Гарантии обеспечения законности и правопорядка
Некоторые современные заказные политики и юристы склонны считать, что принцип «господства права» в процессе реализации ограничивает власть жесткими нормативными требованиями, установленными законе и тем самым создается угроза эффективности правления. «Государство права» нередко объявляется устаревшей догмой. Взамен предлагается передавать властные полномочия демократически уполномоченным официальным лицам, которые призваны в этом случае внедрять в жизнь ту или иную необходимую и желательную социальную регуляцию.[40] Другие критики «господства права» считают этот принцип невероятным и даже вообще невозможным состоянием, поскольку он подвергается столь бесконечному манипулированию, что не подлежит никакому определению. «Антиформалисты» утверждают, что доктрина «господства права» базируется на метафизическом мираже и искажает реальности правовой системы. Таким образом, все более подвергается сомнению.Власть законов как принцип и метод регулирования как во внутригосударственном, так и международном аспекте. Таким образом все более подвергается сомнению. Укрепление законности и правопорядка есть объективная закономерность демократического общества. Нельзя понимать это как признание автоматизма в ее развитии, а также неверно думать, будто объективная закономерность данного процесса означает пассивное отношение к реализации принципа законности. Напротив, в интересах демократического правового государства, всемерной охраны прав и свобод человека и гражданина требуются активная систематическая борьба за укрепление законности, за ликвидацию ее нарушений, совершенствование гарантий законности и правопорядка и устранение любых препятствий на пути полнейшего осуществления принципа законности. Успех этой борьбы обусловлен объективными и субъективными условиями российского общества. Осуществление принципа законности есть средство укрепления российского общества и, наоборот, - нарушение законности объективно ведет к дестабилизации общества, произволу и анархии.
Система гарантий законности представляет собой одно из важнейших выражений демократизма политической организации общества. Под гарантией обеспечения законности следует понимать всю систему экономических (материальных), политических, идеологических и других факторов, содействующих реализации норм права. Первое. Экономические (материальные) гарантии законности и правопорядка означают, что производство материальных благ в обществе обеспечивает гражданам возможность осуществлять свои права и свободы беспрепятственно. В обществе устанавливаются эквивалентные отношения между товаропроизводителями и потребителями материальных благ, что создает экономическую основу для позитивного функционирования гражданских прав. Материально обеспеченный человек и социально защищенный субъект правоотношений, как правило, сообразует свое поведение с правом, законодательством, поскольку его интересы гарантируются правопорядком. Второе. Политические гарантии законности и правопорядка сводятся к тому, что все элементы (структуры) политической системы общества поддерживают и воспроизводят социальную жизнь на основе норм права, отражающих объективные закономерности общественного развития. Важнейшей политической гарантией законности является, таким образом, вся система политической организации Российской Федерации. Демократизм призван максимально обеспечивать воплощение в нормах права волю большинства народа и неуклонно проводить законы в жизнь. Демократия в России означает на деле активное участие населения, его многочисленных движений, партий и блоков в формировании высших органов государственной власти, в управлении делами общества, в реализации правоохранительной функции государства, в претворении в жизнь принципов законности.
Экономические и политические гарантии имеют определяющее значение для осуществления принципов законности и утверждения правопорядка. По мере совершенствования российской демократии, развития рыночных отношений, полноценной охраны прав и свобод человека и гражданина улучшается благосостояние народа, повышается политическая и правовая культура, укрепляется основная база, предпосылка законности и правопорядка. Третье. Идеологическими гарантиями законности и правопорядка является повышение общей культуры населения, в том числе правовое воспитание граждан, формирование правосознания масс. Особой разновидностью идеологических гарантий законности и правопорядка является система специальных, закрепленных в законодательстве правовых средств, которые непосредственно направлены на осуществление всех требований законности, на предотвращение, пресечение, ликвидацию нарушений законности, обеспечение неотвратимости ответственности и восстановление нарушенного права, устранение причин и условий, порождающих правонарушения. Это по сути вся специальная деятельность всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также всех экономических частных структур, общественных организаций, корпоративных групп, ведущих борьбу с нарушениями законов. Четвертое. Правовые (юридические) гарантии законности и правопорядка отличаются от всех иных способов обеспечения законности и правопорядка тем, что здесь имеется особая, предусмотренная нормами права процедура применения законов как государственными органами в целом, так и правоохранительными органами. Например, непосредственную работу по пресечению, профилактике правонарушений осуществляют органы охраны правопорядка (правоохранительные органы). Пятое. Важной структурой (элементом) в системе гарантий обеспечения законности и правопорядка являются нравственные гарантии. Они обеспечивают благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе. В которой осуществляются юридические права и обязанности субъектов правоотношений; уровень их духовной культуры; чуткость и внимание государственных органов, должностных лиц к чаяниям, законным интересам людей. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все структуры (элементы) политической организации общества и государства. Нравственные гарантии законности и правопорядка органично, тесно взаимосвязаны с экономическими, политическими, юридическими, идеологическими гарантиями.
Для всесторонней и полной реализации принципов законности и правопорядка необходима активная организаторская деятельность, осуществляемая в конкретных специфических формах всеми звеньями политической системы общества, в том числе коммерческими учреждениями, благотворительными обществами, учреждениями культуры и искусства, школами, учебными заведениями, церковью и т.д. Таким образом, осуществление законности и укрепление правопорядка требуют знания и учета всего многообразия факторов, воздействующих на поведение людей – как положительных, так и отрицательных, как материальных (экономических), социальных, политических, психологических, организационных, так и правовых (юридических). Поэтому проблема укрепления законности и правопорядка имеет комплексный характер. В этом деле должны быть интегрированы в совокупное целое все звенья политической системы российского общества. Существенной гарантией соблюдения законности в сфере государственного управления В.М. Гессен рассматривал административную юстицию, поскольку рассмотрение административно-правовых споров между гражданином и органом государственного самоуправления он считает «исключительным делом стоящего вне администрации, независимого [41]и общего суда».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|