§ 5. Конические зубчатые передачи. Устройство и основные геометрические и силовые соотношения
§ 5. Конические зубчатые передачи. Устройство и основные геометрические и силовые соотношения 3. 66. Зубчатую передачу с пересекающимися осями, у которой начальные и делительные поверхности колес конические, называют конической. Коническая передача состоит из двух конических зубчатых колес (рис. 3. 45) и служит для передачи вращающего момента между валами с пересекающимися осями под углом δ 1 + δ 2 = ∑. Наиболее распространена в машиностроении коническая передача с углом между осями Z = 900 (рис. 3. 47), но могут быть передачи ис ∑ ≥ 90°. Колеса конических передач. выполняют с прямыми (рис. 3. 46, а), косыми (рис. 3. 46, б), круговыми.
Рис. 3. 45. Коническая прямозубая передача Рис. 3. 46. Конические зубчатые колеса: а — колесо с прямыми зубьями; б — колесо с косыми зубьями; в — колесо с круговыми зубьями
Рис. 3. 47. Геометрические параметры конических зубчатых колес
Рис. 3. 48. Гипоиднаяя передача зубьями (рис. 3. 46, в). Передачу с коническими колесами для передачи вращающего момента между валами со скрещивающимися осями называют гипоидной (рис. 3. 48). Эта передача находит применение в автомобилях. По стоимости конические передачи дороже цилиндрических при равных силовых параметрах. Их применение диктуется только необходимостью передавать момент при пересекающихся осях валов. Передаточное число одной пары и ≤ 6, 3.
С какими зубьями выполнены шестерня и колесо, показанные на рис. 3. 49?
§ 19. Зубчатые передачи с зацеплением Новикова. Устройство, основные геометрические соотношения 3. 82. Передачи с зацеплением Новикова состоят из двух цилиндрических косозубых колес (рис. 3. 57, а) или конических колес (рис. 3. 57, б) с винтовыми зубьями и служат для передачи момента между валами с параллельными или пересекающимися осями. Особенность зацепления Новикова состоит в том, что в этом зацеплении первоначальный линейный контакт (рис. 3. 57, в) заменен точечным, превращающимся под нагрузкой в контакт. с хорошим прилеганием (рис. 3. 57, г). Простейшими профилями зубьев, обеспечивающими такой контакт, являются профили, очерченные по дуге окружности или близкой к ней кривой.
в) А - площадка контакта Рис. 3. 57. Передача с зацеплением М. Л. Новикова Обычно профиль зубьев шестерни делается выпуклым, а профиль зубьев колес вогнутым или наоборот (рис. 3. 58, а, б), но могут быть передачи и с профилем зубьев шестерни и колеса, показанным на рис. 3. 58, в. Такая конструкция зубьев увеличивает нагрузочную способность данной передачи по сравнению с эвольвентной передач
Ведущие шестерни
a) Ведомые колеса б) в) Рис. 3. 58. Профили зубьев в передачах с зацеплением М. Л. Новикова 3. 83. Достоинства и недостатки передач с зацеплением Новикова. Высокая нагрузочная способность является основным достоинством передач с зацеплением Новикова. При твердости рабочих поверхностей до НВ 350 можно принимать допускаемую нагрузку примерно в 2, 5 раза больше допускаемой нагрузки для эвольвентных прямозубых передач тех же основных размеров, выполненных из тех же материалов, с той же термической обработкой (сравнение допускаемых нагрузок произведено при коэффициенте нагрузки К= 1). Благодаря большей нагрузочной способности передачи с зацеплением Новикова более компактны, имеют почти в 2 раза меньшие габариты по сравнению с передачами с эвольвентным зацеплением при одинаковой передаваемой мощности.
Передачи с зацеплением Новикова допускают большее передаточное число, а вследствие хорошо удерживающейся масляной пленки между соприкасающимися зубьями уменьшается изнашивание зубьев, повышается КПД передачи. Потери на трение в зацеплении Новикова примерно в 2 раза меньше, чем потери в эвольвентном зацеплении. Шум во время их работы значительно ниже. Недостатками являются: • большая (чем в эвольвентных зацеплениях) чувствительность к изменению межосевого расстояния; • с увеличением нагрузки в зацеплении возрастает осевая составляющая, что, в свою очередь, усложняет конструкцию применяемых подшипниковых узлов; • при ухудшении контакта (например, в случае перекоса валов и изменения межосевого расстояния) вся нагрузка, действующая на зубья, может сосредоточиться на небольшом участке длины зубьев, в результате чего зубья могут оказаться сильно перегруженными; • необходимость иметь две специальные фрезы для нарезания зубьев (для шестерни и колеса).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|