Методика обследования речи (констатирующий эксперимент)
В методике использованы речевые пробы. Методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Она удобна для: - диагностики; - уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля); - построения системы индивидуальной коррекционной работы; - комплектования групп на основе общности структуры нарушений речи; - отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия. Структура методики. Экспресс-вариант состоит из четырёх серий. Серия I - Исследование сенсомоторного уровня речи: - Проверка фонематического восприятия - 5; - Исследование состояния артикуляционной моторики - 5; - Звукопроизношение - с максимальным балом - 15; - Проверка сформированности звукослоговой структуры слова -5; - За всю серию наивысшая оценка - 30 балов. Серия II - Исследование грамматического строя речи: - Пять видов задания. В заданиях оставлено по пять проб, пятое задание использовать целиком. Максимальное число баллов - 30. Серия III - Исследование словаря и навыков словообразования: - Название детёнышей животных. Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных. Максимальное число баллов - 30. Серия IV - Исследование связной речи: - Рассказ по серии сюжетных картинок и пересказ. Максимальное число баллов - 30. Экспрес-методика включает 77 заданий, не считая проверки звукопроизношения. Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100 %, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырёх уровней успешности.
VI уровень - 100-80%; III уровень - 79,9-65%; II уровень - 64,9-45%; I уровень - 44,95% и ниже. Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается индивидуальный речевой профиль: 1. Фонематическое восприятие; 2. Артикуляционная моторика; . Звукопроизношение; . Звуко-слоговая структура слова; . Грамматический строй речи; . Словообразование; 7. Связная речь. В основу обследования легли методологические принципы. Комплексный подход. Применительно к обследованию ребёнка - это требование всестороннего изучения и оценки деятельности ребёнка различными специалистами. Целостный, системный анализ. Предполагает обнаружение не просто отдельных симптомов нарушенного развития, а, прежде всего связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а так же наличия сохранных звеньев. Согласно современным представлениям о структуре дефекта для дошкольников с ФФНР типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы. Принцип динамического изучения. Отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности. Первичное обследование дошкольников с речевыми патологиями и составленный на его основе «Индивидуальный речевой профиль» позволяет наглядно и убедительно провести анализ результатов обследования ребёнка, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с речевыми патологиями обнаружить связи между выявленными в процессе обследования нарушенными звеньями коррекционного воздействия.
Для оценки состояния речевых и неречевых функций и процессов у дошкольников с речевыми патологиями использовался количественный метод обработки данных (баллльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты). Необходимо отметить, что количественная оценка и составленный на её основе индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых процессов и функций у дошкольника с речевой патологией ни в коей мере не заменяют речевую карту, направленную на качественный анализ полученных результатов обследования. Сочетание количественного и качественного подходов может обеспечить объективную картину состояния речи у ребёнка с речевыми патологиями. Итак, в экспериментальной группе на начало учебного года 10 человек с логопедическим заключением: - сенсомоторная дислалия (8 ч.); - стертая дизартрия (2 ч.). В контрольной группе на начало учебного года 10 человек с логопедическим заключением: - сенсомоторная дислалия (7 ч.); - стёртая дизартрия (3 ч.). Сопоставление речевых профилей детей позволяет более чётко и обоснованно подтвердить наличие общих кардинальных нарушений фонетики и фонематики, характерных для ФФНР, и показать, что выраженные индивидуальные различия не выходят за рамки этой категории. В основном успешность детей характеризуется III уровнем, что свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте - элементы ОНР т.е. несформированность отдельных сторон речи. Это чрезвычайно важно для организации фронтальной и индивидуальной работы. В результате проведения большого объёма экспериментальной работы, основанной на развёрнутом обследовании речевых и неречевых функций и процессов, были получены среднегрупповые данные. Наиболее неблагоприятной стороной является сенсомоторная. Страдает как фонематическое восприятие, так и артикуляционная моторика, что является основой для звукопроизносительного дефекта. Итак, широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|