Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути развития финансовой поддержки финансово-промышленных групп




 

Для России, обладающей передовой наукой, культурой и системой образования, инновационный путь роста благосостояния общества наиболее перспективен. При этом задача ускорения темпов экономического роста на инновационных основах должна решаться путем сочетания действий на двух основных направлениях хозяйственного развития:

-  организация эффективного рынка, в том числе его инновационного сегмента, обеспечивающего широкую диффузию новшеств;

-  осуществление централизованно управляемой структурной трансформации экономики на основе создания благоприятных условий для широкого распространения прогрессивных технологий и свертывания устаревших производств.

Существующий в настоящее время рынок индустриально и научно-технически развитых стран может быть представлен как устойчивый комплекс компаний, банков, государственных и общественных организаций. Для этого комплекса характерны сложные связи и взаимоотношения между его элементами как на почве финансовой и производственной кооперации, так и в виде конкурентной борьбы. Но сам общий контур прямых и обратных связей в процессе обновления продуктов и технологий достаточно очевиден.

Поддержание высокой эффективности функционирования рынка в долгосрочном плане направлено на обеспечение прогрессивных технологических сдвигов в экономике. Достигается эта цель путем комбинирования рыночного и централизованного регулирования хозяйственной деятельности, прежде всего в сфере создания и распространения новшеств.

Для достижения цели стратегическое планирование стабильного и эффективного функционирующего хозяйствующего субъекта должно быть направлено на решение целого комплекса взаимоувязанных задач управления, главными из которых являются: маркетинговые исследования рынка и адаптация его к текущим и перспективным запросам; инвестиционное обеспечение производства и воспроизводства за счет рациональной организации денежных потоков и заимствований; развитие научно-экспериментальной и производственной базы, направленное на их техническое перевооружение, на создание и использование научно-технических, технологических, конструкторских и инвестиционных заделов в обеспечение конкурентного превосходства собственной продукции; совершенствование ценообразования, улучшение структуры и состава кадрового потенциала и т. д.

Доминантные направления финансовой политики. Меры по формированию целостной инфраструктуры инновационной системы и поддержке деятельности составляющих ее элементов должны дополняться так называемыми инструментами концентрированного воздействия, формирующими финансовую и налоговую поддержку прямого, косвенного и инициирующего воздействия.

Прямое государственное поощрение. Прямое государственное субсидирование является существенной составной частью набора инструментов, используемого для поддержки инновационного развития, активизации инвестиций в новации частных компаний и формирования необходимого инфраструктурного обеспечения. Прямые меры оказываются особенно эффективными, когда они прозрачны, доступны для компаний и ориентированы на запросы частного сектора. Они менее результативны в случае их недостаточной целевой и содержательной структуризации и адаптации к меняющимся условиям. Наилучшие результаты достигаются при использовании компактного комплекса мероприятий, отличающихся высокой гибкостью.

Прямое бюджетное поощрение может включать следующие мероприятия:

·   поддержка организаций общественного сектора в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), ориентированных на потребности промышленности;

·   стимулирование повышения квалификационного уровня и мобильности занятого в инновационной сфере управленческого, научного, инженерно-технического и рабочего персонала;

·   целевая поддержка научных исследований частного сектора. Здесь усилия должны концентрироваться на поддержке мелких и средних предприятий и осуществляемых совместно различными фирмами кооперационных проектов научных исследований, находящихся на предконкурсной стадии разработки, предполагающей создание технологических или продуктовых прототипов. В результате произойдет замещение безвозмездных субсидий на заемные средства, предоставляемые под определенные условия;

·   перераспределение научно-исследовательских ресурсов для повышения инновационной активности путем сближения задач науки и промышленности. Оно должно ориентироваться на содействие в предоставлении компаниям производственных площадей на территории НИИ и университетов (и в обратном направлении), в формировании бизнес-инкубаторов, научных и технологических парков, лизинговых и консалтинговых центров и др.;

·   реализация инициатив по формированию инфраструктурных взаимосвязей, которые стимулировали бы образование организационных структур по обмену научно-технической и экономической (маркетинговой) информацией, а также прогнозные исследования, на основе результатов которых можно было бы составить суждение о закономерностях текущего и перспективного развития инновационных систем;

·   посредническая деятельность, ориентирующаяся на поддержку создания информационных баз данных об инновационной активности, агентств по передаче технологий, оказания консультационных услуг, предоставления доступа к патентной информации, проведения демонстраций разрабатываемых новаций и ряда других вспомогательных мероприятий. Она должна осуществляться преимущественно в интересах мелких и средних предприятий, испытывающих острую потребность в подобных услугах из-за нехватки собственных ресурсов;

·   системные меры, объединяющие комплекс скоординированных инструментов, применение которых должно иметь своей целью устранение сложных структурных недостатков инновационных систем. Они должны быть направлены на совершенствование деятельности субъектов инновационного кластера-сети фирм, научных учреждений, поддерживающих организации и потребителей, взаимосвязанных в одну цепочку для извлечения взаимной выгоды. Большое значение в совокупности таких мер должно придаваться государственным закупкам технологий, рациональное осуществление которых требует формирования развитой государственной сферы НИОКР и специализированных правительственных агентств.

Косвенное финансовое поощрение. Наблюдаемая в последние годы в развитых рыночных странах тенденция к усилению либеральных принципов в регулировании экономического развития содействует заметному расширению использования косвенных методов финансового поощрения в виде налоговых скидок. Специфика и особенности развития институционального устройства российской экономики и, в частности, различия в существующих системах налогообложения, а также корпоративного законодательства, требуют разработки различных схем предоставления налоговых льгот и их преимущественное использование в группе инновационных отраслей. Одним из их вариантов являются амортизационные схемы, специальные налоговые скидки на капиталовложения в сферу НИОКР, а также схемы, снижающие корпоративную задолженность по налоговым платежам.

Меры инициирующего воздействия. Стимулирование венчурного (рискового) финансирования и гарантирование заемного и акционерного финансирования выступают в качестве главных инструментов так называемого инициирующего воздействия на инновационное развитие.

Финансовое обеспечение инновационной деятельности компаний, особенно мелких и средних, происходит в настоящее время преимущественно за счет внешних источников, главным образом, в форме инвестиций в акционерный капитал или заемных средств, привлекаемых с рынков рискового капитала. Это само по себе уже позитивное явление, поскольку позволяет этим компаниям осуществлять финансирование инноваций и/или технического перевооружения без ущерба для социальной функции, например, для заработной платы всего персонала. В этой ситуации рисковое финансирование является сегодня одним из важнейших инструментов реализации инновационных проектов и должно служить приоритетным направлением государственного и интеграционного регулирования с использованием широкого комплекса мер как косвенного, так и прямого воздействия.

Косвенное регулирование необходимо сконцентрировать на формировании благоприятных условий для рискового финансирования. Для этого нужно активно использовать инструменты налоговой политики, банковского законодательства, законодательства о защите прав интеллектуальной собственности, о государственной поддержке и правилах конкуренции.

Государственное участие в поддержке рисковых инвестиций может заключаться в разработке специальных программ предоставления гарантий, которые можно условно разделить на две категории - горизонтальные и целевые. Первые предназначены для широкого круга компаний, включая мелкие и средние предприятия обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Вторые, напротив, концентрируются на ограниченном числе фирм, представляющих, главным образом, вновь образуемые компании и инновационные предприятия. Еще одной формой являются гарантии на активы, предусматривающие возмещение потерь, связанных с инвестициями в акционерный капитал. Этот вид гарантий нацелен на поддержку финансирования активов малых новых и вновь создаваемых инновационных компаний при содействии фондов рискового капитала.

На базе существующих российских компаний, имеющих международный опыт работы на рынках высокотехнологичной продукции, целесообразно создать крупные инновационно-маркетинговые центры для продвижения российской продукции. Эти центры вместе с государственными органами, курирующими внешнеэкономическую деятельность, должны разработать механизмы обеспечения более широкого присутствия такой продукции на мировых рынках, включая меры государственного лоббирования.

Основные усилия отечественных компаний следует направить на расширение не только внутреннего российского рынка, но и рынков стран СНГ, и на увеличение их доли на этих рынках за счет производства конкурентоспособных продукции и услуг.

Государство в лице федеральной власти должно содействовать целесообразному присоединению к процессу создания глобальных сетей инновационной деятельности, среди которых лидирующее место занимают Европейская бизнес-сеть (European Business Network - EBN) и сеть инновационных центров (Innovation Relay Centers - IRC). Переход к инновационному типу роста - глобальный процесс, и он влияет на формирование потенциала роста в России, на его качество, устойчивость и - возможность ускорения в той мере, в какой и как Россия встроена в мирохозяйственные связи и их инновационные контуры.

 


Заключение

 

Значение финансово-промышленных групп для социально-экономического развития России многогранно.

Формирование ФПГ - такое направление институциональных преобразований в российской экономике, которое во многом определяет ее выбор модели рыночного хозяйства. Тесные связи между банками и промышленными компаниями ограничивают роль фондового рынка в концентрации капитала и перераспределении его между отраслями экономики. Вопрос об оправданном сужении этой роли в российских условиях до сих пор остается открытым. Тяжелые для российских банков последствия августа 1998 г. побуждают к ревизии рациональной тесноты акционерных связей между банками и промышленными компаниями. Важно избежать здесь опрометчивых решений.

Укрепление в рамках ФПГ отношений между сырьевой и обрабатывающей промышленностью - один из важнейших резервов для модернизации последней. Такого рода интеграция - альтернатива превращению экспортных производств в своего рода анклав в российской экономике. С этой точки зрения, ФПГ - средство решения структурных задач, практически не востребованное до сих пор в государственной экономической политике.

Развитие акционерных связей между партнерами по ФПГ - принципиальное направление реформирования системы прав собственности в корпорациях, повышения влияния на корпоративное поведение стратегических собственников, усиления долгосрочных мотиваций в корпоративных действиях. Состояние прав собственности - «болевая точка» российской экономики.

Объединение в ФПГ оказывает существенное воздействие на соотношение позиций управляющих и собственников в рамках отношений «принципал- агент» (“principal-agent”). Разлаженность этих отношений в отечественной промышленности не без оснований рассматривается как один из ключевых угнетающих инвестиции факторов.

Интеграция в ФПГ меняет сферу рыночного саморегулирования корпоративной деятельности, условия антимонопольного контроля за нею. Опасения относительно монопольных злоупотреблений таких групп формируют настороженное к ним отношение. В российских условиях эти опасения имеют глубокие исторические корни. Вместе с тем, именно возможности ФПГ по созданию конкурирующих производств - основа экономического, а не только административного противодействия монополизму.

В ходе развития ФПГ испытываются разные типы экономической интеграции: от объединения в мультидивизиональные компании до «мягких» вариантов интеграции типа стратегических альянсов. Некоторые российские группы претендуют на то, чтобы возглавить структурную перестройку предприятий.

Выработка ориентиров как для самих ФПГ, так и для регулирующих их государственных инстанций должна опираться на анализ реальных процессов экономической интеграции и их результатов. Необходимо выявление факторов, определяющих как позитивные, так и негативные тенденции.

Государство путем использования финансово-кредитных рычагов способно оказать существенное влияние на темпы и направления хозяйствования. Государственные финансы, наряду с корпоративными ресурсами, имеют большое значение в регулировании экономики, стимулировании экономического роста и реализации социальных программ.

 


Список литературы

 

1. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cemi.rssi.ru/publication/e-publishing/dementiev/BEAch3-2000.pdf

2. Анализ финансово-промышленных групп в России: ступени роста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lekcion.ru/finansi/Analiz_finansovopromishlennih_grupp_v_Rossii_stupeni_rosta.html

3. Антипина Е.С. Экономический рост финансово-промышленных групп: проблема социальной эффективности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: economics.open-mechanics.com›articles/426.pdf <http://economics.open-mechanics.com/articles/426.pdf>

.   В Свердловской области появился новый инвестор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eburg.mk.ru/article/2012/07/23/729270-v-sverdlovskoy-oblasti-poyavilsya-novyiy-investor.html

.   Выделенные на «Уральскую деревню» 2 миллиарда отражаются на уровне сельской жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestiural.com/news/20120908/02845.html

.   «Зеленая долина» построит в Артемовском коксовый завод [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekb.dkvartal.ru/news/zelenaya-dolina-postroit-v-artemovskom-koksovyj-zavod-236592825

.   Ларин С.Н., Хрусталев Е.Ю. Использование информационных ресурсов и технологий для стимулирования инновационного развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №32.

.   Мау В. Итоги 2003 года и итоги четырехлетия: политика против экономики // Вопросы экономики. 2004. №3. С. 4-23

.   На Среднем Урале стартовал первый этап строительства ОЭЗ «Титановая долина» <http://www.midural.ru/news/100520/100521/> [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.midural.ru/news/100520/100521/

.   Обзор промышленности Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m.expert.ru/ural/2010/05/05ur-tolma_72776/

.   Омельченко А.Н., Хрусталев Е.Ю. Концептуальная модель кредитно-инвестиционного потенциала банковской системы России // Деньги и кредит. 2011. №4.

.   Правительство Свердловской области привлекает в «Титановую Долину» инвесторов из Германии <http://www.midural.ru/news/100520/100521/> [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.midural.ru/news/100520/100521/>

.   Сооружение энергоблока БН-800 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belnpp.rosenergoatom.ru/wps/wcm/connect/rosenergoatom/belnpp/about/prospects/

.   Тридцать девятое заседание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.duma72.ru/ru/lawmaking/meeting/10178/>

.   УЛА предлагает областным властям выступить с инициативой создания портовой ОЭЗ в Екатеринбурге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nep08.ru/transport/news/2012/07/13/17288/

.   Хрусталев Е.Ю., Хрусталев О.Е. Финансово-промышленные группы: методология и модели формирования//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. №43.

.   Хрусталев О. Е. Хрусталев Ю. Е. Инструментальные методы оценки реализуемости наукоемкого инвестиционного проекта // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №27.

.   Хрусталев О.Е. Финансовые методы согласования экономических интересов участников инвестиционных проектов // Аудит и финансовый анализ. 2011. №3.

.   Хрусталев О.Е. Финансовый анализ состояния наукоемких предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. №32.

.   Эволюция посредников//Эксперт-Урал. 2010. №2.

21. Radygin A. Russia en route to state capitalism? // Russia in global affairs. 2004. №2. Р. 54-71

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...