Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 5. Конические зубчатые передачи. Устройство и основные геометрические и силовые соотношения




§ 5. Конические зубчатые передачи. Устройство и основные геометрические и силовые соотношения

3. 66. Зубчатую передачу с пересекающимися осями, у которой начальные и делительные поверхности колес конические, называют конической.

Коническая передача состоит из двух конических зубчатых колес (рис. 3. 45) и служит для передачи вращающего момента между валами с пересекающимися осями под углом δ 1 + δ 2 = ∑. Наиболее распространена в машиностроении коническая передача с углом между осями Z = 900 (рис. 3. 47), но могут быть передачи ис ∑ ≥ 90°. Колеса конических передач. выполняют с прямыми (рис. 3. 46, а), косыми (рис. 3. 46, б), круговыми.

 


 



 


 


Рис. 3. 45. Коническая пря­мозубая передача


Рис. 3. 46. Конические зубчатые колеса: а — коле­со с прямыми зубьями; б — колесо с косыми зу­бьями; в — колесо с круговыми зубьями


 



 

 


Рис. 3. 47. Геометрические параметры конических зубчатых колес

 

Рис. 3. 48. Гипоиднаяя передача

зубьями (рис. 3. 46, в).

Передачу с коническими колесами для передачи вращающего момента между валами со скрещиваю­щимися осями называют гипоидной (рис. 3. 48). Эта передача находит применение в автомобилях.

По стоимости конические передачи дороже ци­линдрических при равных силовых параметрах. Их применение диктуется только необходимостью пе­редавать момент при пересекающихся осях валов. Передаточное число одной пары и ≤ 6, 3.

 

 

С какими зубьями выполнены шестерня и колесо, показанные на рис. 3. 49?

 

§ 19. Зубчатые передачи с зацеплением Новикова. Устройство, основные геометрические соотношения

3. 82. Передачи с зацеплением Новикова состоят из двух цилиндрических косозубых колес (рис. 3. 57, а) или конических колес (рис. 3. 57, б) с винто­выми зубьями и служат для передачи момента между валами с параллель­ными или пересекающимися осями. Особенность зацепления Новикова состоит в том, что в этом зацеплении первоначальный линейный контакт (рис. 3. 57, в) заменен точечным, превращающимся под нагрузкой в контакт. с хорошим прилеганием (рис. 3. 57, г). Простейшими профилями зубьев, обес­печивающими такой контакт, являются профили, очерченные по дуге окруж­ности или близкой к ней кривой.


б)

в)  А - площадка контакта           

Рис. 3. 57. Передача с зацеплением М. Л. Новикова

Обычно профиль зубьев шестерни делается выпуклым, а профиль зубь­ев колес вогнутым или наоборот (рис. 3. 58, а, б), но могут быть передачи и с профилем зубьев шестерни и колеса, показанным на рис. 3. 58, в. Такая конструкция зубьев увеличивает нагрузочную способность данной передачи по сравнению с эвольвентной передач

 

Ведущие шестерни


 


 


a)                              Ведомые колеса  б)                в)

Рис. 3. 58. Профили зубьев в передачах с зацеплением М. Л. Новикова


3. 83. Достоинства и недостатки передач с зацеплением Новикова. Высо­кая нагрузочная способность является основным достоинством передач с зацеплением Новикова. При твердости рабочих поверхностей до НВ 350 можно принимать допускаемую нагрузку примерно в 2, 5 раза больше до­пускаемой нагрузки для эвольвентных прямозубых передач тех же основ­ных размеров, выполненных из тех же материалов, с той же термической обработкой (сравнение допускаемых нагрузок произведено при коэффици­енте нагрузки К= 1).

Благодаря большей нагрузочной способности передачи с зацеплением Новикова более компактны, имеют почти в 2 раза меньшие габариты по сравнению с передачами с эвольвентным зацеплением при одинаковой пе­редаваемой мощности.

Передачи с зацеплением Новикова допускают большее передаточное число, а вследствие хорошо удерживающейся масляной пленки между со­прикасающимися зубьями уменьшается изнашивание зубьев, повышается КПД передачи.

Потери на трение в зацеплении Новикова примерно в 2 раза меньше, чем потери в эвольвентном зацеплении. Шум во время их работы значи­тельно ниже.

Недостатками являются:

• большая (чем в эвольвентных зацеплениях) чувствительность к изме­нению межосевого расстояния;

• с увеличением нагрузки в зацеплении возрастает осевая составляю­щая, что, в свою очередь, усложняет конструкцию применяемых подшипниковых узлов;

• при ухудшении контакта (например, в случае перекоса валов и изме­нения межосевого расстояния) вся нагрузка, действующая на зубья, может сосредоточиться на небольшом участке длины зубьев, в ре­зультате чего зубья могут оказаться сильно перегруженными;

• необходимость иметь две специальные фрезы для нарезания зубьев (для шестерни и колеса).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...