Структура межличностного взаимодействия
Структуру МЛО составляют: * Восприятие и понимание людьми друг друга; * Межличностная привлекательность (симпатии - антипатии, отталкивания - притяжение); * Взаимовлияния и поведение. Симпатия - это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Притяжение - потребность человека быть вместе с другим конкретным человеком. Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностные симпатии и притяжения можно рассматривать как условие и результат совместимости двух лиц в определённых условиях. Совместимость людей характеризуется следующими факторами6 * социологические факторы (социальный статус, профессия, образование); * социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус); * психологические факторы (характер, стереотипы поведения); * психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма. Из ряды наблюдений и исследований вытекает, что: а) устойчиво взаимодействуют люди, имеющие различный социометрический статус в группе; б) отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное непринятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень "пренебрегаемых" и "непредпочитаемых". Ещё одной характеристикой МЛО можно выделить взаимопонимание (взаимное понимание и согласие). Понимание - способность осмысливать, постигать содержание высказываемого, его значение, личностные помыслы партнёра по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но одного понимания недостаточно, необходимо ещё и взаимное согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений)
Одними из основных параметров взамопонимания являются адекватность и идентификация. Адекватность - это точность отражения одной личности другой. Идентификация - это внутреннее отражение, уподобление человека другому лицу. Отсутствие взаимопонимания, общих интересов, ценностей, установок характеризуется несовместимостью двух сторон. Несовместимость побуждений возникает тогда, когда два побуждения вступают в противоречие, исключая друг друга. В результате, как факт, наблюдается конфликтная ситуация. Конфликт - столкновение целей, позиций, интересов, установок субъектов взаимодействия. Конфликты неизбежны и необходимы, т.к. могут являться движущей силой развития личности. Если совместимость характеризуется максимальной удовлетворённостью партнёров при значительных эмоциональных затратах, то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельность. Срабатываемость - согласованность в работе между её участниками. В этом случае взаимная удовлетворённость взаимодействием партнёров опосредована деятельностью. Таким образом видим, что основными характеристиками МЛО можно назвать: симпатию, притяжение, совместимость, срабатываемость, взаимопонимание.
Тема. Феноменология общения 1. Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Виды общения. Структура общения. Роль общения в развитии индивида и общества. Качественное отличие общения человека от общения животных. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе. Специфика развития общения в онтогенезе. 2. Характеристика основных сторон общения. Коммуникативная сторона общения. Общие сведения о коммуникации. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Использование различных знаковых систем в коммуникативном процессе. Общение и язык. Вербальная коммуникация (речь). Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации. Общение как межличностное взаимодействие (интеракция). Социальный контроль и социальные нормы. Роль и ролевые ожидания в процессе общения. Основные стратегии в поведении в процессе взаимодействия. Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции, функции социальной перцепции. Психологические механизмы межличностного восприятия человека человеком. Идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция. Причинная интерпретация поведения другого человека. Стереотипизация и пути ее преодоления. Эффекты межличностного восприятия: “эффект ореола”, “эффект первичности”, “эффект новизны”. Роль установки при формировании первого впечатления о человеке. Интерпритация причин поведения другого человека – явление каузальной атрибуции.
3. Конфликты в межличностном взаимодействии. Понятие конфликта. Признаки конфликта. Структура конфликта (участники конфликта, образы конфликтной ситуации, исходы конфликтной ситуации, условия протекания конфликта, возможные действия участников). Типы конфликтов. Варианты разрешения конфликта.Техника и приемы общения. Практические способы оптимизации общения. Правила установления контакта с партнером. Требования активного слушания. Установки, затрудняющие процесс общения. Эмоциональные переживания осложняющие процесс общения. Поведение, затрудняющее общение с другими людьми.
Определение общения Проблема общения – одна из центральных в СП. Под ОБЩЕНИЕМ понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения (определение Я.Л.Коломинского). Часто ОБЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психология. Словарь). Специфика О. определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В О. человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения — об общей культуре и грамотности.
О. полифункционально, что отражается в множестве существующих классификаций функций О. В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны О.: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г. М. Андреева). Близкая классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема — передачи информации; регуляционно-коммуникатив-ная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния. А. А. Брудный выделяет в качестве основной рабочей функции инструментальную функцию О., необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, к-рая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи 'знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания. Эта функция особенно характерна для творческих личностей. По критерию “цель общения” выделяется восемь функций О. (Л. А. Карпенко): 1) контактная, цель к-рой— установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; 2) информационная, цель к-рой — обмен сообщениями, т. е. прием — передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.; 3) побудительная, цель к-рой — стимуляция активности партнера по О., направляющая его на выполнение тех или иных действий; 4) координационная, цель к-рой — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; 5) понимания, цель к-рой — не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.); 6) амотивная, цель к-рой — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (“обмен эмоциями”), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;7) установления отношений, цель к-рой — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в к-ром предстоит действовать индивиду; 8) оказания влияния, цель к-рой — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.
Таким образом, существуют разные подходы к определению главных функций общения. Однако во всех подходах подчеркивается большая роль общения в развитии личности и группы. И поэтому одной из задач социальной психологии является разработка средств корректировки и оптимизации О., развития способностей и навыков О., особенно необходимых тем категориям людей, к-рые профессионально связаны с процессом О. (руководители, педагоги, врачи и др.). Специфика О. определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В О. человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения — об общей культуре и грамотности. Можно выделить различные основания классификации общения. Р.С. Немов рассматривает виды общения по содержанию, целям и средствами. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации
Соответственно, по СОДЕРЖАНИЮ выделяют: * материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности); * когнитивное общение (обмен информацией, знаниями); * кондиционное общение (влияние на физическое или психическое состояние друг друга); * мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); * деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). По ЦЕЛЯМ выделяют: * биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма; * социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост). По СРЕДСТВАМ выделяют: * непосредственное общение (с помощью естественных органов, данных живому существу); * опосредованное (с использование специальных средств и орудий для организации общения); * прямое (личные контакты и непосредственное восприятие общающихся); * косвенное (осуществляется через посредников). По ХАРАКТЕРУ ПРОТЕКАНИЯ Л.Д. Столяренко выделяет следующие виды общения: * «контакт масок» (формальное общение, когда используются привычные маски); * примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект); * формально-ролевое общение (регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли); * деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план) * духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях); * манипулятивное общение (общение, направленное на получение выгоды одним участником общения в ущерб интересов и ценностей другого); * светское общение (когда собеседники придерживаются принятых норм общения в данной ситуации, а не реальное переживаемых чувств и мыслей) В зависимости от УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ (степени личностной вовлеченности в преобразование отношений) можно выделить: * социально-ролевое общение (уровень общения, на которому от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение себя, своего статуса); * деловое общение (уровень общения, на котором людей объединяют интересы дела, совместная деятельность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества; общение является психологически отстраненным, домини-рует Я-ВЫ контакт); * интимно-личностный (уровень, на котором основной целью общения является удовлетворение потребностей в понимании, сочувствии, переживании; от партнеров ожидается психологическая близость, эмпатия, доверительность). Таким образом, общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно можно говорить о существовании многих видов общения. Анализ каждого виды позволяет более глубоко изучить механизмы межличностного взаимодействия людей и его влияния на личностное развитие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|