Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание экспериментальной системы психологического сопровождения женщин в период после развода




 

Как нами было отмечено в параграфе 1.2., развод относится к категории потери, и с этой позиции работа с разведенными партнерами сходна с той, которая проводится с людьми, пережившими утрату.

Главная цель, которую мы преследовали, разрабатывая и апробируя экспериментальную систему психологического сопровождения женщин в период после развода - подвести женщину к осознанию своего нового статуса, пониманию своих будущих возможностей, ответственности за свою жизнь и возможности самостоятельно делать выбор. Сопутствующая цель - снижение уровня тревожности, депрессии, агрессивности и повышение уровня позитивного самопринятия и самооценки.

Главная задача системы психологического сопровождения - помощь и поддержка женщины в сложном и трудном процессе адаптации и выработки нового взгляда на ситуацию, жизнь, свое место в ней и тех качеств, которые способствует успешной адаптации в ситуации развода.

Внедряя систему психологического сопровождения, мы решали также следующие задачи:

-  прорабатывали чувства обиды, отчаяния, злости, вины и т.д., испытываемые женщиной;

-  выявляли фрустрированные потребности, стоящие за предъявляемыми чувствами, и осуществляли поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации;

-  подвергали переосмыслению и позитивной реинтерпретации полученный опыт;

-  осуществляли поиск внутренних ресурсов и помогали строить планы на будущее.

Экспериментальная система психологического сопровождения женщин в ситуации после развода включала два основных направления - индивидуальное консультирование (6 часов) и групповая психотерапия (10 часов). В экспериментальную группу вошли 12 женщин в ситуации после развода в возрасте от 25 до 40 лет. Средний возраст - 28 лет.

При реализации системы психологического сопровождения женщин в ситуации после развода в направлении индивидуального консультирования нами были реализованы этапы индивидуального консультирования в ситуации после развода по Г.И. Колесниковой.

Этап 1. «Начало работы»

Первой процедурой на этом этапе, была встреча с клиентками - женщинами в ситуации после развода. Техники, которые применялись нами для решения данной задачи: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психологом места для себя, приемы установления психологического контакта:

.   Техника приветствия. Осуществлялась при помощи стандартных фраз: «Рада Вас видеть…», «Приятно познакомиться…»

.   Техника «Проведение клиента на место». Особенно уместна в случаях первичного посещения клиентом психологической консультации: психолог идет впереди клиента, указывая ему дорогу и пропуская вперед себя при входе в кабинет. В данном моменте техника «проведение клиента на место» тесно соприкасается с техниками «выбор клиентом своего места» и «выбор своего места психологом-консультантом».

Вторая процедура первого этапа: установление положительного эмоционального настроя клиента - установление раппорта-то, что может произвести приятное впечатление - опрятный внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общений.

Третья процедура: снятие психологических барьеров с помощью специальных техник: дать клиенту побыть некоторое время одному - извинившись, попросить несколько минут для «завершения» какого-либо дела; спокойная, ненавязчивая музыка, способствующая созданию благоприятной атмосферы; прямое разделение эмоций клиента: «Я тоже волнуюсь…».

Этап 2. «Сбор информации»

Процедура первая: диагностика личности клиента. В рамках данной процедуры нами применялись техники: беседа, интервью, наблюдение. Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения психологической консультации. Применяется на разных стадиях психологического консультирования. В зависимости от целей этапа консультативного процесса меняются и цели беседы. Как специфический вид беседы выделяется интервью. Интервью - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью: свободное и стандартизированное. В случае консультирования клиентов после развода более подходит свободное интервью, так как стандартизированное интервью полезно в начале консультативного процесса при ориентировке в проблеме, а в нашем случае проблема уже обозначена, также при этом виде беседы теряется эмоциональный контакт с клиентом, что совсем недопустимо в конкретном консультативном процессе. Наблюдение - эмпирический метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Этот метод нам позволил собрать информацию о клиентке, выявить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение ее состояния на разных этапах консультативного процесса.

Процедура вторая: прояснение сути проблемы клиентки, определение ее ресурсов. Основные техники, применяемые нами: диалог, слушание. Используя данные техники, мы обращали внимание на «язык тела» клиентки, психофизиологические реакции, голосовые характеристики. Использовали приемы «активного слушания» которые позволяют расположить клиента, завоевать его доверие, собрать максимально полную информацию о нем и его проблеме (кивание головой и использование междометий «да», «угу»; вопрос-эхо; дословное повторение основных положений, высказанных клиентом; приемы уточнения и переформулирования, отражения эмоций).

Процедура третья: активизация памяти клиента. Техники, применяемые нами: «Помощь в определении истинных чувств и формулировании высказываний», «Психологическая поддержка клиента», «Насыщение пауз», «Провоцирование клиента». Для оказания клиентке помощи в определении истинных чувств и их вербализации мы использовали приемы активного слушания, которые были рассмотрены в рамках второй процедуры. Техника «Психологическая поддержка клиента» применялась нами на всем протяжении процесса консультирования и особенно была важна при данном виде консультирования клиентки - в ситуации развода. Заключалась в выражении эмпатии клиенту на вербальном и невербальном уровнях. Техника «Насыщение паузы» заключалась в заполнении пауз несколькими способами: вопрос, метафора, «держать паузу». Техника «Провоцирование»: слова клиентки ставились под сомнение. Цель, с которой мы использовали провоцирование, состояла в том, чтобы помочь клиентке взглянуть на проблему с другой стороны.

Этап 3. «Стратегический»

Процедура первая: определение возможных решений. Техники, при меняемые нами: информирование клиента, совет, убеждение, разъяснение. Техника «информирование клиента». Количество информации, предоставляемой клиенту специалистом в ходе консультационной сессии, прежде всего, будет зависеть от характера терапевтических отношений, личностных особенностей клиента. Однако важно, чтобы предоставляемая информация соответствовала требованиям: доступность, конкретность и объективность. Техника «совет». Совет - мнение, высказываемое кому-либо по поводу того, как ему поступить, что делать, и предполагающее дальнейшее совместное обсуждение. Предложение советов близко предоставлению информации. Отличие заключается в том, что предлагающий совет неизбежно высказывает личное мнение в то время, как в основе информирования лежит, прежде всего, безоценочность. Прямого предложения советов целесообразно избегать. Однако совет, данный в косвенной форме может иметь большой психотерапевтический эффект. Техника «убеждение». Убеждение - логически безупречная аргументация правильности высказываемой позиции. Как правило, должно в своей основе иметь факты. Техника «разъяснение». Подразумевает развернутое конкретное объяснение позиции консультанта по проблеме клиента. Главная цель - сделать предельно понятными мысли специалиста, ход его размышлений по поводу проблемы для клиента. Может включать в себя эмоционально-личностный аспект.

Процедура вторая: согласование плана действий. Техники, применяемые нами: поиск множественных решений, стимулирующие вопросы, определение алгоритма по разрешению проблемы, конкретизация ожидаемого результата. Прежде чем выработать конкретный план по разрешению проблемы и для того, чтобы данный план был предельно оптимальным, необходимо максимально расширить поиск возможных решений. С этой целью разумно применить методику творческого решения проблем Дилтса. Предложить клиенту придумать не менее двадцати самых невероятных способов решения данной проблемы. Подумать, насколько желательно воплощение каждого из них, какие наиболее вероятные последствия могут возникнуть. Выбрать оптимальный вариант (возможно, что некоторые из предложенной клиентом «двадцатки» станут элементами плана достижения). Стимулирующие вопросы уместно применять на протяжении всего стратегического этапа. Однако особенно они помогут во время второй процедуры, поскольку, клиенты, как правило, затрудняются в проявлении творческой активности. Если специалист достаточно искусно применил две предшествующие техники, то алгоритм достижения возникнет естественно. Однако при его детализации необходимо тщательно прояснить, как именно понимает клиентка каждый из этапов и каким образом собирается его реализовывать. Это позволит как прояснить непонятные для клиентки моменты, так и инициировать возникновение новых идей. Техника «конкретизация ожидаемого результата». При помощи данной техники определяются «приметы», по которым клиентка сможет определить, что проблема разрешена. Они должны быть конкретны и предельно ясны. Конкретизировали ожидаемый результат мы при помощи вспомогательных уточняющих вопросов. Техника «конкретизации результата» может применяться на разных этапах консультирования.

Процедура третья: определение способов контроля за реализацией намеченного плана. В рамках данной процедуры могут применяться те же техники, что и в рамках предшествующей, но здесь они касаются способов контроля и оценок ожидаемых результатов. Техники «укрепление уверенности клиента» и «формирование готовности к достижению» взаимосвязаны. Они применяются на протяжении всего процесса консультирования. Наиболее эффективны были невербальные средства и психологические поощрения: «Вы просто молодец…», «У Вас огромный потенциал…».

Четвертый этап «Реализация плана клиентом» проводился клиенткой самостоятельно, без присутствия и вмешательства психолога. Это объяснялось спецификой данного вида психологической помощи - любой психически здоровый человек способен самостоятельно решить свои проблемы. Консультант - проводник в горах, для заблудившегося в сумерках путника. Он поможет найти путь на вершину, но подняться на нее должен сам человек.

Индивидуальное консультирование осуществлялось по индивидуальному графику, удобному для клиентки. Групповая психотерапия, проводимая в форме группового тренинга, предполагала график занятий, единый для всех.

психологический развод терапия женщина


График проведения занятий групповой терапии

Дни недели Описание занятий
Понедельник Упражнения «Обсуждение» и «Изобрази животное»
Вторник Упражнения «Стихотворение с выражением», «Ты - родитель»
Среда Упражнения «Интонация», «Я за тебя отвечаю»
Четверг Упражнения «Подарок», «Сочинение»
Пятница Упражнения «Рисунок Я», «Выход из ситуации»
Понедельник Упражнения «Робот», «Гомеостаз»
Вторник Упражнения «Критик», «Зеркало»
Среда Упражнения «Анабиоз», «Киногерои»
Четверг Упражнения «Дискуссия», «Сценка»
Пятница Подведение итогов работы в группе

 

Кроме того, после индивидуального консультирования и групповой работы каждой женщине были предложены и с каждой женщиной были обсуждены рекомендации, содержащие информацию о том, как наладить свою жизнь после развода, что следует делать в обязательном порядке, а чего следует избегать.

 


Заключение

 

В современной психологической литературе (Аксенов М.М., Андреева Т.В., Галустова О.В., Навайтис Г.А., Олифирович Н.И. и др.) развод понимается как ненормативный кризис супружеских отношений, приводящий к их разрыву. В психологическом плане развод рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимы для её реорганизации, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре невозможно. Разводы в большем своем количестве спровоцированы психологическими причинами, часто сопровождаются болезненными переживаниями и переходом бывших супругов в постразводную фазу существования семейных отношений, основная проблема которой - противоречивые чувства, складывающиеся в отношении ситуации развода (от гнева, страха, печали, чувства неполноценности и одиночества до, ощущения освобождения и эйфории) и последствия психологического характера. Психологические причины развода, как правило, так или иначе связаны с ощущением одного или обоих супругов, что личное счастье и любовь в данном браке невозможны по ряду причин, и уже ничего нельзя изменить, даже если очень постараться.

Теоретические исследования авторов, приведенные в данной работе, показали, что любой развод - даже желанный наносит серьезную психологическую травму обоим супругам в той или иной степени. Проблемы, которые стоят перед разводящимися, касаются таких аспектов жизни, как раздел имущества, создания новых взаимоотношений с друзьями и родственниками, с детьми, формирования нового отношения к жизни, в случае необходимости поиска работы.

Как нами было отмечено в работах Ю.Е. Алешиной, Е.И. Артамоновой, С. Глэддинга, А.Н. Елизарова и др. все чаще с этой психологической травмой приходится работать профессиональному психологу, оказывая целенаправленную психологическую помощь и оказывая психологическую поддержку.

 


Литература

 

1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2001. - 240 с.

2. Авдеев А.А. Браки и разводы в России: устойчивость и изменчивость. Доклад, представленный на российско-французском семинаре «Браки, разводы и семья в XX веке». 2-4 февраля 2004. - М., 2005. - С. 15-18.

.   Аксенов, М.М. Психология развития личности и поведения детей в семьях разводящихся родителей / М.М. Аксенов, Л.Н. Авдеенок // Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 5 (83). - С. 124 - 128.

.   Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Класс, 2005. - 208 с.

.   Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. - М., 1987. - 64 с.

.   Алешина, Ю.Е. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование / Ю.Е. Алешина, К.Е. Данилин, Е.М. Дубовская. - М., 1989. -

7. Андреева, Т.В. Социально-психологические особенности замужних и разведенных женщин / Т.В. Андреева, А.П. Мусакина /Ананьевские чтения-99. Тез. научн.-практ. конф. 26-28 окт. 1999. - СПб., изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. - 250 с.

. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учебное пособие / Т.В. Андрееева. - СПб.: Речь, 2005. - 244 с.

9. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. / ред. Е.Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 136 с.

10. Баранова, Е.В. Современная семья: психологическая помощь в кризисе / Е.В. Баранова // Семейная психология и семейная терапия. - 2012. - №3. - С. 3-12.

.   Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. - СПб: Питер, 2001. - 220 с.

.   Бурнард, Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. - СПб., 2002 - 256 с.

.   Видра, Т. Помощь разведенным родителям и их детям. От трагедии к надежде / Т. Видра. - М.: Институт психотерапии, 2000. - 224 с.

.   Витакер, К. Танцы с семьей / К. Витакер. - М, 1998. - 123 с.

15. Галустова, О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций / О.В. Галустова. - М.: А-Приор, 2007. - 240 с.

16. Глушко, Т. Как пережить развод? / Т. Глушко. - СПб., 2002. - 88 с.

.   Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.

.   Гукова, Е.Г. Устойчивость брака и критерии / Е.Г. Гукова // Семья в России. - 1994. - №4. - С. 167-179.

19. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие А.Н. Елизаров. - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.

20. Дементьева, И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания / И.Ф. Дементьева. - М., 2000. - 40 с.

.   Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - М., 1996. - 224 с.

22. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

23. Калмыкова, Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Е.С. Калмыкова // Вопросы психологии. - 1983. - №3. - С. 83-90.

.   Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова - М.: Гардарики, 2007. - 320 с.

.   Ковпак, Д.В. Депрессия. Диагностика и методы лечения / Д.В. Ковпак, Л.Л. Третьяк. - СПб: Наука и Техника, 2009. - 320 с.

.   Колесникова, Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 350 с.

.   Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 2005. - 463 с.

.   Кратохвил, С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний / С. Кратохвил. - М.: Медицина, 1991. - 80 с.

.   Лысова, А.В. Психология семьи / А.В. Лысова. - Часть 2. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003. - 244 с.

.   Малкина-Пых, И.Г. Семейная терапия / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 992 с.

.   Мартынова, В.В. Социально-педагогические проблемы развода / В.В. Мартынова, Ю.С. Жиров // Социально-педагогическая работа. - 2006. №3. - С. 14-18.

.   Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М., 2000 - 109 с.

.   Мишина, Т.И. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений / Ред. М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов. - Л., 1983. - 145 с.

34. Навайтис, Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов / Г.А. Навайтис // Психологический журнал. - 1983. - №3. - С. 17-25.

35. Нейпир, О. Семья в кризисе: Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь / О. Нейпир, К. Витакер. - М.: Когито-Центр, 2005. - 344 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...