Роль профессионального потенциала в развитии организации. Виды профессионального обучения: подготовка, переподготовка, повышение квалификации.
Профессиональное развитие - приобретение сотрудником новых знаний, умений и навыков, которые он использует или будет использовать в своей профессиональной деятельности; процесс формирования у сотрудников организации новых профессиональных навыков и знаний. Основные методы профессионального развития: профессиональное обучение, развитие карьеры, образование. Профессиональное обучение - процесс развития у сотрудников специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения на рабочем месте и с отрывом от производства (аудиторное обучение). Обучение на рабочем месте - ситуация, когда работник учится у более опытного коллеги (наставника), который показывает ему, что и как делать, и курирует его до тех пор, пока тот не сможет сам на должном уровне выполнять работу. Обучение с отрывом от производства - ситуация, когда работникам (персоналу) читают лекции и для них проводят семинары и практические занятия вне их рабочих мест. Профессиональная подготовка (в широком смысле) - организация обучения кадров через различные формы получения профессионального образования. Внутрифирменная подготовка: В широком смысле слова - все меры и мероприятия, направленные на выработку В узком смысле слова - мероприятия, призванные передать сотруднику знания и Основные направления внутрифирменной подготовки: общеобразовательная; профессиональная; должностная; социальное воспитание. Они включают: всеобщую, постоянную, обязательную, дифференцированную, универсальную подготовку (подготовку по смежным специальностям), индивидуальный подход и групповое обучение.
Цели внутрифирменной подготовки: а) повышение образовательного уровня и профессионального мастерства; б) развитие кругозора; в) формирование ощущения причастности к делам фирмы; г) стимулирование духа новаторства, рационализаторства; д) повышение трудовой мотивации; е) укрепление социальных связей на предприятии; ж) рост удовлетворенности трудом; з) повышение творческого потенциала. В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий Несколько этапов. Управление процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые формируются на основе потребностей развития персонала организации, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих производственных обязанностей. Потребности, связанные с выполнением производственных обязанностей, определяются на основе заявок руководителей подразделений и самих работников, путем проведения опросов руководителей и специалистов, анализа результатов работы организации, тестирования сотрудников. Формально профессиональное развитие шире, чем профессиональное обучение, и часто включает в себя последнее, однако в реальной жизни различие между ними может быть чисто условным и не столь важным, поскольку и профессиональное обучение, и развитие служат одной цели - подготовке персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач. Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты организации, капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении.
Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний. Профессиональное обучение также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Не случайно возможность профессионального обучения на собственной фирме высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации. Выигрывает от внутрифирменного профессионального развития и общество в целом, получая более квалифицированных работников и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат. Ключевой момент в управлении профессиональным развитием — определение потребностей организации. Это достигается путем выявления несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которым должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий службы управления персоналом, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое положением в организации и ролью в процессе профессионального развития. Традиционными методами определения и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана развития. В ходе аттестации сотрудник обсуждает с руководителем перспективы своего профессионального развития. Результатом этого обсуждения становится выработка плана индивидуального развития, который передается в службу управления персоналом. Специалисты по профессиональному развитию оценивают план с точки зрения его реалистичности, выполнимости, соответствия потребностям организации и ее финансовым возможностям и вносят в него необходимые коррективы. Сведенные воедино планы развития сотрудников становятся программой профессионального развития
персонала организации. Эта программа определяет цели профессионального развития, средства их достижения и бюджет. Потребность в обучении обусловлена разрывом между уровнем квалификации и знаний, необходимых для выполнения данной работы, и уровнем квалификации и знаний, которыми реально обладает выполняющий ее работник. Уровень квалификации характеризует степень профессионального мастерства в рамках конкретной степени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются: объем и диапазон знаний; качество знаний и умений; способность рационально организовывать и планировать работу; способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда. Требования к различным уровням квалификации применительно к конкретным профессиям и специальностям регламентируются соответствующими документами системы тарификации и аттестации. Инвестиции в развитие персонала - любая мера, предпринятая для повышения производительности труда работников (путем повышения их квалификации и развития способностей); расходы на улучшение образования, здоровья работников или на повышение мобильности рабочей силы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|