 15. Человек как предмет естественнонаучного познания

Проблема антропогенеза и варианты ее естественнонаучных решений. Ч. Дарвин о происхождении человека от обезьяноподобного предка. Ф. Энгельс: трудовая теория антропогенеза. Этапы антропогенеза.

Мутационная теория эволюции. Сальтационизм. Теории неокатастрофизма. Эволюционная теория антропогенеза П. Тейяра де Шардена.

Биологическая и социальная эволюция человека. Соотношение биологических и социальных факторов в онтогенезе человека. Социобиология о природе человека.

Бессознательное и сознательное в человеке. Фрейдизм и неофрейдизм о человеке.

Экология и здоровье человека.

Система «человек-биосфера». Разрушение биосферы под влиянием человеческой деятельности. Глобализация и экологизация. О понятии глобализации. Основные направления и социоприродная сущность глобализации. Глобализация через устойчивое развитие.

Коэволюция человека и биосферы и типы экологизации хозяйственной деятельности.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименования модуля, тем курса и тем самостоятельной работы Формы организации учебного процесса (в часах)
    Всего Аудиторная работа Самост. (внеауд.) работа  
Лекции   Практи-ческие занятия
         
1. Естествознание как отрасль научного познания        
1.1. Концепции современного естествознания: предмет и значение курса.        
1.2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.        
1.3. Наука как явление культуры.        
1.4. Научный метод.        
1.5. Модели развития науки.        
1.6.Современная научная парадигма.        
2. Неживая природа в современной естественнонаучной картине мира        
2.1. Современные космологические концепции        
2.2. Концепции пространства и времени в физике        
2.3. Физика о строении материи        
2.4. Концепция детерминизма        
2.5. Химическая картина мира        
2.6. Современная геология о строении и развитии Земли        
3. Естествознание о живой природе        
3.1. Современная биологическая картина мира        
3.2. Концепции биологической эволюции        
3.3. Человек как предмет естественнонаучного познания        
Итого: 108 28 26 54

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ № 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Планы лекционных занятий

Тема 1.1. Концепции современного естествознания:

Предмет и значение курса

План

  1. Предмет дисциплины «Концепции современного естествознания».
  2. Задачи курса.
  3. Значение курса.

Литература

Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям / А.А. Горелов. – М: ВЛАДОС, 2006

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Т.Я. Дубнищева. – М.: Академия, 2006

Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов / [В.Н. Лавриненко и др.]; под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2007

Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / Е.Ф. Солопов. – М.: ВЛАДОС, 2004

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...