Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и проведение коррекционной работы в экспериментальной группе (формирующий эксперимент)




 

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя, логопеда, желательно психолога. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, работы по преодолению нарушений устной и предупреждению письменной речи, явились следующие:

-  Единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности общеобразовательных занятий и режимных моментов.

-  Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.

-  Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.

-  Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей.

-  Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников.

-  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития дошкольника.

-  Принцип последовательности в обучении и систематичности в закреплении сформированных умений и навыков.

-  Разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда.

-  Применение принципа деятельного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеобразовательных и коррекционных целях.

-  Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

При разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придавалось системе планирования логопеда и воспитателя при работе с детьми

Разработка, проведение и анализ урока психологии по выбранной теме.

Тема: Память

Цель: тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти.

Ход урока

-  «Восстановить пропущенное слово».

Перед упражнением проводиться краткая беседа на тему «Что такое память?».

Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу, например: сахар-пуля - ящик - рыба - танец - груша. Второй раз ряд читается не полностью, одно из слов опускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово. На четвёртый раз можно попросить детей восстановить весь ряд полностью: без сохранения очерёдности слов или по порядку.

-  «Жил-был кот…»

Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце своё определение. Например:

Это был красивый кот…

Это был красивый пушистый кот…

Это был красивый пушистый кот с зелёными глазами…

-  «Составление историй»

а) Из отдельных слов.

Каждый из участников говорит по очереди по одному любому слову так, чтобы в результате получалась общая история. Перед тем как назвать слово, необходимо повторить все сказанные слова ранее.

б) Из предложений.

Упражнение аналогично предыдущему, разница заключается в том, что каждый участник говорит целое предложение, а не одно слово. Непременное условие - повторение предыдущего ряда.

-  «Птица - зверь - рыба».

Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику вопрос. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять ранее названное нельзя.

Пример: Птица - снегирь; рыба - лещ; рыба - карась; зверь - медведь и т.д.

Уверенность в правильности воспроизведении связана с уровнем развития наблюдательности и личностными качествами.

-  Передача воображаемого предмета.

Ведущий задаёт какой-либо предмет, показывая действия, совершаемые с ним. Вслух предмет не называя, показываются только действия. Предмет передаётся по кругу, и каждый должен догадаться, что ему передали, или постараться почувствовать или что-то сделать с этим предметом и передать его другому. Наблюдая за другими участниками, дети постепенно приобретают всё большую уверенность в том, какой же предмет они передают. Кроме того, это упражнение хорошо тренирует образную и тактильную память. В более сложном варианте каждый участник передаёт свой предмет. Следующий участник угадывает, что он получил.

-  «Живая фотография».

Выбирается один из учеников, далее ведущий просит представить группу как на фотографии, после чего ребёнок выходит за дверь. Один или несколько участников группы в аудитории меняются местами, после чего просят зайти вышедшего за дверь, и сказать есть ли изменения на фотографии (подмены может и не быть).

Реализация цели данного урока не может ограничиваться одним занятием, поскольку тренировка одного или нескольких познавательных процессов требует гораздо большего времени и числа занятий. На данном уроке дети познакомились с познавательным процессом память, а также со способами развития и тренировки данного процесса.

Структура данного урока, по моему мнению, была построена с учётом возрастных особенностей учащихся: усвоение материала урока происходило в форме игры, таким образом, внешняя (игровая) мотивация перерождалась во внутреннюю (познавательную). Активизировать учащихся помогали наглядные пособия. В работе с детьми повсеместно использовался индивидуальный подход.

Совершенствование словесно-логического мышления. Словесно-логическое мышление - одно из трёх видов мышления - характеризуется использованием суждений и умозаключений (два других - наглядно-действенное и наглядно-образное - осуществляются, соответственно, посредствам действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

С первых дней пребывания ребёнка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов:

-  Почему осенью люди теплей одеваются?

-  Почему летом нельзя кататься на лыжах?

-  Почему зайца трудно увидеть на снегу?

-  Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдёт?

Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игры, прогулки, умывания и т. п. важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио и телепередач. Воспитателю не следует торопиться всё тут же объяснять детям. Сначала отвечающему надо задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить:

-  Чем различаются кукла и девочка (птица и самолёт, чайник и кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т. п.)?

-  Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолёта, лодки и утки, лошади и автомобиля и т. п.)?

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на примерно такие вопросы:

-  Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?

-  Почему семеро козлят открыли дверь Волку?

-  Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?

-  Можно сказать, что Мышка вытянула репку? А кто вытянул?

-  Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе на нос сам прыгнул?

Развитие у детей внимания и памяти. Одна из коррекционных задач - развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).

Внимание и память - процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Игры и упражнения, развивающие познавательные процессы использованные в экспериментальной группе.

Упражнения для развития мышления:

-  выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор и т.д.;

-  моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв;

-  работа с кубиками Кооса;

-  складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы;

-  игра «IV лишний».

Упражнения для стимуляции слухового внимания:

игры и упражнения из программы детского сада:

-  «Угадай, кто кричит?»;

-  «Угадай, на чём играют?»;

-  «Угадай, что делают?»;

-  «Найди пару»;

-  «Где мой домик?»;

-  игра «IV лишний»;

-  «Узнай по описанию»;

-  «Телефон»;

-  «Отгадай сказку по отрывку».

Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания:

-  длительная сортировка и нанизывание бусинок;

-  лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца);

-  чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.

Развитие образной памяти:

-  рисунок-схема;

-  пробы Хеда (определение схемы собственного тела);

-  тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д.

Развитие оперативной памяти:

-  тест «Кулак - ребро - ладонь»;

-  игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад»;

-  «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности);

-  «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения детей изображён схемой. По команде цепочка рассыпается, задача ведущего (ребёнка) - собрать цепочку в прежней последовательности;

-  «Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки;

-  отстукивание ритмов «Телеграфист»;

-  рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).

Развитие зрительного восприятия:

-  игра «Что изменилось?»;

-  «Отгадай сказку по иллюстрации»;

-  срисовывание фигур (учитывать пропорции);

-  дорисовывание фигур с недостающими деталями;

-  письмо букв и слов по шаблонам;

-  изографы;

-  определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. Можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги.

Заниматься воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время режимных моментов.

Для определения степени ее эффективности был проведен констатирующий эксперимент в, причем он был осуществлен и в группе испытуемых с нормальным развитием, где не проводилась коррекционная работа, и поэтому мы смогли судить лишь о влиянии на развитие произвольности фактора обучения. Основные результаты констатирующего эксперимента в обеих группах представлены в таблице 1.

Из таблицы (табл. 2) следует, что у детей с ЗПР улучшились результаты по всем показателям произвольности, а именно: ни один испытуемый этой группы не обнаружил низкого уровня произвольного внимания, развития произвольности деятельности и, что важно, - низкого уровня саморегуляции. И хотя по последнему показателю высоких результатов нет ни у одного испытуемого с ЗПР, 70% их имеют средний уровень развития этого показателя.

Данный факт позволяет говорить об эффективности проведенной коррекционной работы. В группе испытуемых с нормальным развитием, где не было проведено целенаправленной систематической работы по формированию произвольности, не выявлено столь существенного улучшения этих показателей. Улучшение коснулось лишь произвольности действий и деятельности детей. Это, на наш взгляд, вполне закономерно, так как сама организация и содержание учебной деятельности детей в первую очередь содействуют именно формированию способности следовать указаниям взрослого, самостоятельно, по заданию учителя, выполнять работу и т.д.

Более того, по остальным показателям (произвольности внимания и саморегуляции) имеет место даже некоторое снижение результатов (почти у 30% детей). Это позволяет заключить, что обучение само по себе не обеспечивает стойкого развития произвольной регуляции психических процессов, деятельности и действий. Объективно необходимым является целенаправленное и систематическое формирование этих качеств.

 


Заключение

 

Итак, цель данной работы можно считать достигнутой: была рассмотрена психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей с патологиями речи.

Также были поставлены и решены следующие задачи: были рассмотрены речевые нарушения у детей, изучена подготовка к обучению детей с речевыми патологиями, выявлены основные психолого-педагогические направления работы по развитию речи детей, а также рассмотрена диагностика умственного развития детей с патологиями речи в дошкольном учреждении «Наш ребёнок». В заключение можно отметить, что человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения - это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов. Чаще всего расстройства речи возникают в детском возрасте. В тяжелых случаях речевых нарушений, ребенок не только не может ясно и четко говорить сам - он плохо воспринимает и усваивает чужую звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас. Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у ребенка возникают серьезные проблемы общения со сверстниками и взрослыми, и, как следствие - развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию умственного и творческого потенциала.

Нарушения речи у детей классифицируют в зависимости от того, может ли ребенок с нарушенной речевой деятельностью посещать обычную общеобразовательную школу, или ему требуется обучение в специализированном образовательном заведении (тяжелые речевые нарушения). К тяжелым формам патологий речевой организации относятся некоторые виды заикания, дизартрия, алалия и т.п.

Виды нарушения речи:

-  Алалия. Состояние, при котором у ребенка отмечается нормальный слух, но полностью или в значительной мере отсутствует речь по причине недоразвитости либо патологии участков головного мозга, ответственных за речевую деятельность, - называется алалией.

Дизартрия (одна из относительно легких форм анартрии - полной утраты речи) является результатом патологий нервной системы, а именно расстройств иннервации речевого аппарата. У детей с диагнозом дизартрия наблюдаются общие нарушения устной речи.

-  Дислалия. Наиболее частое нарушение речи - это дислалия, проблемное звукопроизношение; в просторечье - косноязычие. В этом случае ребенок не может правильно воспроизвести тот или иной согласный звук - либо несколько, либо практически все.

-  Заикание - древнейшее нарушение речи у детей и взрослых, характеризующееся сбоями темпа и ритма речи из-за судорог либо спазм, поражающих различные отделы речевого аппарата. Заикающийся ребенок с трудом произносит слова, вынужденно делает большие паузы в речи, повторяет один и тот же слог либо звук.

 


Список использованной литературы

 

1.  Астахов, введение в дефектологию с основами нейро- патопсихологии М. 2008-450с.

2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С., Баранов С.П./ Учебное пособие М. 2007-230с.

.   Борякова Н.Ю. особенности формирования речевых высказываний у старших дошкольников с ЗПР М. 2009-140с.

.   Валитова И.Е. психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск 2007-325с.

.   Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. М 2008 -250с.

.   Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями М. 2007 -185с.

.   Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М. 2009. - 145с.

.   Дошкольная педагогика часть II (Под ред. Логинова Е.А., Саморуковой) М. 2007.-240с.

.   Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков Спб. 2008. -170с.

.   Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения М., Педагогика 2008.-250с.

.   Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка Союз Спб. 2007-390с.

.   Сеченов И.М. Избранные произведения М. 2007. - 430с.

.   Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление М. 2009-185с.

 


Приложение

 

Таблица № 1. Результаты использования методики обследования речи детей дошкольного возраста в контрольной подготовительной группе

Список детей Возраст

Показатели, %

Уровень успешности
    1. Фонем. восприятие 2. Артикул. моторика 3. Звукопр-е 4. Структура слова 5. Граматика 6. Слово-образование 7. Связная речь Общий  
Рома Д. 6,3 г. 60 65 56 70 80 76 72 68 III
Ира М. 6,1 г. 65 70 60 70 81 86 79 73 III
Вера Ю. 6,5 г. 60 70 56 70 90 95 86 75 III
Паша И. 6,5 г. 65 80 73 95 83 90 80 80 IV
Надя Ф. 6,6 г. 75 75 66 80 74 80 73 74 III
Саша Б. 6,1 г. 65 65 53 70 80 76 82 69 III
Лёша К. 6,2 г. 70 75 66 90 93 89 86 81 IV
Слава И. 6,4 г. 70 75 60 90 89 82 76 77 III
Дима Щ. 6,5 г. 70 75 66 90 88 83 76 78 III
Кирилл С. 6,2 г. 70 65 60 70 80 63 79 69,5 III

 


Таблица № 2. Результаты использования методики обследования речи детей дошкольного возраста в контрольной подготовительной группе

Список детей

Показатели, %

Уровень успешности Логопедическое заключение
  1. Фонем. восприятие 2. Артикул. моторика 3. Звукопр-е 4. Структура слова 5. Граматика 6. Слово-образование 7. Связная речь Общий    
Рома Д. 80 85 83 85 88 86 82 84 IV Улучшение
Ира М. 85 95 60 85 86 80 86 86 IV Чистая
Вера Ю. 90 95 96 100 97 95 93 95 IV Чистая
Паша И. 100 100 100 100 93 90 86 95,5 IV Чистая
Надя Ф. 90 85 90 95 80 86 82 86 IV Чистая
Саша Б. 80 90 93 85 80 83 86 85 IV Улучшение
Лёша К. 95 100 93 100 98 93 90 95,5 IV Чистая
Слава И. 95 95 96 100 93 96 86 94 IV Чистая
Дима Щ. 100 90 96 100 90 92 83 93 IV Чистая
Кирилл С. 95 85 83 85 86 80 92 86,5 IV Улучшение

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...