Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судьба реформ в XVIII веке




Россия, расколовшаяся в результате реформ Петра I, прирастающая территориями, которые относились к разным типам развития, в XVIII в. стала представлять собой крайне сложное, противоречивое общественное образование.

1. Перепад в уровнях развития и цивилизационных характеристиках между разными районами единой страны был колоссален: от кочевых и полукочевых народов в Сибири, Казахстане, Средней Азии до европейской Прибалтики.

2. Западный уклад рос, но он был мал по объему, имел узкую социальную базу. Те немногочисленные массовые слои, которые были связаны с западным укладом, — рабочий класс, настолько жестоко эксплуатировались, что были настроены против западного уклада, не воспринимали западных ценностей — индивидуализм, уважение к частной собственности, конкуренцию. Для большинства народа западный уклад воспринимался как чужой, инородный. Его поддерживали собственники, которые работали на рынок, и европейски образованная интеллигенция. Но их было крайне мало в масштабах огромной страны.

3. Переход страны полностью на европейский тип развития представлял большую сложность, учитывая цивилизационную неоднородность.

Предстояло решить сложнейшие вопросы, которые выглядят крайне трудными и сегодня. Как обеспечить существование народов, живших по законам природы, в условиях развития рынка? Каким образом осуществить выравнивание в уровнях развития между различными регионами страны? На чем может держаться единство народов, исповедующих разные духовные ценности? Учитывая особенности эпохи, общественного устройства России, очевидно, что эти проблемы могли решаться путем государственного давления и насилия. Но преобразования были нужны, иначе общество могло развалиться под грузом собственных противоречий, что принесло бы неисчислимые бедствия для населения.

Со смертью Петра I локомотив реформ резко замедлил ход. При неограниченной единоличной власти многое зависело от личности самодержца. Со смертью Петра I, последовавшей в 1725 г., стране длительное время не везло с правителями. Екатерина I (1725—1727 гг.) не имела склонности к государственным делам. Далее Петр II, Анна Иоановна, Анна Леопольдовна символизировали глухое время иностранного засилья в высшем руководстве, небрежения интересами народа, острой политической борьбы в верхах, которая была направлена не только на передел власти, но и на изменение курса. Ярким примером того, что стояло на первом месте для власти являлась смета расходов. При Анне Иоановне, например, тратилось: на содержание царского двора — 260 000 р., на содержание конюшни для Бирона — 100 000 р., на мелкие нужды императрицы -— 42 622 р., на две Академии (наук и Адмиралтейскую) — 47 371 р., на народное образование — 4 500 р. Таким образом, на конюшни Бирона денег тратилось в два раза больше, чем на две Академии, а на мелкие нужды императрицы — почти в десять раз больше, чем на все народное образование.

Елизавета, дочь Петра I пришла к власти, опираясь на гвардейские полки в 1741 г. На ее знамени имя Великого Петра и национальные интересы России. Ей предстояло выровнять курс страны, прекратить распри в верхах, обеспечить стабильность и реализацию национальных интересов. Императрица Елизавета унаследовала энергию отца, но тратила ее не на государственные дела, а на то, чтобы сделать свою жизнь интересной. Она обожала строить дворцы в 24 часа, проскакать за двое суток путь из Петербурга в Москву, загоняя лошадей. Образованием не блистала, науками себя не утруждала и до конца жизни была убеждена, что до Англии можно доехать посуху (впрочем, сейчас это уже возможно). Тем не менее в ее приятную и такую веселую эпоху произошли важные преобразования, особенно в сфере образования. В 1741 г. в Академии появились национальные кадры, менялся характер ее деятельности. М.В. Ломоносов, который сначала был адъюнктом по физике, а затем был назначен профессором химии, стал первым русским членом Академии. Среди первых русских академиков — поэт В.К. Тредиаковский, знаменитый механик и изобретатель А.К. Нартов, начинавший свою деятельность токарем у Петра I. В 1746 г. был "принят новый регламент Академии. В соответствии с регламентом она являлась не только научным, но и учебным заведением и включала три подразделения.

Собственно Академия. Она состояла из десяти академиков с их адъюнктами и помощниками. Все адъюнкты должны были быть российскими гражданами.

Университет — собрание учащих и учащихся. В штате университета находились профессора, которые не входили в Академию, а также их ученики.

Гимназия. Она готовила своих воспитанников к поступлению в университет.

В университете и гимназии могли учиться люди всех званий, кроме податных (крестьян, посадских людей).

Академический университет в Петербурге не мог в полной мере удовлетворить потребности страны в распространении образования. При непосредственном участии П.И. Щувалова и М.В. Ломоносова в 1755 г. был открыт Московский университет, более доступный для провинциального дворянства и разночинцев. При открытии в его штате было десять профессоров, функционировало три факультета: юридический, медицинский и философский. Кроме того при университете были две гимназии: одна — для дворян, другая — для разночинцев. Выходцы из податных сословий в Московский университет не принимались.

Фактически состав студентов Московского университета длительное время, почти на протяжении столетия, оставался исключительно дворянским. Только дворяне могли позволить себе подготовить детей к университету. Да и развитие западного уклада пока шло медленно и не требовало в массовом масштабе высококвалифицированных кадров.

После Петра I длительное время промышленность не делала заметных успехов, не росли города. Городское население застыло на уровне 3% податного населения. Характерен эпизод, В 1770 г. в Петропавловском соборе в Петербурге состоялась проповедь знаменитого своим красноречием священнослужителя Платона. Заканчивая проповедь, он обратился к гробу Петра I и призвал его восстать. Кирилл Разумовский, отличавшийся глубоким и острым умом, добродушно шепнул окружающим: "Чего он его кличет? Если он восстанет, нам всем достанется"'. Но хотя и медленно, со скрипом, с откатами назад, но движение в сторону европейского типа шло на протяжении XVIII в.

Наиболее решительно после Петра I российский корабль в сторону Европы развернула Екатерина II. Она пришла к власти путем переворота, опираясь на гвардейские полки, и находилась на престоле 34 года — с 1762 по 1796 г. Любопытно, что одной из главных причин активного участия гвардейцев в перевороте было оскорбленное национальное чувство: пренебрежение Петра III, сменившего Елизавету на престоле, ко всему русскому и его симпатии к Пруссии. Это был второй переворот совершенный гвардейцами по тем же мотивам. В 1741 г. гвардия свергла антинациональное правительство Анны Леопольдовны, будучи возмущенной произволом временщиков. Но тогда на престол была воздвигнута дочь Петра I — Елизавета-А Екатерина была немкой и при живом муже не имела никаких прав на российский престол. Даже в случае цареубийства, которое оказалось неизбежным, ей предстояло доказать, что она способна выразить национальные интересы русских. Она смогла это сделать, войдя в историю как великая государыня. Во многом это произошло потому, что в эпоху Екатерины II удалось значительно укрепить международное положение страны, усилить ее влияние на европейскую политику, продвинуть границы на запад и юг. Каково было окружение России в начале ее царствования? Швеция начиналась недалеко от Петербурга, Польша стояла на Днепре, в Причерноморье господствовала Турция. Иной стала картина в конце XVIII в.: Польша исчезла как государство, Крым и Причерноморье стали российской территорией. Екатерина II окончательно утвердилась в национальном самосознании русских, когда включила в состав государства Западную Украину (за исключением Галиции), Белоруссию и большую часть Литвы (в ходе разделов Польши). Несколько столетий, со времени Ивана III Россия стремилась осуществить заявленные права на "киевское наследство" — древнерусские территории. При Екатерине II это было реализовано, при ней же Россия утвердилась на берегах Черного моря. Усиление России на мировой арене было столь заметным, что Фридрих II Великий назвал ее "страшным могуществом", от которого, по его мнению, через полвека будет трепетать вся Европа. Князь Бсзбородко в конце своей дипломатической карьеры говорил молодым русским дипломатам: "Не знаю как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела".

Царствование Екатерины II было беспокойным- Восстания крестьян потрясали страну уже в первый год ее правления (около 200 тысяч участников — по подсчетам самой Екатерины II). Прибавьте к этому две войны с Польшей, две войны с Турцией, московский бунт, пугачевщину. Тем не менее Царствование Екатерины II положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, которая продолжалась до 1815 г., то ^сть охватывала царствование Павла I и значительную часть царствования Александра I. Эта эпоха характеризуется попытками провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. При Екатерине II либеральные проекты подпитывались идеями европейского просвещения.

"Немка по рождению, француженка по любимому языку и воспитанию", она имела две страсти, которые постепенно превратились в ежедневную потребность: читать и писать. За свою жизнь она прочитала необъятное количество книг. "Обойтись без книг и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка". Она много писала: детские нравоучительные сказки, педагогические поучения, драматические пьесы, автобиографические заметки, активно сотрудничала в журналах. Переводила из Плутарха и даже составила житие преподобного Сергия Радонежского. Когда уже появились внуки, она взялась за изучение русских летописей, чтобы составить для них записки из русской истории. В конце XIX в. было издано собрание сочинений Екатерины II, которое составило 12 объемистых томов. Она писала за границу барону М. Гримму: "Вы все твердите мне, что я пройдоха, а я вам скажу, что стала настоящей архивной крысой". У нее не было самобытного таланта, но она умела ярко передавать, излагать чужую идею. А это требует больших способностей. Но особенно известна ее переписка с А. Вольтером, знаменитым французским просветителем, энциклопедистом, которая также составляет несколько томов. Эти письма разнообразны по содержанию, писаны по-французски в изысканной манере, но глубоких мыслей не содержат. Для Екатерины II был важен сам факт переписки с А. Вольтером.

Вокруг Екатерины II были не только гвардейские офицеры, которые возвели ее на престол. В ее окружении было много умных людей, которые прославились как политики. Это прежде всего граф Никита Иванович Панин, один из умнейших людей своего времени. Он, будучи ближайшим сотником Екатерины II, имел много реформаторских задумок, но в силу медлительности, мало что доходило до практики.

По восшествии Екатерины II на престол Н.И. Панин подал ей проект Указа, в соответствии с которым учреждался Верховный Совет или Верховное место с законодательными правами. Императрица сначала, доверяя Панину, подписала его, затем категорически отказалась. Какие цели преследовал панинский проект?

1. Ввести разделение властей. Выделением законодательной власти Панин Н.И. хотел внедрить западное общественное устройство, взяв за образец Швецию.

2. Царскую власть следовало ограничить. В результате, страна не будет зависеть от капризов сидящих на престоле.

3. Выделение законодательной власти оградит престол от случайных людей, временщиков. Опыт бироновщины в этом смысле был поучителен. Любой, кто каким-либо образом оказывался у престола, получал необъятную власть, а страна становилась игрушкой в руках временщиков.

Екатерина II, осознав угрозу своему положению, категорически отказалась от этого проекта. Однако этот проект имел отрицательные стороны и с точки зрения общественных интересов. Предполагалось, что Верховный совет будет назначаться, а не избираться обществом или хотя бы его частью. Следовательно, он не мог быть представительным органом, он ни перед кем не был ответственен. Исходя из этого, он сам постепенно мог превратиться в аристократический орган никем и ничем неограниченной власти и сместить императрицу или императора. Таким образом попытка ограничить царскую власть, ввести разделение властей окончилось неудачей. Это закономерно. Введение разделения власти — длительный процесс, который предполагает перестройку всей государственной системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...