Этапы и методы исследования
. Подготовительный этап: - определен общий исследовательский замысел, сформулирована проблема и основная исследовательская цель; - определена база исследования, сформулирован его объект и предмет; - поставлены исследовательские задачи. . Теоретический этап: - осуществлен поиск и теоретический анализ научных источников по проблеме психологического сопровождения женщин в период после развода; - выявлены и проанализированы сущностные характеристики развода с психологической точки зрения, причины развода; - проанализированы характерные признаки и негативные последствия «постразводного синдрома» для женщин; - определены направления психологического сопровождения женщин в период после развода. . Экспериментально - подготовительный этап - определены принципы и научно обоснованы перспективы организации и осуществления опытно-экспериментальной работы по психологическому сопровождению женщин в период после развода; - на основе сформулированных выводов, полученных в параграфе 1.2. теоретической части дипломного исследования, подобран комплекс психодиагностических методик, которые составили психодиагностический инструментарий при осуществлении экспериментальной диагностики испытуемых; Для экспериментального подтверждения гипотезы нами были выбраны следующие методики: методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; методика «Изучение самоотношения» Р.С. Пантелеева; шкала депрессии (адаптация Балашовой Т.И.), методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки. . Опытно-экспериментальный этап: - осуществлена первичная психологическая диагностика по подобранному комплексу психодиагностических методик, на основе которой была сформирована экспериментальная группа испытуемых (с высоким уровнем тревожности, конфликтности, агрессивности, признаками депрессии);
- апробирована система психологического сопровождения женщин в период после развода, включавшая два направления деятельности психолога: индивидуальное консультирование и групповую терапию; - осуществлена вторичная психологическая диагностика, проанализированы ее результаты, проведен сравнительный анализ данных психологической диагностики, полученных в констатирующем эксперименте и данных, полученных после внедрения экспериментальной системы психологического сопровождения женщин в период после развода. 5. Описательно - аналитический этап. На данном этапе были оформлены результаты осуществленного теоретического и экспериментального исследования, сформулированы выводы об эффективности и результативности проведенной экспериментальной программы. Экспериментальное исследование проводилось на базе социально-психологической службы НОУ ВПО СКСИ. На констатирующем этапе в эксперименте участвовали женщины в период после развода в количестве 16 человек. После первичной психологической диагностики для экспериментальной работы была сформирована группа женщин в количестве 12 человек. Рассмотрим подробнее методики, применяемые при проведении эксперимента. Ввиду того, что одним из негативных последствий «постразводного синдрома» для женщин является наличие тревожного состояния, нами была выбрана методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. Шкалы тревоги и тревожности Ч.Д. Спилбергера представляют собой группу личностных опросников, разработанных Ч.Д. Спилбергером в 1966-1973 гг. Согласно концепции автора методики, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение личности. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самповоспитания. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного, безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. При анализе самооценки надо иметь ввиду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая тревожность; 31-45 баллов - умеренная тревожность; 46 и более баллов высокая тревожность. Еще одним негативным последствием «постразводного синдрома» является наличие у женщин депрессивных состояний. Ввиду этого, следующей методикой, включенной в наш психодиагностический инструментарий, стала шкала депрессии (адаптация Балашовой Т.И.) Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний, близких к депрессии, в целях предварительной доврачебной диагностики. В результате использования методики, исследователь получает уровень депрессии, который может колебаться от 20 до 80. Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о низкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.
Методика «Изучение самоотношения Р.С. Пантелеева» была значима для нас потому, что благодаря использованию шкал №6 «самопринятие» и №8 «внутренняя конфликтность» мы смогли продиагностировать еще несколько характерных признаков, наглядно демонстрирующих последствия «постразводного синдрома» - конфликтность с самой собой с наличием чувства вины, снижение самооценки, негативный эмоциональный фон по отношению к себе. В шкале №6 «самопринятие» высокий полюс являлся для нас показателем дружеского отношения к себе, согласия с самим собой, одобрения своих планов и желаний, эмоциональноого, безусловного принятия себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Низкий полюс свидетельствовал об отсутствии перечисленных качеств - недостаточном самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптации. В шкале №8 «внутренняя конфликтность» высокие значения свидетельствовали о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых чувством вины. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит самооблегчения, но наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции. Умеренное повышение значений по шкале являлось показателем повышенной рефлексии, глубокого проникновения в себя, осознания своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствия вытеснения. Крайне низкие значения шкалы свидетельствовали об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки. С помощью данной методики диагностики показателей и форм агрессии, авторами которой являются А. Басс и А. Дарки, нами оценивалась выраженность показателей различных форм агрессии испытуемых. В западных экспериментальных исследованиях эта методика является одной из наиболее часто используемых личностных шкал для определения меры агрессии и враждебности и отличается валидностью и надежностью.
При достаточно небольшом для личностных опросников числе утверждений методика дает много количественной информации о различных формах агрессии. При составлении опросника А. Бассом и А. Дарки использовались следующие принципы: ) вопрос может относиться только к одной форме агрессии; ) вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Авторы методики выделили 8 видов агрессивной и враждебной реакции, которые в опроснике соответствуют восьми шкалам. . Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. . Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. . Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). . Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. . Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. . Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. . Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). . Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. В связи с целью и задачами проводимого исследования нас особо интересовали балльные оценки, полученные по шкалам: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, раздражение, обида.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|