Законность, правопорядок, демократия
Формирование правового российского государства идет по пути неуклонного роста материального и культурного уровня жизни людей, создания условий для всестороннего, гармоничного развития личности на основе повышения эффективности экономики. Строительство правового государства объективно предполагает постепенное и динамичное развертывание демократии во всех областях жизнедеятельности общества. Диалектика взаимодействия демократии и законности заключается в том, что происходит двуединый процесс: расширение демократии в обществе означает укрепление законности и правопорядка, представление гражданам все более широких прав и свобод. Известно, что немаловажными факторами, способствующими достижению идеала демократического и правового государства, являются оптимальное государственно-правовое регулирование, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство – это государство, связанное правом, а это предполагает, что государство берет на себя обязанность обеспечивать и защищать права человека и гражданина. Проблема демократии, прав человека и граждан актуальна на современном этапе преобразований общественной, экономической и политической жизни Российской Федерации, когда осуществляются преобразования, главной целью которых является обеспечение свободной безопасности, достойной и благоустроенной жизни человека. Законность и правопорядок выступают как средство защиты прав и свобод граждан и их законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий со стороны других лиц. От состояний законности зависит степень свободы человека и гражданина, реальность демократии. Поэтому неизмеримо возросли роль и значение проблем прав человека и гражданина и их реализации. Конечно, в сегодняшней, конкретной обстановке вряд ли кто рискнет назвать Российскую Федерацию сформировавшимся демократическим, правовым, социальным государством. Это процесс длительный, неимоверно трудный, сложный и важно органично сочетать развертывание демократии и законности. Дальнейшее укрепление законности в свою очередь ведет к существенным сдвигам в развитии демократии, способствует упрочению сознательной дисциплины граждан. Демократические принципы успешно претворяются в жизнь только при строгом соблюдении законов, при обеспечении прочного правопорядка, который сам создает надежную базу для наиболее полного воплощения принципов демократии.
Взаимосвязь демократии и законности имеет по крайней мере два наиболее крупных аспекта, с учетом которых можно рассмотреть все многообразие путей, форм и методов демократизации законности и правопорядка. Первое. В условиях строительства правового государства сохранится потребность углублять демократическую природу законности и правопорядка, т.е. отлаживать систему правового регулирования и юридической охраны общественных отношений, добиваться соответствия норм и институтов прав динамике общественных отношений, повышать эффективность прав и правового поведения в реализации программы рыночной экономики. Второе. Практическое участие населения страны в охране и укреплении законности, многообразных демократических формах, через которые граждане вовлекаются в эту сложную и ответственную работу. Самой природе законности в цивилизованном государстве присущ глубокий демократизм. В основе законности лежат свобода рыночных отношений, различные формы собственности, общественное мнение большинства населения страны. Важное проявление демократизма правопорядка – внутренне присущая ему связь с законностью и зависимость от нее. Демократизм законности четко выражен в ее структуре и организации правоохранительной деятельности.
Развитие демократии – процесс, который невозможно отделить от сознательной и планомерной деятельности всего общества, направленной на достижение новых рубежей в экономической реформе и социальном развитии. В современных условиях формируются исключительно высокие требования к уровню и качественным характеристикам демократии. Во всяком случае взгляд на демократию лишь как на продукт общественного развития является сегодня, по меньшей мере, неполным. На нынешнем этапе развития российского общества, демократия все более выступает не только как следствие, но и как причина прогрессивных общественных изменений, и в этом последнем качестве она обладает поистине неисчерпаемым потенциалом. Демократическое правовое государство представляет собой высокую степень человеческой цивилизации, а это означает, что демократия, присущая обществу. Воплощает в себе социальные ценности, которые были невозможны в условиях эксплуататорских социальных систем. Они сформировались как сеть закономерного развития человечества на протяжении всей его истории, как высшее достижение общественного процесса. Общеизвестно, что демократия возникает на общественном этапе развития классовых отношений вместе с появлением государства, политических форм общественной жизни. Она по необходимости с самого начала приобретает политический характер и не утрачивает его на всех последующих этапах человеческой истории. В эксплуататорских социально-экономических формациях взаимоотношения классов характеризуются столкновением их интересов, борьбой за государственную власть, за овладение средствами влияния и контроля над обществом в целом. В этих условиях демократия может изменяться, модифицироваться, принимать различные формы, но сущность ее остается неизменной – господство эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством. В современных цивилизованных государствах демократия приобретает новое качество, получает невиданный до того широкий размах, распространяясь на все сферы социальной жизни. Демократия открывает огромный простор для творчества широких масс, пробуждает инициативу, отсекая и уничтожая все реакционное, консервативное, создает возможности для утверждения новых политических институтов и принципов, создает необходимые условия для реального и широкого участия народных масс в осуществлении власти и управления.
Участие широких масс в управлении требует, чтобы они овладевали навыками управления, политическими, экономическими, правовыми и другими знаниями. Задача управления, как и ранее, является главной, стержневой. В зависимости от специфики решаемых задач и конкретных исторических условий будут меняться методы, формы участия людей в управлении. Важно, чтобы это участие было сознательным и самостоятельным. О развитости демократических институтов сегодня судят не только о тому, сколько людей позволяют они привлечь к управлению государственными, общественными делами и бизнесом, но и потому, какова действенность, насколько высока эффективность демократических форм в государственном, социальном, культурном строительстве. Как это давно замечено, демократия зачастую останавливается перед воротами частных предпринимателей, собственников, ибо там господствует авторитаризм, беспрекословное повиновение хозяину, управляющему, директору, допустимо любое принуждение, если этого требуют интересы получения сверхприбылей. Апологеты частной собственности доказывают, что по сути своей демократия и производство несовместимы, что демократические институты могут дезорганизовать экономический процесс, снизить его эффективность. Утверждают также, что демократизация абсолютно противопоказана тем общественным учреждениям, организация которых основана на авторитете руководителя. Отсюда приходят к выводу, что практически отсутствуют шансы внедрить демократические принципы в работу госаппарата. Что касается законности и правопорядка, то они рассматриваются как сугубо авторитарная сфера, дело властей, и, конечно, о демократизации законности, охране правопорядка в российском обществе речь не должна идти. В лексиконе некоторых политиков, ученых само слово «демократизация» имеет негативный смысл: оно означает принудительное навязывание демократических форм тем общественным структурам, которые по своему характеру являются авторитарными и управляются лишь технократическими методами.
[1] См.: Малько А.В. «Правовая жизнь» как важнейшая категория юриспруденции. В книге: Ежегодник Российского права. 2000. М.: Норма. 2001. С136 [2] См.: Политико-правовые ценности: история и современность. Отв. ред. Нерсесянц В.С. – М.: Эдиториал УРСС. 2000. С. 81-95. [3] См.: Проблемы общей теории права и государства. Под ред Нерсесянца В.С. – М.: Норма, 1999. С. 465. [4] См.: Политико-правовые ценности: история и современность. Отв. ред. Нерсесянц В.С. – М.: Эдиториал УРСС. 2000. С. 82 [5] См.: Алексеев С.С. Философия права. – М.: Норма, 1998. С. 121. [6] См.: Воскресенский Э.А. Законодательные акты Петра I.Т. 1. – М-Л.: Издательство АН СССР, 1945. С. 107. [7] См.: Байтин М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения// Ежегодник российского права. 2000, М.: Норма, 2001. С. 100-101. [8] См.: Алексеев С.С. Государство и право. – М.: Юридическая литература. 1996. С. 14. [9] См.: Алексеев С.С. Государство и право. – М.: Юридическая литература. 1996. С. 78. [10] См.: Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития// Ежегодник российского права. 2000. –М.: Норма. 2001. С. 12. [11] См.: Ежегодник российского права. 2000. –М.: Норма, 2001. С. 13. [12] См.: Политико-правовые ценности: история и современность. Под ред. Нерсесянца В.С. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 89-90 [13] См.: Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. – М.: Юридическая литература. 1998. С. 68. [14] См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2. С 451 [15] См.: Федотов Г.П. Россия и свобода// Знамя, 1989. Декабрь. С 198. [16] См.: Давид Р., Жофере-Спиноза К. Основные правовые системы современности. – М.: Международные отношения. 1996. С. 148. [17] См.: Давид Р., Жофере-Спиноза К. Основные правовые системы современности. – М.: Международные отношения. 1996. С. 148. [18] См.: Петрова Г.И. Понятие законности в социалистических странах. 1961. [19] См.: Федотов Г.П. Россия и свобода// Знамя. 1989. Декабрь.-М.:Правда. С. 213. [20] См.: Знамя, 1989. № 3 М.: Правда. С. 149. [21] См.: Знамя. 1989. № 3.-М.: Правда. С. 149. [22] СМ.: Знамя. 1989. Декабрь –М.: Правда. С. 212. [23] См.: Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. - М.: БЕК, 1998. С. 143-144. [24] См.: Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. – М.: БЕК, 1998. С. 135-136; Барциц И.Н. Правовое пространство России. – М., 2001.
[25] См.: Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. - М.: БЕК, 1998. С. 40-41. [26] См.: Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 45. С. 198. [27] См.: Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировой криминологический анализ. - М.: Норма. С. 347, 521 и др. [28] См.: История политических учений. Под ред. Кечекьяна С.В. – М.: Юриздат, 1960. С. 54. [29] См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 130-140 [30] См.: Алексеев С.С. Философия права.-М.: Норма. 1998. С. 146. [31] См.: Флетчер Дж., Наумов А.В. Основные концепции современного уголовного права. – М.: Юрист, 1998. С. 490. [32] См.: Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования // Под ред. В.Н. Кудрявцева и С.Г. Келиной. – М., 1997. С. 25. [33] Беккариа Ч. Указ соч. С. 308-309. [34] См.: Преступность и правонарушения. – М., 1993. С. 16. [35] См.: Состояние преступности в России. – М., 1994. С. 3; Российская газета, 1997. 1 окт. [36] См.: Состояние преступности в России за 1996 г. – М., 1997. С. 3. [37] См.: Лунеев В.В. Тенденции преступности: мировые, региональные, российские // Государство и право, 1993. №5. С. 7. [38] См.: Флетчер Дж., Наумов А.В. Ук. работа. С. 507. [39] См.: СП ПВС, 1995. №5. С. 11-19. [40] См.: Политико-правовые ценности: история и современность. Под ред. Нерсесянца В.С. –М.: Эдиториал УРСЕ. 2000.С. 86. [41] См.: Гессен В.М. О правовом государстве. СПб.: Изд. Б.Г. Глаголева. 1908. С. 15, 17, 43.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|