Проблемы профессионального роста и карьеры персонала. Развитие карьеры персонала в зависимости от целевой комплексной программы и стратегии развития организации (предприятия)
Одной из важнейших задач, стоящей перед специалистами кадровой службы, является проблема повышения квалификации работников, планирование мероприятий по профессиональному росту и служебному продвижению. Для этих целей создается резерв предприятия, т.е. группа специалистов и руководителей среднего звена, обладающих способностями к управленческой деятельности и после отбора прошедших специализированную квалификационную подготовку. Необходимость кадрового резерва объясняется не только естественной заменой руководителей, ушедших на пенсию или перешедших на другую работу, но и в связи с развитием фирмы, необходимостью проведения диверсификации и требованиями инновационного менеджмента. Перспективным кандидатом на замещение вакансий и продвижения является тот, кто имеет соответствующее образование, отвечает требованиям возрастного ценза, стажа работы и обладает динамичностью карьеры. Управление продвижением по службе состоит из нескольких этапов: прогноз изменения структуры управления предприятия, определение текущей и перспективной потребности в кадровом резерве; формирование списка кандидатов в резерв; подготовка кандидатов. Итогом этой кропотливой работы является создание компьютерной базы данных, отражающей всю основную информацию о кандидатах на продвижение. При формировании персонального кадрового резерва применяются различные методы: анализ анкетных данных (автобиографий, результатов аттестаций, характеристик и т.п.); беседы с кандидатами; мониторинг (наблюдение) в различных ситуациях; сбор мнений руководителей и специалистов смежных подразделений. Чрезвычайно полезную информацию опытный специалист по управлению персоналом получает при личной беседе с кандидатами на должность. При создании доверительной, непринужденной обстановки и откровенной форме беседы можно много узнать о характере, общей эрудиции, целях и притязаниях личности. В сознании каждого человека заложены психологические барьеры защиты своего реального внутреннего мира, но найти подходы к этому охраняемому «Я» необходимо, хотя и совсем непросто.
Мало что дадут ответы на вопросы о возрасте, образовании, стаже работы, семейном положении (об этом проще узнать из анкеты), а вот при умении слушать оппонента, при умении вывести его на откровенный разговор о том, что ему интересно - можно получить весьма ценную информацию. Например, негативные отзывы о ком-либо могут настораживать: не завышена ли самооценка, нет ли тут известного из психологии эффекта проекции, т.е. бессознательного переноса своих недостатков на другое лицо? Эрудиция, общее образование легко определяется при беседе о музыке, литературе, поэзии, тем более, что рассуждения на эти, далекие от производственных интересов темы, обычно не настораживают собеседника, располагают к откровенности, но дают в итоге обильный материал для обобщения и выводов. Личность, индивидуальность характеризуется интеллектуальными и психологическими особенностями, которые переданы человеку от предков или приобретены им при взаимодействии с другими людьми. Индивидуальные особенности и внешнее окружение, действуя совместно, формируют поведение личности, однако ситуация, особые жизненные условия оказывают на поведение человека большее влияние, чем его индивидуальные свойства. Успех деятельности организации во многом зависит от взаимодействия членов коллектива, от эмоционального контакта с окружающими, от верной оценки возможностей личности и ее партнеров по работе, от эффективного обмена знаниями и эмоциями между ними.
Естественно, что для выполнения сотрудником своих служебных обязанностей администрация обязана четко определить его функции, основные задачи, обязанности, права, полномочия и меру ответственности. Важно, чтобы служебные обязанности соответствовали возможностям сотрудника (его опыту, образованию, склонностям), т.е. чтобы соблюдался один из основных принципов управления -принцип соответствия. Опыт каждого подскажет, как часто на простейшей учетной или канцелярской работе используется труд специалиста с высшим образованием, особенно женщин. При формировании кадрового резерва важно подготовить кандидатов к исполнению ими новых служебных обязанностей, т.е. провести комплекс мероприятий по профессиональной подготовке. Для этого проводится индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя, организуется стажировка в должности на своем или близком по профилю предприятии или учеба на курсах повышения квалификации. Другим методом обучения является ротация по службе, когда специалистов различного профиля перемещают на срок от трех месяцев до года из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников фирмы со многими сторонами деятельности предприятия, уяснить необходимость координации и взаимосвязи отделов. Необходимость ротации и постоянного повышения своего профессионального мастерства объясняется особенностями человеческой психики. Поступая на работу, человек обычно полон честолюбивых надежд, оптимизма, новая работа и новый коллектив стимулируют инициативу. Не всегда эти надежды сбываются, и после периода разочарования работник осваивается на новом рабочем месте и начинает компетентно разбираться в стоящих перед ним задачах. Следующие этапы - приобретение прочных навыков, мастерства и - новая волна недовольства собой, своим местом в коллективе, человек ощущает потребность в дальнейшем творческом развитии и материальном стимулировании своего труда. Опытный руководитель, заинтересованный в профессиональном развитии сотрудников, должен чутко уловить период спада деловой активности человека, помочь ему преодолеть разочарование при несоответствии желаемого и действительного, а также при потере профессиональной заинтересованности на освоенном уже участке работ. Необходим перевод сотрудника на новый участок работы или направление его на повышение квалификации. Повышать уровень своих знаний не обязательно в академиях и специальных институтах. Можно, и это значительно дешевле, делать это в стенах своего предприятия, ведь и раньше у нас практиковались дни технической учебы. В повседневной жизни такая учеба идет непрестанно: приступил к работе новый сотрудник, кого-то перевели в другой отдел, кого-то повысили в должности - всех их нужно готовить к новым условиям труда.
Успешное продвижение по службе зависит в первую очередь от самого человека, от его целеустремленности, компетенции и, будем объективны - от его отношений со своим непосредственным руководителем. Как разумнее для пользы общего дела и для себя лично строить свои отношения с начальником? Если отбросить такую крайность, как полная некомпетентность и аморальность босса (что, увы, еще встречается), то эти отношения можно строить на различных базовых позициях — от горделивого неприятия до угодничества. А если попытаться понять деловое и нравственное кредо своего руководителя, постараться на какое-то время отождествить себя с ним? Чего добивается ваш начальник, какой меркой он оценивает результаты деятельности коллектива, какие методы воздействия он применяет? Может быть, во многом ваши взгляды совпадают, и тогда следует искренне поддерживать своего руководителя? Если, обдумав все сказанное, вы пришли к выводу, что психологически вы совместимы с начальником, что его основные принципы, критерии управления совпадают в значительной степени вашими, тогда вступает в действие знаменитая "формула Фуллера". Эта формула дает разумные рекомендации, как добиться успеха, какая стратегия поможет в продвижении по службе: не слишком заботьтесь о собственной карьере, а все свои силы, ум и талант приложите к решению важнейших задач своей организации, всячески способствуйте продвижению по службе вашего босса, "а тогда вы скромненько займете новую, освободившуюся с вашей помощью вакансию". Нужно быть первым на вторых ролях, делать все, чтобы защитить интересы вышестоящего, стараясь показать в лучшем свете его, а не себя. Немного цинично и уж очень прагматично, не правда ли? Однако призыв работать добросовестно, поддерживать начинания симпатичного вам начальника и в итоге получить заслуженное продвижение по служебной лестнице вовсе не нарушает ваши морально-этические принципы. Жесткость и обнаженная прагматичность этой формулы несколько непривычны. Действительно, "формула Фуллера" может служить неплохим ориентиром в реализации честолюбивых планов исполнителя. После того как начальник убедится, что коллега искренне и результативно работает над реализацией его планов, он будет давать ему все большую свободу, постепенно ослаблять свой контроль, передавая исполнителю некоторые из своих обязанностей. Ему выгодна такая поддержка сотрудника, а сотруднику выгодно доверие начальника. Добрые, основанные на доверии и взаимопонимании отношения в конечном счете выгодны предприятию, общему делу. Исполнителю, особенно молодому специалисту, следует продумать эти рекомендации и при благоприятных обстоятельствах следовать им.
Существует еще одна "формула успеха" - если вы хотите добиться повышения, то по возможности скорее начинайте готовить себе замену. Если не подготовлен специалист на ваше место, то ваше продвижение по службе ослабит организацию, и вас обойдут при повышении. Но многие недальновидные люди боятся готовить себе замену, ревниво относясь к своей работе и должности. О своеобразных методах продвижения по службе, применяемых в зарубежных странах, мы поговорим в Разделе V, а сейчас полезно остановиться на функциях кадровых структур, которые заинтересованно и профессионально способствуют карьере своих сотрудников. Главная задача кадрового менеджмента - достижение взаимосвязи целей организации и ее персонала, что является важнейшим условием успешной деловой карьеры. Деловая этика требует, чтобы этот процесс был открытым и не содержал «карьерных тупиков», которые бы ограничивали служебный рост сотрудников. Искусство управления кадрами требует выполнения большего объема подготовительных работ (изучение карьерного потенциала сотрудников, формирование ясных критериев служебного роста и т.д.), чтобы удовлетворить количественную и качественную потребность в руководящем персонале в нужный момент времени и в нужном месте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|