Либеральные проекты Екатерины II
В эпитафии, которую Екатерина II сама себе сочинила, Творилось о женщине с добрым сердцем и республиканской душой. Но едва ли у нее было цельное представление о необходимом государственном устройстве, об общественном идеале. А республиканкой она точно не была. Она отрицательно относилась к восточному типу общественной организации подшучивала над китайским опытом, утверждая, что китайцы все сидят по уши в своих обычаях, преданиях и не могу высморкаться, не справляясь с обычаем. Но и приверженцем демократии она не была, не придавала значения английскому конституционному праву, которое тогда считалось лучшим в Европе. Как самодержавная императрица она думала что ход дел в государстве зависит не столько от устройства сколько от его правителя. На первом этапе своей деятельности Екатерина II стремилась к следующему. 1. Ввести в стране законность и правопорядок. 2. Создать новые законы, которые бы соответствовали современным задачам, новое Уложение. Она не хотела собирать старые законы и приводить их в систему. Она резко отрицательно относилась к старым русским законам (страна жила по законам Уложения 1649 г.), считала их вредными. Надо было создавать новые. В госу дарственных делах Екатерина II имела много предположений о радикальных изменениях в России: об освобождении крепостных крестьян; о создании среднего рода людей, то есть о создании среднего класса — развитого слоя буржуазии; о введении широкого народного образования. Особенно ее беспокоила проблема крепостного права. Рабство — страшную язву России — Екатерина II мечтала уничтожить. Однако одновременное освобождение крестьян ее пугало. Задача была сложной. "Это почти все равно, что создать новый мир", — писала Екатерина II Вольтеру':. На этом этапе своей деятельности, который охватил 60-е — первую половину 70-х гг. XVIII в., Екатерина II была полна оптимизма и планов преобразований, а Россия находилась в ожидании кардинальных перемен.
Для разработки нового Уложения была собрана специальная Комиссия из 564 представителей разных вер, племен и наречий. В.О. Ключевский назвал ее всероссийской этнографической выставкой. В Уложенную комиссию направляли по одному депутату; учреждения (Сенат, Синод и т.д.); уезды (дворяне); города (горожане); каждая сословная группа провинции, черносошные крестьяне, казаки, однодворцы, ясачные люди. Не были представлены в комиссии: крепостное крестьянство, кочевые народы, некоторые другие категории крестьян. Не менее 45% депутатов были потомственными или личными дворянами. Они оказывали решающее влияние на ход обсуждения вопросов. Заседания Комиссии открылись 31 июня 1767 г. в Грановитой палате Кремля. Этим подчеркивалась связь с сословно-представительными органами Московского государства — Земскими соборами. Задача членов Комиссии — составить новый кодекс законов в соответствии с состоянием государства и задачами на будущее. Для того, чтобы определить направление работы Комиссии, основной каркас нового свода законов, императрица написала специальный документ "Наказ" по составлению проекта Уложения. Екатерина II утверждала, что она работала над ним два года. Она опиралась на работы Монтескье, Бильфельда и других европейских мыслителей. В последующем это послужило поводом для обвинений в адрес Екатерины II со стороны историков в простом заимствовании чужих идей, которые она не собиралась реализовывать. Однако это крайнее упрощение. Действительно, в "Наказе" ощутимо влияние западных мыслителей, особенно французских энциклопедистов, есть и немало дословных выдержек из их трудов. Однако содержание "Наказа" демонстрирует стремление Екатерины II применить к российскому государственному устройству идеи, которые она почерпнула из передовой западно-европейской мысли. Законодательство она собиралась базировать не просто на новейших научных основах, а на основах либерализма (т.е. свободы личности), которые и в Европе еще не были реализованы;
Что лежало в основе политической программы Екатерины II? I. Россия есть европейская держава, поэтому последние и лучшие плоды европейской мысли должны найти здесь свое применение и воплощение. 2. Как и Петр I, она считала, что главное орудие преобразования — власть, государство. В "Наказе" говорилось: "Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовать сходно с пространством толь великого государства". И далее: "Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно"2. 3. Однако важно: Екатерина вводит понятие гражданских прав. В "Наказе" читаем: "Несчастливо то правление, в котором принуждены установлять жестокие законы". Или: "Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу". Как определялись в "Наказе" права (вольности) граждан? Вольность "...есть право всего делать, что законы дозволяют". Таким образом права гражданина ограничиваются только законом и ничем более. 4. Екатерина II стремилась с помощью новых законов расширить класс собственников, в том числе в крестьянстве. Из "Наказа": "...Не может земледельчество процветать тут, где никто не имеет ничего особенного". Термин собственность как понятие гражданского права стал использоваться в России с екатеринских времен. "Наказ" Екатерины произвел ошеломляющее впечатление не только на Россию, что очевидно, но и на Европу. Равенство прав, равенство граждан перед законом — это лозунги Великой Французской революции, которая еще только предстояла. Во Франции "Наказ" был даже запрещен. В Европе считали: что дозволено философу, ученому, то не позволено власти. "Наказ" Екатерины II требовал от Комиссии свода законов либерального толка. Кроме этого надо было учесть пожелания с мест, изложенные почти в 1500 наказах.
Наказы дворянства (они преобладали) содержали следующие пожелания: ограничение вмешательства государства в дела собственников, и одновременно создание государственной системы поддержки (дворянство требовало, чтобы на случай неурожаев, которые были нередки, создавались государственные страховые запасы хлеба); отмена Табели о рангах (то есть требование равенства, за это особенно ратовало мелкопоместное, неродовитое дворянство); ужесточение мер в отношении непослушания крепостных крестьян. Как видно, дворянство — основная масса собственников, выступило с консервативных позиций. Стремление к равенству ограничивалось рамками своего сословия. Интересно, что наказы, которые шли снизу, от горожан, сельских обществ и т.п., были гораздо прогрессивнее. В наказах с мест требовали: всесословного участия в местном самоуправлении; ликвидации сословных различий и "приведения разного звания народу в содружество"; обеспечения веротерпимости; учреждения академий, университетов, гимназий, городских и сельских школ и т.п. Важно, что предлагалось при церквах учредить школы для крестьянских детей, обучать также и взрослых крестьян-мужчин грамоте. Но в целом в наказах преобладал дворянский консервативный настрой. Свести воедино столь разные интересы не представлялось возможным. Работа предстояла неподъемная, а депутаты оказались под влиянием взаимоисключающих факторов:/Екатерина требовала перехода на европейские УСТОИ, а наказы с мест в большинстве были направлены на укрепление крепостничества, корпоративности и т.п. Комиссия была обречена. Екатерина II была расстроена тем, что в Комиссии преобладали подавляюще сторонники крепостного права. Она заметила по этому поводу; "Если крепостного нельзя признать персоною (т.е. личностью — Л. С.), следовательно, он не человек: но его скотом извольте признать..."'. Она считала, что крепостной — это персона и пыталась, хотя и осторожно, подвинуть страну к отмене крепостного права, но натолкнулась на стену непонимания и отступила. 17 декабря 1768 г. Екатерина II распустила Комиссию на неопределенный срок и больше ее не собирала. Уложение создано не было.
Однако эта работа не прошла даром; Многие острые вопросы, в первую очередь о положении крепостных крестьян, обсуждавшиеся в Уложенной комиссии, вышли за ее стены, стали предметом споров в обществе. Работа Комиссии стимулировала развитие политической мысли, формирование общественного мнения. Работа Комиссии по созданию нового Уложения многому научила Екатерину II. Она увидела, что реформы в России нельзя провести путем принятия хороших законов: все гораздо сложнее. На совет Дидро переделать все общественное устройство России в соответствии с лучшими образцами она ответила, что это мечта философа, который имеет дело не с живыми людьми, а с книгами. Она поняла, что переделка России ей не по силам, поэтому сократила программу реформ. "Чтобы я ни делала для России, это будет только капля в море", — писала она. Императрица осознала особенности страны, трудность ее реформирования. На этом этапе общество действительно просветилось политически, выяснилось соотношение сил, но собственно крупных преобразований не произошло.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|