Организация и проведение коррекционной работы в экспериментальной группе (формирующий эксперимент)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя, логопеда, желательно психолога. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, работы по преодолению нарушений устной и предупреждению письменной речи, явились следующие: - Единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности общеобразовательных занятий и режимных моментов. - Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников. - Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей. - Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. - Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников. - Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития дошкольника. - Принцип последовательности в обучении и систематичности в закреплении сформированных умений и навыков. - Разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда. - Применение принципа деятельного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеобразовательных и коррекционных целях.
- Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. При разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придавалось системе планирования логопеда и воспитателя при работе с детьми Разработка, проведение и анализ урока психологии по выбранной теме. Тема: Память Цель: тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти. Ход урока - «Восстановить пропущенное слово». Перед упражнением проводиться краткая беседа на тему «Что такое память?». Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу, например: сахар-пуля - ящик - рыба - танец - груша. Второй раз ряд читается не полностью, одно из слов опускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово. На четвёртый раз можно попросить детей восстановить весь ряд полностью: без сохранения очерёдности слов или по порядку. - «Жил-был кот…» Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце своё определение. Например: Это был красивый кот… Это был красивый пушистый кот… Это был красивый пушистый кот с зелёными глазами… - «Составление историй» а) Из отдельных слов. Каждый из участников говорит по очереди по одному любому слову так, чтобы в результате получалась общая история. Перед тем как назвать слово, необходимо повторить все сказанные слова ранее. б) Из предложений. Упражнение аналогично предыдущему, разница заключается в том, что каждый участник говорит целое предложение, а не одно слово. Непременное условие - повторение предыдущего ряда.
- «Птица - зверь - рыба». Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику вопрос. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять ранее названное нельзя. Пример: Птица - снегирь; рыба - лещ; рыба - карась; зверь - медведь и т.д. Уверенность в правильности воспроизведении связана с уровнем развития наблюдательности и личностными качествами. - Передача воображаемого предмета. Ведущий задаёт какой-либо предмет, показывая действия, совершаемые с ним. Вслух предмет не называя, показываются только действия. Предмет передаётся по кругу, и каждый должен догадаться, что ему передали, или постараться почувствовать или что-то сделать с этим предметом и передать его другому. Наблюдая за другими участниками, дети постепенно приобретают всё большую уверенность в том, какой же предмет они передают. Кроме того, это упражнение хорошо тренирует образную и тактильную память. В более сложном варианте каждый участник передаёт свой предмет. Следующий участник угадывает, что он получил. - «Живая фотография». Выбирается один из учеников, далее ведущий просит представить группу как на фотографии, после чего ребёнок выходит за дверь. Один или несколько участников группы в аудитории меняются местами, после чего просят зайти вышедшего за дверь, и сказать есть ли изменения на фотографии (подмены может и не быть). Реализация цели данного урока не может ограничиваться одним занятием, поскольку тренировка одного или нескольких познавательных процессов требует гораздо большего времени и числа занятий. На данном уроке дети познакомились с познавательным процессом память, а также со способами развития и тренировки данного процесса. Структура данного урока, по моему мнению, была построена с учётом возрастных особенностей учащихся: усвоение материала урока происходило в форме игры, таким образом, внешняя (игровая) мотивация перерождалась во внутреннюю (познавательную). Активизировать учащихся помогали наглядные пособия. В работе с детьми повсеместно использовался индивидуальный подход. Совершенствование словесно-логического мышления. Словесно-логическое мышление - одно из трёх видов мышления - характеризуется использованием суждений и умозаключений (два других - наглядно-действенное и наглядно-образное - осуществляются, соответственно, посредствам действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
С первых дней пребывания ребёнка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов: - Почему осенью люди теплей одеваются? - Почему летом нельзя кататься на лыжах? - Почему зайца трудно увидеть на снегу? - Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдёт? Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игры, прогулки, умывания и т. п. важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио и телепередач. Воспитателю не следует торопиться всё тут же объяснять детям. Сначала отвечающему надо задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям. Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить: - Чем различаются кукла и девочка (птица и самолёт, чайник и кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т. п.)? - Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолёта, лодки и утки, лошади и автомобиля и т. п.)? Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на примерно такие вопросы: - Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?
- Почему семеро козлят открыли дверь Волку? - Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему? - Можно сказать, что Мышка вытянула репку? А кто вытянул? - Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе на нос сам прыгнул? Развитие у детей внимания и памяти. Одна из коррекционных задач - развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания). Внимание и память - процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Игры и упражнения, развивающие познавательные процессы использованные в экспериментальной группе. Упражнения для развития мышления: - выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор и т.д.; - моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв; - работа с кубиками Кооса; - складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы; - игра «IV лишний». Упражнения для стимуляции слухового внимания: игры и упражнения из программы детского сада: - «Угадай, кто кричит?»; - «Угадай, на чём играют?»; - «Угадай, что делают?»; - «Найди пару»; - «Где мой домик?»; - игра «IV лишний»; - «Узнай по описанию»; - «Телефон»; - «Отгадай сказку по отрывку». Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания: - длительная сортировка и нанизывание бусинок; - лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца); - чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д. Развитие образной памяти: - рисунок-схема; - пробы Хеда (определение схемы собственного тела); - тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д. Развитие оперативной памяти: - тест «Кулак - ребро - ладонь»; - игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад»; - «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности); - «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения детей изображён схемой. По команде цепочка рассыпается, задача ведущего (ребёнка) - собрать цепочку в прежней последовательности;
- «Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки; - отстукивание ритмов «Телеграфист»; - рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток). Развитие зрительного восприятия: - игра «Что изменилось?»; - «Отгадай сказку по иллюстрации»; - срисовывание фигур (учитывать пропорции); - дорисовывание фигур с недостающими деталями; - письмо букв и слов по шаблонам; - изографы; - определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. Можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги. Заниматься воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время режимных моментов. Для определения степени ее эффективности был проведен констатирующий эксперимент в, причем он был осуществлен и в группе испытуемых с нормальным развитием, где не проводилась коррекционная работа, и поэтому мы смогли судить лишь о влиянии на развитие произвольности фактора обучения. Основные результаты констатирующего эксперимента в обеих группах представлены в таблице 1. Из таблицы (табл. 2) следует, что у детей с ЗПР улучшились результаты по всем показателям произвольности, а именно: ни один испытуемый этой группы не обнаружил низкого уровня произвольного внимания, развития произвольности деятельности и, что важно, - низкого уровня саморегуляции. И хотя по последнему показателю высоких результатов нет ни у одного испытуемого с ЗПР, 70% их имеют средний уровень развития этого показателя. Данный факт позволяет говорить об эффективности проведенной коррекционной работы. В группе испытуемых с нормальным развитием, где не было проведено целенаправленной систематической работы по формированию произвольности, не выявлено столь существенного улучшения этих показателей. Улучшение коснулось лишь произвольности действий и деятельности детей. Это, на наш взгляд, вполне закономерно, так как сама организация и содержание учебной деятельности детей в первую очередь содействуют именно формированию способности следовать указаниям взрослого, самостоятельно, по заданию учителя, выполнять работу и т.д. Более того, по остальным показателям (произвольности внимания и саморегуляции) имеет место даже некоторое снижение результатов (почти у 30% детей). Это позволяет заключить, что обучение само по себе не обеспечивает стойкого развития произвольной регуляции психических процессов, деятельности и действий. Объективно необходимым является целенаправленное и систематическое формирование этих качеств.
Заключение
Итак, цель данной работы можно считать достигнутой: была рассмотрена психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей с патологиями речи. Также были поставлены и решены следующие задачи: были рассмотрены речевые нарушения у детей, изучена подготовка к обучению детей с речевыми патологиями, выявлены основные психолого-педагогические направления работы по развитию речи детей, а также рассмотрена диагностика умственного развития детей с патологиями речи в дошкольном учреждении «Наш ребёнок». В заключение можно отметить, что человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения - это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов. Чаще всего расстройства речи возникают в детском возрасте. В тяжелых случаях речевых нарушений, ребенок не только не может ясно и четко говорить сам - он плохо воспринимает и усваивает чужую звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас. Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у ребенка возникают серьезные проблемы общения со сверстниками и взрослыми, и, как следствие - развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию умственного и творческого потенциала. Нарушения речи у детей классифицируют в зависимости от того, может ли ребенок с нарушенной речевой деятельностью посещать обычную общеобразовательную школу, или ему требуется обучение в специализированном образовательном заведении (тяжелые речевые нарушения). К тяжелым формам патологий речевой организации относятся некоторые виды заикания, дизартрия, алалия и т.п. Виды нарушения речи: - Алалия. Состояние, при котором у ребенка отмечается нормальный слух, но полностью или в значительной мере отсутствует речь по причине недоразвитости либо патологии участков головного мозга, ответственных за речевую деятельность, - называется алалией. Дизартрия (одна из относительно легких форм анартрии - полной утраты речи) является результатом патологий нервной системы, а именно расстройств иннервации речевого аппарата. У детей с диагнозом дизартрия наблюдаются общие нарушения устной речи. - Дислалия. Наиболее частое нарушение речи - это дислалия, проблемное звукопроизношение; в просторечье - косноязычие. В этом случае ребенок не может правильно воспроизвести тот или иной согласный звук - либо несколько, либо практически все. - Заикание - древнейшее нарушение речи у детей и взрослых, характеризующееся сбоями темпа и ритма речи из-за судорог либо спазм, поражающих различные отделы речевого аппарата. Заикающийся ребенок с трудом произносит слова, вынужденно делает большие паузы в речи, повторяет один и тот же слог либо звук.
Список использованной литературы
1. Астахов, введение в дефектологию с основами нейро- патопсихологии М. 2008-450с. 2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С., Баранов С.П./ Учебное пособие М. 2007-230с. . Борякова Н.Ю. особенности формирования речевых высказываний у старших дошкольников с ЗПР М. 2009-140с. . Валитова И.Е. психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск 2007-325с. . Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. М 2008 -250с. . Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями М. 2007 -185с. . Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М. 2009. - 145с. . Дошкольная педагогика часть II (Под ред. Логинова Е.А., Саморуковой) М. 2007.-240с. . Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков Спб. 2008. -170с. . Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения М., Педагогика 2008.-250с. . Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка Союз Спб. 2007-390с. . Сеченов И.М. Избранные произведения М. 2007. - 430с. . Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление М. 2009-185с.
Приложение
Таблица № 1. Результаты использования методики обследования речи детей дошкольного возраста в контрольной подготовительной группе
Таблица № 2. Результаты использования методики обследования речи детей дошкольного возраста в контрольной подготовительной группе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|