§4. Цилиндрические косозубые и шевронные зубчатые передачи. Устройство и основные геометрические и силовые соотношения
§4. Цилиндрические косозубые и шевронные зубчатые передачи. Устройство и основные геометрические и силовые соотношения 3. 49. Косозубые зубчатые передачи, как и прямозубые, предназначены для передачи вращательного момента между параллельными валамя (рис. 3. 36). У косозубых колес оси зубьев располагаются не по образующей делительного цилиндра, а по винтовой линии, составляющей с образующей угол β (рис. 3. 44). Угол наклона зубьев р принимают равным 8÷ 18°, он одинаков для обоих колес, но на одном из сопряженных колес зубья наклонены вправо, а на другом влево. Рис. 3. 36. Цилиндрическая косозубая передача
Передаточное число для одной пары колес может быть и ≤ 12. В прямозубых передачах линия контакта параллельна оси, а в косозубых расположена по диагонали на поверхности зуба (контакт в прямозубых передачах осуществляется вдоль всей длины зуба, а в косозубых — сначала в точке увеличивается до прямой, «диагонально» захватывающей зуб, и постепенно уменьшается до точки). Достоинства косозубых передач по сравнению с прямозубыми: уменьшение шума при работе; меньшие габаритные размеры; высокая плавность зацепления; большая нагрузочная способность; значительно меньшие дополнительные динамические нагрузки. За счет наклона зуба в зацеплении косо-зубой передачи появляется осевая сила. Направление осевой силы зависит от направления вращения колеса (рис. 3. 37), направления винтовой линии зуба, а также от того, каким является колесо — ведущим или ведомым. Осевая сила дополнительно нагружает валы и опоры, что является недостатком косозубых передач.
Рис. 3. 37. Усилия в косозубой цилиндрической передаче
3. 50. Шевронные зубчатые колеса представляют собой разновидность косозубых колес (рис. 3. 38).
а) б) Рис. 3. 38. Шевронная зубчатая передача
Цилиндрическое зубчатое колесо, венец которого по ширине состоит из участков с правыми и левыми зубьями (рис. 3. 38, а), называют шевронным колесом. Часть венца зубчатого колеса, в пределах которого линии зубьев имеют одно направление, называют полушевроном. Различают шевронные колеса с жестким углом (рис. 3. 38, б), предназначенным для выхода режущего инструмента при нарезании зубьев. Шевронные передачи обладают всеми преимуществами косозубых, а осевые силы (рис. 3. 39) противоположно направлены и на подшипник не передаются.
Рис. 3. 39. Усилия в зацеплении шевронных зубчатых колес
В этих передачах допускают большой угол наклона зубьев (β = 25 ÷ 40°). Ввиду сложности изготовления шевронные передачи применяют реже, чем косозубые, т. е. в тех случаях, когда требуется передавать большую мощность и высо-кую скорость, а осевые нагрузки нежелательны. Рис. 3. 40
Будет ли возникать осевая сила в передаче, состоящей из зубчатых колес (рис. 3. 40)? Чем отличается эта передача от косозубой?
3. 55. Винтовая передача (разновидность косозубой) состоит из двух косозубых цилиндрических колес (рис. 3. 42). Однако в отличие от косозубых цилиндрических передач с параллельными валами касания между зубьями здесь происходит в точке и при значительных скоростях скольжения. Поэтому при значительных нагрузках винтовые зубчатые передачи работать удовлетворительно не могут.
По рис. 3. 42 определите, как расположены оси валов у винтовой передачи. Рис. 3. 41. Винтовая зубчатая передача
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|