Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры




План

  1. Теоретические основания выделения типов культур.
  2. Противостояние культур.
  3. Взаимодействие естествознания и гуманитаристики в современной культуре.

Литература

Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: курс лекций: учебное пособие по дисциплине «Концепции современного естествознания» для гуманитарных направлений и специальностей / А.Н. Бабушкин. – СПб. [и др.]: Лань; М.: Омега-Л, 2004

Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов по гуманитарным специальностям / А.А. Горелов. – М.: АСТ: Астрель, 2003

Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Учебное пособие для вузов / С.Х. Карпенков. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004

Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов: экспресс-справочник для вузов / ред. С.И. Самыгин. – М.: Март: Ростов н/Д: Март, 2005

Покровский А.К. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А.К. Покровский, Л.Б. Миротин; ред. Л.Б. Миротин. – М.: Экзамен, 2005

 

Тема 1.3. Наука как явление культуры

План

  1. Существенные черты научного знания.
  2. Проблема возникновения науки и варианты ее решения.
  3. Классификация наук.
  4. Значение науки.

Литература

Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / В.Г. Горохов. – М.: Инфра-М, 2004

Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / С.Х. Карпенков. – М.: Академический Проект, 2006

Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2007

Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2007

 

Тема 1.4. Научный метод

План

  1. Научный метод. Аксиоматика научной методологии.
  2. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни.
  3. Проблемы и перспективы развития науки.

Литература

Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В.В. Горбачев, В.М. Безденежных. – М.: Экономистъ, 2004

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах / Т.Я. Дубнищева. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003

Концепции современного естествознания: Учебник / [А.Д. Урсул, В.А. Лось]; М.: РАГС, 2005

Лозовский В.Н. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов / В.Н. Лозовский, С.В. Лозовский. – СПб. [и др.]: Лань, 2004

Рау В.Г. Общее естествознание и его концепции: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / В.Г. Рау. – М.: Высшая школа, 2003

 

Тема 1.5. Модели развития науки

План

1. Позитивистская модель эволюционного развития науки.

2. Постпозитивистские концепции развития научного знания.

А) Модель научных революций Т. Куна

Б) Модель конкурирующих исследовательских программ И. Лакатоса

Литература

Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В.В. Горбачев, В.М. Безденежных. – М.: Экономистъ, 2004

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах / Т.Я. Дубнищева. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003

Концепции современного естествознания: Учебник / [А.Д. Урсул, В.А. Лось]; М.: РАГС, 2005

Лозовский В.Н. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов / В.Н. Лозовский, С.В. Лозовский. – СПб. [и др.]: Лань, 2004

Рау В.Г. Общее естествознание и его концепции: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / В.Г. Рау. – М.: Высшая школа, 2003

Тема 1.6. Современная научная парадигма

План

  1. Теория самоорганизации.
  2. Принцип глобального эволюционизма.
  3. Методология системного подхода.

Литература

Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / В.Г. Горохов. – М.: Инфра-М, 2004

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Т.Я. Дубнищева. – М.: Академия, 2006

Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов / [В.Н. Лавриненко и др.]; под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2007

Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2007

Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / Е.Ф. Солопов. – М.: ВЛАДОС, 2004

 

Планы семинарских занятий

Тема 1.2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

План семинарского занятия

  1. Теоретические основания выделения типов культур.
  2. Противостояние культур.
  3. Взаимодействие естествознания и гуманитаристики в современной культуре.

Литература

Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: курс лекций: учебное пособие по дисциплине «Концепции современного естествознания» для гуманитарных направлений и специальностей / А.Н. Бабушкин. – СПб. [и др.]: Лань; М.: Омега-Л, 2004

Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов по гуманитарным специальностям / А.А. Горелов. – М.: АСТ: Астрель, 2003

Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Учебное пособие для вузов / С.Х. Карпенков. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004

Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов: экспресс-справочник для вузов / ред. С.И. Самыгин. – М.: Март: Ростов н/Д: Март, 2005

Покровский А.К. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А.К. Покровский, Л.Б. Миротин; ред. Л.Б. Миротин. – М.: Экзамен, 2005

Тема 1.3. Наука как явление культуры

План семинарского занятия

1. Что такое наука? Существенные черты научного знания.

2. Классификация наук.

3. Наука в системе культуры.

Рекомендации по подготовке к семинару

С помощью учебной и дополнительной литературы дайте развернутое определение науки, выделив существенные и отличительные черты научного знания. Рассмотрите различные варианты классификации наук. Определите место и роль науки в современном обществе. Приготовьтесь к выполнению письменной проверочной работы по вопросам, указанным в плане семинарского занятия.

Учебная литература

Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям / А.А. Горелов. – М: ВЛАДОС, 2006

Канке В.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2006.

Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов / [В.Н. Лавриненко и др.]; под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2007

Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2007

Дополнительная литература

Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М., 1991

Пуанкаре А. О науке. М., 1983

Современная философия науки. М., 1996

Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996

 

Тема 1.4. Научный метод

План семинарского занятия

1. Значение метода в познавательной деятельности. Аксиоматика научной методологии.

2. Формы научного познания.

3. Методы научного познания.

4. Структура естественнонаучных знаний.

Рекомендации по подготовке к семинару

С помощью учебной и дополнительной литературы дайте определение метода, выделите существенные и отличительные характеристики научного метода, сформулируйте аксиоматику научной методологии. Дайте краткую характеристику основных форм научного знания. Опишите эмпирические и теоретические методы научного познания, различите эмпирический и теоретический уровни в науке.

Учебная литература

Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям / А.А. Горелов. – М: ВЛАДОС, 2006

Канке В.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2006.

Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов / [В.Н. Лавриненко и др.]; под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2007

Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2007

Дополнительная литература

Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М., 1991

Пуанкаре А. О науке. М., 1983

Современная философия науки. М., 1996

Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...