Основные психолого-педагогические направления работы по развитию речи детей
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение психологический педагогический речь патология Актуальность данной работы. Дети с патологиями речи, все чаще встречаются в наше время. Некоторые светила нашего времени называют этот факт проблемой современности. Общим патологиями речи называют речевые расстройства у детей при нормальном слухе и здоровом интеллекте. Развитие детей с нарушением речи отличается от здоровых сверстников, и есть целый ряд четких характеристик, по которым можно заподозрить проблему. Первые признаки патологии речи: - позднее начало разговорной речи, чаще всего только к 4-5 годам; - речь затруднительна, малопонятна, неразборчива, фонетически и грамматически неграмотна; - дети с патологиями речи затрудняются сформулировать и озвучить ответ на простой вопрос, но при этом понимают все слова обращения. Причин нарушений речи может быть множество - проблемы при беременности или родовые травмы, врожденные дефекты речевого аппарата или низкий социальный уровень и плохие условия жизни. Как правило, для детей 2-3 лет невнятная речь является нормой, но если такая ситуация наблюдается у ребёнка 4-5 лет, то следует обратиться к специалисту, чтобы определить причину. Развитие детей с нарушением речи, в зависимости от тяжести нарушения, может проводиться в обычных детских садиках и школах, а при тяжёлых формах нарушения требует специализированного образовательного подхода. Главный признак тяжёлой формы нарушения речи - при нормальном слухе и умственном развитии явная проблема в речевом общении с окружающими. Цель данной работы: рассмотреть психолого-педагогическую диагностику умственного развития детей с патологиями речи. Объект данной работы: диагностика умственного развития детей.
Предмет данной курсовой работы: психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей с патологиями речи. Задачи, которые необходимо решить в ходе работы: . Рассмотреть речевые нарушения у детей; . Изучить подготовку к обучению детей с речевыми патологиями; . Выявить основные психолого-педагогические направления работы по развитию речи детей; . Рассмотреть диагностику умственного развития детей с патологиями речи в дошкольном учреждении «Наш ребёнок».
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей Речевые нарушения у детей
Речь - одна из самых сложных высших психических функций человека. Развить эту функцию - основная задача коррекционно-воспитательной работы. Достаточный уровень развития речи ребёнка является основой её полноценного психического развития. Нарушение речевого развития негативного влияние на формирование личности ребёнка, что сказывается на процессах её социальной адаптации. Причины этого многообразны: пороки устной речи и нарушения, которые непосредственно и опосредованно связанные с речью (нарушение корковой нейродинамики и ослабления тонких дифференциаций в культурно-двигательном анализаторе, дискоординованисть, нечёткость в работе подвижных органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти, неба, нарушения тонкой произвольной моторики пальцев рук, расстройства вегетативной нервной системы). Детям с патологиями речи также свойственны: - Тревожность. Дети эмоционально уязвимы, плаксивые, боятся общаться; - Замкнутость. Дети отстранены от сверстников и взрослых вследствие непонимания окружающими их речи; - Неуверенность в собственных силах. Дети переживают свою несостоятельность понять полноценно инструкцию и справиться с определенной задачей вследствие заниженной самооценки;
- Негативизм, который проявляется неуравновешенностью, повышенной раздражительностью, упорством; - Детские страхи, которые возникают из-за психотравмирующую ситуацию. В некоторых случаях сильные или продолжительные переживания переходят в невроз страха. Поэтому при организации коррекционно-воспитательной работы с детьми с патологиями речи следует учитывать не только особенности проявлений речевого нарушения, но и вторичные отклонения в развитии ребёнка обусловлены таким пороком речи. Для ребёнка с патологиями речи нужны особые формы образовательной среды: создание единого коррекционно-развивающего пространства и оборудования предметно-развивающей среды, которое стимулировало речевое и личностное развитие ребёнка. Образовательные элементы такой среды приобретают специфический коррекционного содержания и требуют применения соответствующих средств, методов, форм организации коррекционно-воспитательного процесса. Игра является наиболее эффективным средством для формирования развивающей среды. Поэтому в организации коррекционно-воспитательной с детьми, имеющими нарушения речевого развития, значительная роль принадлежит игре. Она должна занять важное место в логопедической работе. Но, конечно, было бы правильно осуществлять всю коррекционную работу только игровыми методами. Логопед, учитывая конкретные условия работы с теми или другими детьми, в частности уровень их развития, отношения к занятиям, утомляемость и т.д., решает, когда и как использовать игру. Обучая детей в процессе игры, педагог стремится, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Включая игру в занятие, логопед беспокоится, чтобы основная дидактическую задачу, которая составляет содержание игры, соответствовало учебной цели занятия, было для детей посыльным, способствовало максимальной активизации не только речи но и умственной деятельности. Речь детей с патологиями речи по вариантам нарушения делится на следующие группы: 1. Дислалия - наиболее часто встречающийся вариант нарушения речи, когда нарушается произношение отдельных звуков. В этом случае нужна помощь логопеда, который поможет откорректировать произношение и научить губы произносить правильно звуки.
2. Дизартрия - эта форма нарушения более часто встречается у детей с ДЦП и нарушением нервоной системы, когда кроме неправильного произношения наблюдается нарушение тонуса языка. 3. Ринолалия - возникает при дефекте артикуляционного аппарата, при этом все звуки произносятся нечётко, речь монотонна и непонятна. В этом случае нужна помощь отоларинголога. 4. Алалия - это частичное или полное нарушение речи у ребёнка при нормальном слухе, которое возникает при недоразвитии или поражении речевых центров головного мозга. Различают моторную алалию, когда нарушено произношение, но при этом ребёнок всё понимает, а также сенсорную алалию, когда ребёнок не понимает сенсорную речь, что возникает в связи с поражением определённых центров головного мозга. Развитие детей с нарушением речи должно проводиться под обязательным контролем логопедов. Некоторые формы нарушения речи могут устраниться с помощью специальных упражнений, а также комплексной терапии. У детей с патологиями речевого развития наблюдаются трудности некоторых высших корковых функций (слухомовленневого восприятия, ориентировки в пространстве и т.д.) и особенности протекания интеллектуальной деятельности (повышенная истощаемостью, неравномерная работоспособность, нарушение речевой памяти, склонность к инертности). Вследствие этого данной категории детей трудно включиться в организованную педагогом игровую деятельность. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. При проведении игр логопеду следует учитывать, что наличие речевого дефекта может привести отклонения в психической сфере ребёнка такие как повышенная возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, апатичность, психическая истощаемость. Нарушение общей и речевой моторики приводит к быстрой утомляемости в игре. Педагогу необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. С помощью игры можно научить ребёнка, освободить её от существующих комплексов и страхов. Иногда игра - единственный возможный путь помочь тем, кто еще не освоил мир слов. Игровая деятельность детей с патологиями речи формируется только при непосредственном воздействии и руководстве педагога. Сначала игровые действия происходят при очень ограниченном речевом общении, а это приводит к сокращению объема игр и их сюжетную ограниченность. Основные свои знания и впечатления такие дети получают в целенаправленной игровой деятельности, когда у них возникает потребность в словесном общении. В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, используются различные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
- Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственного действенного и чувственного опыта. Это чрезвычайно важно для детей с тяжелыми патологиями речи, в которых опыт действий с предметами очень беден, не зафиксирован и не обобщен. Ребёнку для усвоения способов ориентации в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия необходимы многократные повторения. Л.С. Выготский считал игру благоприятной средой для зарождения познавательных сил ребёнка и как основу для превращения игровых действий умственные, ведущим средством обучения и воспитания. Усвоение учебного материала требует многократных вариативных упражнений, но ребёнку для этого не хватает волевых усилий. Дидактическая игра позволяет обеспечить необходимое количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию. Дидактическая игра имеет постоянную структуру. Играя, ребёнок незаметно для себя решает познавательную задачу. Дидактическое задачи, содержание и игровые действия - обязательные элементы дидактической игры. Дидактические и игровые задания обусловлены задачами учебно-воспитательной и коррекционной работы. Они могут быть различными: развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, закрепление произношения звука, развитие связной речи и т.п. Игровые задания позволяют детям проявлять активность, у них возникает желание и потребность решить их. Правила игры обусловлены содержанием игры и игровым замыслом. Они определяют характер и способы игровых действий ребёнка, организуют и направляют ее отношения с другими детьми, побуждают его управлять своим поведением. Соблюдение правил требует от ребёнка-логопатами волевых усилий, умения взаимодействовать с другими детьми. Играя дети осознают, что придерживаясь правил, скорее достигнешь результатов. Правила игры дисциплинируют, формируют выдержку, терпение. Они также влияют на решение дидактического задача - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на конкретную задачу. Игровые действия позволяют детям реализовать свои игровые замыслы и направлять свое внимание на их развертывание. Увлечённость игровой ситуацией является предпосылкой самопроизвольного решения дидактического задания. Результат игры воспринимается ребёнком как достижения (отгадывание загадок, придумывание слов на заданный звук и т.д.). Для логопеда результатом игры является уровень усвоения детьми знаний, умений и навыков правильного произношения, усвоения определённых грамматических форм и т.д. При подведении итога игры необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей, проявить деликатность и оптимистическое отношение к их возможностям. В коррекционной работе используют игры с предметами. В таких играх используют дидактические игрушки (мозаику, кубики), реальные предметы, разнообразный природный материал. Такие игры направлены на закрепление знаний о свойствах и качества предметов, обогащения словаря ребёнка прилагательными, глаголами, развитие мелкой моторики пальцев рук и т.д. Для детей с патологиями речевого развития важное значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев рук. М.М. Кольцова установила, что уровень развития речи детей напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Исследователи пришли к выводу, что формирование речевых зон коры головного мозга осуществляется под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Поэтому тренировка пальцев рук влияет на развитие активной речи.
Пальчиковые игры необходимо использовать в коррекционной работе с детьми, которые отстают в речевом развитии. Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами одновременно с произнесением стихотворного текста значительно повышается согласованность лобной и височной частей мозга, где находятся моторный и смысловой языковые центры; стимулируется развитие речи; повышается речевая активность; развивается наблюдательность, внимание, память, воображение. Дидактические игры, как адекватны возрастным особенностям детей средство, используются не только на коррекционных фронтальных и индивидуальных занятиях, на прогулках, а во всей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми. Роль логопеда в дидактической игре двойная: с одной стороны он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, с другой - выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. В процессе дидактической игры логопед развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку. Итак, для ребёнка с патологиями речи нужны особые формы образовательной среды: создание единого коррекционно-развивающего пространства и оборудования предметно-развивающей среды, которое стимулировало речевое и личностное развитие ребёнка. Образовательные элементы такой среды приобретают специфический коррекционного содержания и требуют применения соответствующих средств, методов, форм организации коррекционно-воспитательного процесса.
1.2 Подготовка к обучению детей с речевыми патологиями
В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с патологиями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми патологиями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми патологиями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных. Понятие “готовность к школе” весьма многоаспектно (С.М. Громбах, 1969; М.В. Антропова, М.М. Кольцова, 1979; Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина 1991). Уровень развития речевой готовности является одним из важных составляющих общей готовности к школе (М.М. Кольцова, 1978). Следует отметить, что в настоящее время уже созданы многочисленные методики и разнообразные тесты для оценки степени готовности ребёнка к школе (А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева. 1992). Необходимо специально разработать критерии оценки готовности к интегрированному обучению применительно к детям с речевыми патологиями. Говоря о подготовке к интегрированному обучению детей с патологиями речи, встает вопрос преемственности в работе двух очень важных звеньев - дошкольной и школьной логопедических служб (Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, 1991; А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова, 1997). Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми патологиями. Опрос учителей начальных классов общеобразовательных школ показал, что многие не знают особенностей развития речи и познавательной деятельности детей с речевыми патологиями, а процент обучения данной категории детей в массовом учреждении достаточно велик. Поэтому, необходимо решить вопрос начальной дефектологической подготовки педагогических кадров, что поможет учителю начальных классов, с одной стороны, увидеть особенности развития детей с речевыми патологиями, а, с другой стороны - потенциальные возможности и уровень обучаемости этих детей. Знание специфических методов и приемов в работе с данной категорией детей позволит учителям начальной школы улучшить результаты учебной деятельности учеников и повысить эффективность своей работы. Анализ практических результатов, полученных в ходе исследования по изучаемой проблеме, дает основание говорить о том, что подготовка к школьному обучению детей с речевыми патологиями является одной из основных задач в работе специалистов логопедических дошкольных учреждений. Основываясь на работы таких авторов, как М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, можно говорить о том, что процесс овладения письменной речью (чтением и письмом) вызывает наибольшие трудности у детей с речевой патологией. Следовательно, это необходимо учитывать при подготовке детей к школе. С целью изучения проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевой патологией, было организовано обследование выпускников детского сада с логопедическим заключением “общее недоразвитие речи третьего уровня”, которое показало индивидуальные различия в формировании: - фонематического слуха; - лексико-грамматических конструкций; - звуко-слогового анализа и синтеза слов; - слоговой структуры слов; связной речи; элементов чтения и письма. Итак, знание специфических методов и приемов в работе с данной категорией детей позволит учителям начальной школы улучшить результаты учебной деятельности учеников и повысить эффективность своей работы.
Основные психолого-педагогические направления работы по развитию речи детей
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача, как в смысле содержания, так и в методике обучения. А) Воспитание звуковой культуры речи. Основная задача работы по усвоению и правильному произношению всех звуков родного языка - дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Б) Словарная работа. Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, стекло), широко используются загадки и описание предметов, их свойств Качеств, действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Для обогащения и уточнения словаря используют следующие приемы: а) воспитатель называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его; б) детям предлагается поразмышлять над новым словом (Стоял погожий осенний день, - начинает воспитатель свой рассказ и интересуется - Как вы думаете, какой это был день?); в) дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предметов и просят, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной. К приемам активизации словаря, наиболее часто используемым в работе с детьми старшего дошкольного возраста, от носятся следующие: а) вопросы к детям (Что это? Какой? Что делает? Где? Когда? Как? б) словесные дидактические упражнения; «Кто скажет точнее?», «Кто расскажет подробнее?». «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов), «Скажи, наоборот" (на использование антонимов); в) дидактическая игра «Отгадай загадку». При этом воспитатель не только загадывает детям загадки, но и побуждает их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои. Разновидностью этой игры является игра «Вершки-корешки». Дети по ботве определяют овощ или же к овощу подбирают ботву; г) дидактические игры на группировку и квалификацию предметов. Они могут быть словесными с использованием наглядного материала. В качестве примеров можно назвать следующие: «Что лишнее? "Назови одним словом "(клещи, молоток, рубанок, пила- это инструменты), "Ничего не забудь", "Продолжи сам" и т.д. Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа "Похожи-непохожи" (апельсин и лимон, корова и лошадь). При формировании умения сравнивать особое внимание обращается на выделение признаков сходства и, прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья) д) игры - небылицы (Что не так?); в) формирование грамматического строя речи. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными и увлекательными. Наряду с играми, имеющие широкое обще развивающее влияние на речь, в методике имеются дидактические игры. В них вешаются вопросы активизации, уточнения той или иной грамматической формы, чтобы помочь детям освоить трудные формы в словоизменении (родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименование детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Игры и упражнения признаны активизировать детскую поисковую активность в форме грамматики, воспитывать у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности. Ради словесных приемов словарной работы особое место занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочётов, активизируют словарь детей. Они формируют у детей практические навыки: умение быстро, выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различить оттенки в значении слов. Итак, игры имеют широкое обще развивающее влияние на речь, игровая формя обучению может придать сюжет, включение задания - рассказать в сюжетно-ролевую игру: фотовыставка, магазин, киоск открыток, экскурсия по родному городу. В игре используются такие приемы на вопрос (проблемные вопросы: почему, когда, а что если...), распространение высказываний ребёнка, обогащение высказываний ребёнка в рассказ, пересказ начала фразы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|