Основные трактовки термина «системный анализ»
Стр 1 из 5Следующая ⇒ 05.09.2011 Литература: Волкова В.Н. Теория системы, 2006 год Дрогобыцкий И.Н., Системный анализ в экономике Макрусев В.В. Основы системного анализа
Условия и предпосылки возникновения системного подхода
Слово «система» появилось в Древней Греции 2000-2500 лет назад и означало «сочетание», «организм», «устройство», «организация», «строй», «союз». В конце 19 в начале 20 века возникают три варианта нового направления, которое предполагает обобщенное описание организации, «поведения» систем любой природы и управления ими: 1.Тектология А.Богданова (Малиновского) Основная идея: единство строения и развития самых различных систем независимо от того материала, из которого они состоят. Это система любых уровней организации - от атомных и молекулярных до биологических и социальных. Общая теория систем Людвига фон Берталанфи Первооснователь теории систем и главное понятии в его работе «открытая система» Кибернетика Норберт Винера Основная идея: единство принципов управления биологических, технических и социальных систем
В настоящее время системные теории можно разделить: 1.Общая теория систем – обобщенное знание о системах Базируется на: -философия - приемы познания и категориальный аппарат (термины) -математика - количественный анализ систем 2.Отраслевые теории систем - изучают специфику различных систем (физических, химических, биологических, экономических, социальных)
3.Специальные теории систем - отражение их отдельных сторон, аспектов, этапов. 4.Системотехника - прикладная инженерная дисциплина, находится под воздействием техники, моделирования, проектирования и конструирования.
Системный подход как основа системного анализа Основные черты системного подхода: 1. Связан с исследованием и созданием объектов как систем, относится только к системам 2.Требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента. 3.Требует многоуровневого изучения предмета: -изучение самого предмета - «собственный» уровень; -его изучение как элемента как более широкой системы – «вышестоящий» уровень -его изучение через составляющие элементы – «нижестоящий» уровень
Принципы системного подхода: 1.Целостность (система-это единое целое и одновременно подсистема для вышестоящих уровней) 2.Иерархичность строения (т. е. наличие множества элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня 3.Структуризация (анализ элементов систем в рамках конкретной структуры) 4.Множественность использования различных моделей для описания системы
Традиционный подход это: ü Расчленение того, что предстоит объяснить ü Объяснение поведения или свойств частей взятых по отдельности ü Объединение (синтез) этих объяснений в объяснение целого
Системный подход это: ü Определение целого (системы), частью которого является интересующий нас объект ü Объяснение поведения этого целого ü Объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его функций в этом целом
Системный подход основывается на том, что при изучении внешне различных объектов могут оказаться полезными обобщающие взаимосвязанные оценки, подходы, понятия, перенос результатов из одной области в другую.
Преимущества системного подхода: ü Высвечивается то общее в различных объектах, что затеняется деталями ü Методы принятия решений переносится из одних областей науки в другие ü Специалисты переходят от детерминированных моделей мышления к использованию моделей с нечеткими целями ü Не допускается переоценка возможностей отдельных методов принятия решений, например, только математического моделирования. ü Осуществляется синтез знаний из различных наук ü Учитывается интегральный эффект, что приводит к разработке эффективных и экономичных проектов ü В проект вводятся информационное описание системы, разрабатывается процесс сбора и обработки информации
Эффективность системного подхода тем выше, чем к более сложной системе он применяется Суть системного подхода состоит: В комплексном взаимосвязанном, целостном рассмотрении и решении различных аспектов и сторон формирования, функционирования и улучшения сложных систем
Руководитель должен обладать системным мышлением, так как: -менеджер должен воспринимать, перерабатывать, систематизировать огромный объем информации -необходимо соотносить одно направление деятельности организации с другим, не допуская квазиоптимизации управленческих решений -необходимо осознавать какое место организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с вышестоящей системой -оно позволяет руководителю более продуктивно выполнять свои функции (прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль)
Системный анализ: понятие, история возникновения Термин системный анализ впервые появился в работах корпорации RAND в 1948 г. Первой разработкой, которая представлена как «система», стало проектирование сверхзвукового бомбардировщика.
Основные трактовки термина «системный анализ» 1. СА - один из методов выбора лучшего решения Акцент - на объекте изучениям (система), а не на системности рассмотрения 2. СА-метод познания (противоположность синтезу) 3. СА-анализ, любых систем
4. СА-теоретико-прикладное направление исследований, основанное на системной методологии и характеризующееся определенными принципами, методами и областью применения. Он включает в свой состав, как методы анализа, так и методы синтеза.
Системный анализ - современное определение научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества на основе системного подхода.
Цель СА: полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с получаемым эффектом.
Задача СА: понимание функционирования системы, проектирование нужной системы, ее создание и управление ею.
Объект СА: процесс подготовки и принятия решения, а именно 1.общие закономерности проведения исследований, направленные на поиск наилучших решений проблем на основе системного подхода. 2.конкретные научные методы исследования - определение целей и их ранжирование, разделение проблем на элементы и т.д. 3.принципы интегрирования различных методов и приемов исследования в совокупности методов СА. Предмет СА -явления и процессы в сложных системах, их характеристики и взаимодействия с окружением, закономерности их деятельности и развития, управление такими системами с исполнением современных методов и средств обработки информации.
Системный анализ: 1.применяется в тех случаях, когда задача (проблема) не может быть сразу представлена с помощью формальных методов. 2.уделяет внимание, процессу постановки задач, используя формальные методы и качественный анализ 3.опирается на основные понятия теории систем 4.помогает организовать процесс коллективного принятия решений. 5.требует обязательной разработки методики СА. 6.исследует процессы целеобразования и разработки средств работы с целями. 7.используетрасчленение большой неопределенности на более обозримое при сохранении целостного представления о проблеме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|