Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль профессионального потенциала в развитии организации. Виды профессионального обучения: подготовка, переподготовка, повышение квалификации.




Профессиональное развитие - приобре­тение сотрудником новых знаний, умений и навыков, которые он использует или бу­дет использовать в своей профессиональ­ной деятельности; процесс формирования у сотрудников организации новых профес­сиональных навыков и знаний. Основные методы профессионального развития: про­фессиональное обучение, развитие карье­ры, образование.

Профессиональное обучение - процесс раз­вития у сотрудников специфических профессиональных навыков посредством спе­циальных методов обучения на рабочем месте и с отрывом от производства (ауди­торное обучение).

Обучение на рабочем месте - ситуация, когда работник учится у более опытного кол­леги (наставника), который показывает ему, что и как делать, и курирует его до тех пор, пока тот не сможет сам на должном уровне выполнять работу.

Обучение с отрывом от производства - ситуация, когда работникам (персоналу) читают лекции и для них проводят семи­нары и практические занятия вне их рабо­чих мест.

Профессиональная подготовка (в широ­ком смысле) - организация обучения кад­ров через различные формы получения про­фессионального образования.

Внутрифирменная подготовка:

В широком смысле слова - все меры и мероприятия, направленные на выработку
и совершенствование знаний, умений и поведенческих характеристик сотрудников.

В узком смысле слова - мероприятия, призванные передать сотруднику знания и
выработать способности, необходимые для освоения новой профессии или вида дея­тельности. Сюда относится обучение уче­ников, подмастерьев, вспомогательного персонала и переобучение сотрудников.

Основные направления внутрифирменной подготовки: общеобразовательная; профессиональная; должностная; социальное вос­питание. Они включают: всеобщую, посто­янную, обязательную, дифференцирован­ную, универсальную подготовку (подготовку по смежным специальностям), индиви­дуальный подход и групповое обучение.

Цели внутрифирменной подготовки: а) повышение образовательного уровня и профессионального мастерства; б) разви­тие кругозора; в) формирование ощуще­ния причастности к делам фирмы; г) сти­мулирование духа новаторства, рационали­заторства; д) повышение трудовой моти­вации; е) укрепление социальных связей на предприятии; ж) рост удовлетворенно­сти трудом; з) повышение творческого по­тенциала.

В современных организациях профессио­нальное обучение представляет собой ком­плексный непрерывный процесс, включа­ющий Несколько этапов. Управление про­цессом профессионального обучения начи­нается с определения потребностей, кото­рые формируются на основе потребностей развития персонала организации, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих производствен­ных обязанностей.

Потребности, связанные с выполнением производственных обязанностей, определя­ются на основе заявок руководителей под­разделений и самих работников, путем про­ведения опросов руководителей и специа­листов, анализа результатов работы орга­низации, тестирования сотрудников.

Формально профессиональное развитие шире, чем профессиональное обучение, и часто включает в себя последнее, однако в реальной жизни различие между ними мо­жет быть чисто условным и не столь важ­ным, поскольку и профессиональное обу­чение, и развитие служат одной цели - подготовке персонала организации к успеш­ному выполнению стоящих перед ним за­дач.

Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты организации, капиталовложения в профессиональное раз­витие способствуют созданию благоприят­ного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемствен­ность в управлении.

Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотруд­ников. Повышая квалификацию и приоб­ретая новые навыки и знания, они стано­вятся более конкурентоспособными на рын­ке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний. Профессиональное обучение также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эруди­цию и круг общения, укрепляет уверен­ность в себе. Не случайно возможность про­фессионального обучения на собственной фирме высоко ценится работниками и ока­зывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной органи­зации. Выигрывает от внутрифирменного профессионального развития и общество в целом, получая более квалифицированных работников и более высокую производи­тельность общественного труда без допол­нительных затрат.

Ключевой момент в управлении профес­сиональным развитием — определение по­требностей организации. Это достигается путем выявления несоответствия между профессиональными знаниями и навыка­ми, которым должен обладать персонал организации для реализации ее целей (се­годня и в будущем), и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действи­тельности. Определение потребностей в про­фессиональном развитии отдельного сотруд­ника требует совместных усилий службы управления персоналом, самого сотрудни­ка и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, оп­ределяемое положением в организации и ролью в процессе профессионального раз­вития.

Традиционными методами определения и регистрации потребностей в профессиональ­ном развитии являются аттестация и под­готовка индивидуального плана развития. В ходе аттестации сотрудник обсуждает с ру­ководителем перспективы своего професси­онального развития. Результатом этого об­суждения становится выработка плана ин­дивидуального развития, который переда­ется в службу управления персоналом. Спе­циалисты по профессиональному развитию оценивают план с точки зрения его реали­стичности, выполнимости, соответствия потребностям организации и ее финансо­вым возможностям и вносят в него необ­ходимые коррективы. Сведенные воедино планы развития сотрудников становятся программой профессионального развития

персонала организации. Эта программа оп­ределяет цели профессионального развития, средства их достижения и бюджет.

Потребность в обучении обусловлена раз­рывом между уровнем квалификации и зна­ний, необходимых для выполнения данной работы, и уровнем квалификации и зна­ний, которыми реально обладает выполня­ющий ее работник.

Уровень квалификации характеризует сте­пень профессионального мастерства в рам­ках конкретной степени квалификации. Существенными характеристиками уров­ня квалификации являются: объем и диа­пазон знаний; качество знаний и умений; способность рационально организовывать и планировать работу; способность быст­ро адаптироваться при изменении техни­ки, технологии, организации и условий труда.

Требования к различным уровням квали­фикации применительно к конкретным про­фессиям и специальностям регламентиру­ются соответствующими документами сис­темы тарификации и аттестации.

Инвестиции в развитие персонала - лю­бая мера, предпринятая для повышения производительности труда работников (пу­тем повышения их квалификации и разви­тия способностей); расходы на улучшение образования, здоровья работников или на повышение мобильности рабочей силы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...