Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате




ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ФИЛОСОФИИ Ф. БЭКОНА.

Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Ф.Бэкон. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970, с. 194 Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”, в нем можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию.

Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе природу Ф.Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения человека. В силу того, что основой книжной науки, как уже говорилось, была выхолощенная и абсолютизированная логика Аристотеля, то Бэкон отказывается и от авторитета Аристотеля. “Логика, -пишет он, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению ошибок, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна”. Ф.Бэкон. Там же., с. 194. Он ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов, одним словом, в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Его философию можно назвать своеобразным возрождением античной натурфилософии с ее наивной верой в незыблемость истин факта, с постановкой в центре всей философской системы природы. Однако в отличие от Бэкона натурфилософия была далека от того, чтобы поставить перед человеком задачу преобразовать и подчинить себе природу, натурфилософия сохраняла благоговейное преклонение перед природой. Таким образом, центральной проблемой философии Ф.Бэкона можно назвать проблему отношения человека и природы, которую он решает в русле утилитаризма, можно сказать, что именно с него начинается европейский утилитаризм, наиболее ярко проявившийся в философии прагматизма (Джемс, Дьюи, Парсонс).

 

ПОНЯТИЕ “ПРИЗРАКОВ” У Ф.БЭКОНА

Итак, важнейшим условием овладения природой является знание, которое, по мнению Бэкона должно строится на новых принципах. Прежде всего, необходимо очистить познание от мешающих ему “призраков”, т.е. некоторых установок сознания или сложившихся традиций мышления. “Существуют четыре вида призраков, которые осаждают умы людей. Назовем первый вид призраков - призраками рода, второй - призраками пещеры, третий - призраками рынка, четвертый - призраками театра “.Ф.Бэкон. Там же., с. 196. Под призраками рода Бэкон понимает устойчивость некоторых человеческих представлений, например, представление о том, что Земля плоска; призраки пещеры - это заблуждения одного отдельного человека, обусловленные его индивидуальными особенностями,; призраки рынка - мнение толпы или большинства (невольно вспоминается библейское “не следуй за большинством на зло”); и, наконец, призраки театра - это вера в высшие авторитеты - ученых, религиозных догматов и т.д. Только подвергнув свое знание строгой проверке, можно отыскать в мире истину. Главным учителем человека должна быть природа. “Лучше рассекать природу, чем отвлекаться от нее. Это и делала школа Демокрита, которая больше чем другие проникал в природу”. Ф.Бэкон. Там жеБэкон впервые после долгого забвения упоминает имя Демокрита, возрождая таким образом античное философское наследие в его полноте, заложенную именно там традицию опытного постижения природы.

 

ПОНЯТИЕ ОПЫТА В ФИЛОСОФИИ Ф.БЭКОНА

“Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. Опыты в науке бывают плодоносными и светоносными, первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь. В этом пути его будут сопровождать главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам... Другой же - выводит аксиомы из ощущений”.

Это не что иное, как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Дедуктивный метод был хорошо отработан в Логике Аристотеля и более поздних работах. Заслуга Бэкона в философском обосновании индукции. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Например, мы можем утверждать, что все кошки мяукают до тех пор, пока нам не встретится хоть одна немяукаящая кошка. В науку, считает Бэкон, нельзя допускать пустые фантазии, “...человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, - чтобы они сдерживали каждый прыжок и полет”

Для того чтобы добраться до истины, науке необходимо накопить огромное количество плодоносных опытов, подобно муравью, который по песчинке собирает свой муравейник, в отличие от паука, создающего из самого себя затейливый узор своей паутины. С муравьями Бэкон сравнивал ученых-естествоиспытателей, а с пауками ученых-схоластов, книжников. Если первые приносят пользу людям, то вторые - задерживают развитие познания. Однако наилучшим типом ученого он считал - ученого, который как пчела по крупице собирает нектар опыта, чтобы получить из него новый, ценный и полезный как мед продукт - полезные знания, способные изменить мир для блага человека.

 

ДЖОН ЛОКК.

Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения,

достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский

философ, врач по образованию и политик по роду своей практической

деятельности, Джон Локк (1632-17-4). В своем главном научном труде «Опыт о

человеческом разуме»(1690) Локк задался целью всесторонне обосновать

положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Первый

вопрос, который он должен был решить на пути осуществления своего замысла,

это высказать отношение к имевшей широкое распространение теории

«врожденных идей». Д. Локк категорически отвергает возможность

существования такого рода идей.

Поскольку Д.Локк отверг существование врожденных идей, то закономерно

встал следующий вопрос: каков же источник этих идей? Отвечая на этот

вопрос, английский философ ясно формулирует исходный принцип эмпиризма. "На

опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, происходит

наше наблюдение, направленное или на внешние предметы, или на внутренние

действия нашей души, воспринимаемые и рефлексируемые нами самими,

доставляют нашему разуму весь материал мышления"(Там же. С 128).

Как видно из высказывания Д.Локка, он различает два вида опыта:

внешний опыт, состоящий из совокупности определений и внутренний опыт,

образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью.

Источником внешнего является объективный материальный мир, который

воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе,

утверждает английский мыслитель, в нас и возникают простые идеи, имеющие

реальное (т.е. объективное) содержание, сообразное самим вещам.

Внешний опыт или рефлексия — это деятельность нашего ума, когда он

занимается переработкой приобретенных идей. Разъясняя свое понимание

внутреннего опыта или рефлексии, Д.Локк подчеркивает мысль о том, что "

этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя", что он "не

имеет никого дела с внешними предметами и хотя этот источник не есть

чувство...,...тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно

точно назван внутренним чувством". Эта характеристикавнутреннего опыта призвана подчеркнуть большое значение деятельности ума,рефлексии. Но все же, обосновывая главное положение эмпиризма, Д.Локкнеоднократно подчеркивал, что деятельность ума, которая становитсяпредметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных,возникающих у человека раньше идей рефлексии. И вообще, душа не можетмыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления.

Однако при получении идей рефлексии наш ум не пассивен, а активен. Он

совершает некоторые собственные действия, при помощи которых, из простых

идей как материала и основания для остального, строятся другие. Благодаря

этой способности, ум имеет больше возможности разнообразить и уменьшить

объекты своего мышления бесконечно дольше того, чем ему доставили ощущения

или рефлексия. Вместе с тем, Д.Локк четко указывает, что ум не может выйти

за пределы тех первичних идей, которые формируются на основе ощущений.

Внешний опыт является основанием, базой всего последующего знания.

По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на

простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления

и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Локк

относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и

т.д. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К

первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные

качества внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов,

в каком-бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят

в каждой частице материи, достаточно для восприятия объема. Таковы,

например, плотность, протяженность, форма, движение, покой. Эти качества

действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые

идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя или числа. Локк

утверждает, что только идеи первичных качеств тел сходны с ними и их

прообразы действительно существую в самих телах, то есть идеи этих качеств

совершенно точно отображают объективные свойства этих тел.

Ко второй группе он относит идеи, отражающие вторичные качества,

которые, по его мнению, ненаходятся-в самих вещах, но представляют собой

силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами.

(т.е. объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи).

К вторичным качествам Локк относит такие качества вещей, как цвет, звук,

вкус и т.д. Таким образом, проявление вторичных качеств связывается

английским мыслителем не с самим объективным миром, а с его восприятием в

человеческом сознании.

Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...