Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность финансово-промышленной группы




Содержание

Введение

. Теоретические основы функционирования финансово-промышленных групп

Сущность финансово-промышленной группы

Влияние финансово-промышленных групп на экономику России

. Финансово-промышленные группы Свердловской области

Общие сведения

Крупнейшие ФПГ в области

. Пути развития финансовой поддержки финансово-промышленных групп

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Получивший широкое распространение в сегодняшней России термин «финансово-промышленная группа» (ФПГ) может употребляться в двух взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях.

В широком смысле им обозначаются любые формы относительно устойчивого сотрудничества и взаимопроникновения промышленного и финансового капитала. В этом смысле финансово-промышленная группа - совокупность кредитно-финансовых организаций (банки, лизинговые и страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды), промышленных и торговых компаний, связанных между собой долговременными кооперационными, кредитными и акционерными отношениями.

В более узком смысле под ФПГ понимается такая форма интеграции промышленных и финансовых структур, которая удовлетворяет критериям, зафиксированным в соответствующих законодательных актах Российской Федерации, и сопровождается официальным признанием и включением в Государственный реестр ФПГ.

При анализе интеграционных процессов в экономике разграничение ФПГ на фактические и официальные имеет второстепенное значение, хотя условия получения и роль официального статуса ФПГ заслуживают дополнительного внимания. Однако, в целом, проблематика ФПГ не замыкается на официальных группах.

Необходимость и значимость интеграции предприятий в финансово-промышленные группы во многом определяется тем, насколько взаимоувязаны в группе механизмы повышения и перераспределения эффекта объединения. Сомнение отдельных участников в том, что их интересы могут остаться без внимания, тормозит формирование ФПГ в российской экономике. Этими же обстоятельствами обусловлено и медленное становление транснациональных финансово-промышленных групп с участием России.

Целью работы является теоретический анализ финансово-экономических аспектов финансово-промышленных групп для выявления путей развития ФПГ.

Задачи работы:

.   Раскрыть сущность финансово-промышленных групп;

.   Рассмотреть проблемы ФПГ в Свердловской области;

.   Выявить пути совершенствования деятельности ФПГ.

 


Теоретические основы функционирования финансово-промышленных групп

Сущность финансово-промышленной группы

Российское законодательство определяет финансово-промышленную группу как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Значительная доля финансово-промышленных групп в России была сформирована в ходе приватизации, что отразилось и на качестве предприятий, вошедших в ФПГ, как правило, без предварительной реструктуризации, и на качестве государственной политики в отношении данных структур. Мотивацией к созданию ФПГ зачастую служили причины конъюнктурного характера (стремление получить государственную поддержку и льготы) при отсутствии общей стратегии развития группы. На первых этапах своего функционирования некоторые ФПГ пользовались адресной государственной поддержкой либо формировались на основе межгосударственных соглашений с целью восстановления экономических связей между странами СНГ. Сама возможность государственной поддержки, пусть даже просто продекларированная, могла исказить стимулы финансово-промышленной интеграции. В настоящее время предприятия, входящие в ФПГ и группы, в целом находятся в равных условиях с остальными формами бизнеса.

ФПГ являются субъектами, оказывающими значительное влияние на формирование институциональной среды, способствующей активизации инвестиционных процессов не только на уровне самой группы, но и национальной экономики в целом. Финансово-промышленные группы, на наш взгляд, выполняют в экономике России следующие функции.

Участвуют в формировании в национальной экономике институциональной среды, благоприятной для привлечения в реальное производство прямых инвестиций - как национальных, так и иностранных. Участие Ассоциации ФПГ в различных международных и национальных организациях и форумах способствовало налаживанию диалога бизнеса и власти.

Процесс взаимовлияния бизнеса и государства после смены политической элиты (с 2000 г.) представлялся некоторым исследователям как борьба двух тенденций: «захвата государства» и «захвата бизнеса». При этом формирование государственных холдинговых компаний можно рассматривать двояко: как вспомогательный экономико-политический способ «захвата бизнеса» сверху либо как компромисс, предлагаемый компаниям, стремящимся избежать издержек «захвата бизнеса» и получить государственную поддержку.

Таким образом, для всех субъектов национальной экономики, и особенно для ФПГ, не получающих государственной поддержки, переход от восстановительной к инвестиционной модели экономического роста становится «политически очень уязвимым». В целом оценка ФПГ как особой инвестиционной среды в конце 1990-х гг. была сильно политизирована. Сама постановка вопроса в исследованиях Э. Перотти и С. Гелфера относительно основных действующих лиц инвестиционного - «красные бароны» или «бароны-грабители» - отражает особенности восприятия ФПГ западным сообществом как непрозрачных и полукриминальных структур.

-1995 гг. - период формирования официальных ФПГ на основе Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. №2096. В самом Указе и утвержденном им Положении о финансово-промышленных группах и порядке их создания фигурирует ряд целей ФПГ. Эти цели нередко служат ориентирами для оценки деятельности таких групп. Соотнесение реальных результатов и декларированных целей приводит к выводам о неэффективности российских ФПГ.

 

Задачи и реальные результаты деятельности ФПГ (1994-1995)

Определенные государством задачи ФПГ (1994-1995) Реальная ситуация в официальных ФПГ (1994-1995)
Создание рациональных технологических и кооперационных связей Хотя в ряде ФПГ акцент на кооперацию в снабжении и сбыте, значительная часть групп ориентирована на кооперацию в производстве
Привлечение инвестиций Продолжение спада инвестиций и лишь некоторое торможение его в ФПГ
Повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности предприятий Повышение конкурентоспособности в той мере, в какой ФПГ ослабляет дефицит оборотных средств и квалифицированных специалистов по снабжению и сбыту
Конверсия оборонных предприятий Повышение согласованности конверсионных замыслов отдельных предприятий при дефиците средств на реализацию этих замыслов
Ускорение НТП Преобладание усилий на сохранение имеющегося технологического уровня производства
Обеспечение структурной перестройки экономики Медленные темпы интеграции по капиталу вдоль технологических цепочек
Повышение управляемости народного хозяйства и проведение активной промышленной политики ФПГ не стали проводниками активной промышленной политики ввиду отсутствия последней. ФПГ понизили чувствительность экономики к такому рычагу управления ею, как денежная база.

Если ориентироваться на определенные государством задачи ФПГ, результаты деятельности официальных групп в 1994-1995 гг. далеки от решения этих задач. Однако более точная оценка эффективности российских ФПГ в рассматриваемый период с точки зрения государственной экономической политики может быть получена, если ориентироваться на ее реальные приоритеты. К таковым в первую очередь относится завершение чековой приватизации и развертывание (с 1 июля 1994 г.) денежной приватизации.

Принятая модель чековой приватизации, с одной стороны, обеспечивала компромиссный характер перераспределения собственности, но, с другой стороны, вызывала социальную напряженность ослаблением прежних хозяйственных, кооперационных связей. По этой причине усиливались требования к ревизии модели приватизации. Такие требования выдвигались руководителями как предприятий, так и регионов. Симптоматично в этой связи Постановление правительства Москвы от 14 июня 1994 г. №488 "Об основных принципах и подходах в концепции формирования финансово-промышленных групп в Москве", нацеленное на формирование ФПГ в виде холдинговых структур с существенным участием города в их капитале.

В 2005 году Федеральный закон Российской Федерации «О концессионных соглашениях» определил возможность создания государственно-частного партнерства в здравоохранении, образовании, коммунальном обслуживании и т.д. Тем не менее, стандарты регулирования, которые задает государство, в основном имеют статус принципов, ориентиров и сводов правил поведения. Попытки ужесточить регулирование встречают серьезное сопротивление со стороны бизнеса, но текущий высокий уровень суверенного долга подталкивает государства к сокращению инвестиций в социальную сферу и стимулированию программ социальной ответственности бизнеса, в частности финансово-промышленных групп.

Для определения наиболее рационального баланса интересов между участниками ФПГ целесообразно применить модельный анализ финансово-промышленных групп. Иллюстрацией здесь может быть исследование инновационных качеств ФПГ, определяющих их стратегические конкурентные преимущества, которые связаны как с обеспечением спроса на новую продукцию со стороны партнеров по группе, так и с финансированием инновационной деятельности кредитно-финансовыми учреждениями ФПГ.

Участие банка в капитале фирмы-потребителя новой продукции усиливает заинтересованность банка в кредитовании разработки и производства этой продукции. Эти связи по капиталу между участниками ФПГ снижают уровень процента, при котором для банка оправдано кредитование производства новой продукции. Вместе с тем не могут быть экономически целесообразными любые кредиты такого рода. Для определения условий, при которых финансирование нового производства рационально, для нахождения эффективных масштабов его кредитования, масштабов участия банка в капитале промышленных предприятий необходим количественный анализ. В этом и состоит задача моделирования инновационного эффекта интеграции банковского и промышленного капиталов. Условно могут быть выделены три типа моделей: репрезентативные, регрессионные и концептуальные.

Первые стремятся к полноте охвата моделью многообразных факторов, внешних и управляемых параметров, к фиксации в модели возможно более широкого спектра связей. Однако чем больше связей включено в моделирование, тем больше оснований говорить о модели как о заложнице исходных представлений о характере изначально фиксируемых зависимостей.

Регрессионные модели выявляют статистически значимые связи.

Концептуальные модели помогают раскрытию природы экономических явлений на основании выделения ключевых предпосылок их существования и помогают установить характер зависимостей. Привычность для российских специалистов постановки задач управления в больших экономических системах, опыт моделирования таких систем благоприятствуют построению репрезентационных моделей ФПГ. В условиях неотлаженности межкорпоративных связей соответствующие расчеты способны дать существенный эффект с точки зрения оптимизации налоговой ответственности, экономии оборотных средств и т. п. В сложившихся условиях такого рода экономия нередко оказывается для группирующихся предприятий спасительной в буквальном смысле слова.

Хотя история большинства отечественных финансово-промышленных групп коротка, а реальные сведения о них скудны, первые регрессионные модели российских ФПГ уже появились. При изобилии моделей, которые являются или могут быть интерпретированы как модели централизации корпоративных решений, модели коалиционных действий, модели межкорпоративного маневрирования ресурсами, ряд аспектов экономической интеграции требует продвижения в их модельном представлении. Принципиально важными направлениями модельного анализа финансово-промышленных групп являются:

·   согласование в рамках ФПГ инвестиционных решений и распределения прибыли от реализации соответствующих инвестиционных проектов;

·   согласование акционерных, кредитных и кооперационных связей вдоль технологических цепочек;

·   инновационные достоинства ФПГ;

·   ФПГ как механизм взаимного страхования участников группы;

·   особенности соотношения в ФПГ интересов собственников, управляющих и работников, влияние этого соотношения на поведение группирующихся предприятий;

·   ФПГ и повышение отдачи от имеющихся производственных ресурсов.

В практическом плане наибольшие результаты пока достигнуты в моделировании интеграционных эффектов, связанных с маневрированием ресурсами при реализации производственной и инвестиционной программ ФПГ. Поддается оценке, в частности, экономия оборотных средств при взаимодействии предприятий в рамках финансово-промышленной группы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...