Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация методов социальной психологии




Существуют различные классификации методов психологии. Одной из более популярных является классификация Б.Г.Ананьева:

1 группа – организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексных методы).

2 группа – эмпирические методы (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, психодиагностические методы – тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод).

3 группа – методы обработки данных (количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы).

4 группа – интерпретационные методы (генетический (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.) и структурный (установление структурной связи между всеми характеристиками личности) методы).

Эксперимент – это общенаучный метод, с древних времен применявшийся как в естественных, так и в гуманитарных науках. Применяя этот метод, психолог-диагност имеет возможность непосредственно фиксировать объективные параметры диагностируемого объекта.

Сутью эксперимента является создание диагностом контролируемой ситуации, в которой на диагностируемый объект осуществляется воздействие экспериментальным фактором, а последующие изменения объясняются следствием воздействия этого фактора. При этом создаются как экспериментальные так и контрольные группы.

В методической литературе выделяют эксперименты натурные, мысленные, полевые и лабораторные.

Натурный (естественный) эксперимент предполагает реальное воздействие на реальный объект с целью его диагностирования.

Мысленный эксперимент предполагает манипулирование не с реальным объектом, а с информацией о нем, его моделью. Однако при этом модель должна быть более или менее адекватна реальному объекту. Достичь такого подобия в социальной сфере очень трудно. Поэтому с настоящее время применяется в основном естественный эксперимент.

Полевой эксперимент отличается от лабораторного тем, что организуется в естественных для диагностируемого объекта условиях. Он может проводиться на всех уровнях, во всех сферах социальной жизни. Но здесь помимо методологических трудностей возникает масса этических и даже правовых проблем. Главный этический принцип при проведении всех экспериментов звучит достаточно просто и лаконично: «Не навреди». Это значит, что экспериментальная ситуация, создаваемая специалистом, не должна ухудшать положения диагностируемых, вести к росту напряженности и конфликтам, экстремальным ситуациям, угрожающим жизни и здоровью людей. При проведении правового эксперимента необходимым условием является согласование (и разрешение) вопроса с правовыми органами, а в ряде случаев и законодателями.

Перечисленные выше методологические, организационные и этические трудности значительно сужают диапазон применения эксперимента в СП диагностике, т.к. нередко данные полученные в лабораторных условиях, не «работают» в реальной жизни. Но уйти от проведения социальных экспериментов невозможно. Дело остается за из грамотным, компетентным проведение.

Аппаратурные методы социально-психологической диагностики относятся к разновидностям экспериментальных методик. В основе этой группы методов лежат технические устройства, аппараты, с помощью которых: а) создается определенна значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику диагностируемого объекта; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик; в)фиксируются и частично подсчитываются результаты диагностирования. Выполнение хотя бы одной из перечисленных функций позволяет отнести методику к аппаратурной. (Полуавтоматизированные анкеты, «анализаторы программ»)

Существуют также аппаратурные методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы (анализаторы программ) или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса (полуавтоматическая анкета) Использование данных методик совместно с компьютерной техникой значительно повышает их эффективность.

Т.О., в методической литературе можно выделить еще следующие виды эксперимента:

В зависимости от специфики поставленной задачи эксперимент подразделяется на научно-исследовательский (направлен на установление существующих закономерностей в изучаемом явлении) и практический (направлен на решение практических задач).

В зависимости от вмешательства экспериментатора выделяют констатирующий и формирующий эксперимент.

В зависимости от характера экспериментальной ситуации – лабораторный и естественный.

Под тестированием понимается кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, группы или общностей. Однако под это широкое определение можно подвести любой вопрос, загадку, ответы на которые также позволяют выявить определенные свойства личности. Более строгое научное определение предполагает, что с одной стороны, должны быть стандартизированы сама ситуация и стимул, предлагаемые испытуемым, с другой стороны, поведение, реакция испытуемого могут быть оценены количественно, путем сопоставления с поведением группы субъектов, находящихся в той же ситуации.

В метод. литературе приводится несколько оснований классификации тестов:

По К.М.Гуревич:

1. По форме – устные и письменные, индивидуальные и групповые, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные, вербальные и невербальные.

2. По содержанию (предмету) диагностирования – изучающие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.

3. По цели тестирования – предназначенные для самопознания, диагностирования специальстом или профессионального отбора.

Л.Ф.Бурлачук и С.М.Морозов:

1. По задачам – вербальные и практические.

2. По формам процедуры проведения – индивидуальные и групповые.

3. По направленности – тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности и группы.

4. По наличию или отсутствию временных ограничений – тесты, учитывающие скорость выполнения задания и тесты результативности.

5. По уровню стандартизации – высоко стандартизированные и слабо стандартизированные.

6. Аппаратурные и бланковые тесты.

Наиболее удачную классификацию тестов дает В.В.Столин:

1. Объективные тесты.

2. Методики стандартизированного самоотчета, в том числе: а)тесты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в)индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток.

3. Проективные техники.

4. Диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Тесты-опросники состоят из нескольких десятков вопросов (утверждений), относительно которых испытуемый отвечает либо «да», либо «нет».

Индивидуально-ориентированные техники типа репертуарных решеток по форме могут напоминать беседу или интервью, совпадать со шкальными техниками.

Проективные тесты отличаются тем, что стимульный материал, предъявляемый испытуемым, характеризуется неопределённостью, предполагает самые разнообразные трактовки. Интерпретация результатов в этих методиках связана с психоанализом (тест Роршаха, ТАТ, Сонди и др.)

2.Требования, предъявляемые к тестам.

В настоящее время существует огромное множество тестовых методик. Некоторые из них не соответствуют научным требованиям и носят популярно-развлекательный характер. Поэтому к проведению и разработке тестов существует ряд требований. Одними из главных требований к тестам является их надёжность и валидность.

Надежность означает оптимальное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Без статистической оценки надежности теста результаты измерения считаются недостоверными. Дело в том, что при проведении тестирования возникают ошибки трех типов:

1. Промахи – следствие грубых нарушений процедуры тестирования;

2. систематические ошибки;

3. случайные ошибки, возникающие при последовательных измерениях посоянной характеристики, т.е. они означают, что изучаемая зарактеристика не изменяется во времени, а все отклонения обусловлены неточностью измерения.

На практике используется при метода оценки надежности тестов: 1) повторное тестирование; 2) параллельное тестирование; 3) расщепление.

Надежность тесно связана с валидностью. Валидность теста показывает в какой мере он измеряет то качество (свойство, характеристику), для оценки которой он предназначен. Выделяют несколько видов валидности тестов. Прежде всего выделяют теоретическую (концептуальную) валидность теста на основе логического доказательства и эмпирического подтверждения последствий, вытекающих из теории, взятой за основу метода и ее результатов.

Прагматическая валидность теста означает его проверку с точки зрения эффективности.

Кроме того выделяют валидность тестов:

1. по содержанию, когда определяется соответствие между тестом и исследуемой характеристикой;

2. текущую, отражающую соответствие между результатами и параллельно примененным критерием;

3. прогностическую, означающую соответствие между результатами и критерием спустя определенный промежуток времени;

4. конструктную, определяющую соответствие между тестом и изучаемым знаком.

Для проверки валидности теста выделяется знакомый и очевидный индикатор психической деятельности, причем этот показатель определяется независимо от предъявления теста.

Тестирование немыслимо без стандартизации теста. Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Стандартизация предполагает осуществление стандартизированного исследования на достаточно большой выборке из популяции, для которой метод предназначен.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...