Кефалометрические методы исследования
Эти методы исследования позволяют выявить закономерности строения лицевого и мозгового черепа, пропорциональность соотношения различных отделов и отношения их к определенным плоскостям. Целью исследований является выяснение связей зубочелюст-ных аномалий с лицом, головой. Эта связь изучается на гнатостатических моделях челюстей, на лице больного, на фотографиях и на телерентгенограммах. Гнатостатические модели челюстей. С давних пор ученые наблюдали вариабельность нормального и аномального прикуса и полагали, что для достижения при лечении эстетически удовлетворяющих результатов необходимо изучать модели пространственно ориентированные так, как ориентированы челюсти в черепе. Симон сконструировал аппарат-гнатостат, состоящий из лицевой дуги, соединенный с оттискной ложкой и имеющей четыре перемещающиеся стрелки, устанавливаемые на ушных и нижнеглазничных точках. С помощью гнатостата Симон формировал цоколи моделей в соответствии сагиттальной, ухоглазничной или франкфуртской горизонтальной (проходящей через нижнеглазничные и ушные точки) и орбитальной, проходящей через нижнеглазничные точки, перпендикулярно сагиттальной и франкфуртской горизонтальной плоскостям. Другими словами, гнатостатические модели имитируют пространственную ориентацию зубных рядов конкретного пациента и позволяют наглядно представить расположение челюстей в черепе (рис. 9). В последующие годы методика Симона многократно модифицировалась (Коркгауз; М.З.Миргазизов; В.Н.Трезубов; Е.Н.Жулев). Разработанная В.Н.Трезубовым и Е.Н. Жулевым методика изготовления гнатостатических моделей челюстей подразумевает получение оттиска с верхней челюсти с помощью гнатостата. Затем формируются цоколи гипсовых моделей челюстей (рис. 10).
Гнатостатические модели создают стандартные идентичные условия, делая корректными сравнения антропометрических измерений одного и того же больного, полученные в разное время. Сегодня можно пользоваться данной методикой, имея обычный артикулятор с индивидуальной или стандартной установкой суставных и резцового углов, оснащенного Лицевой дугой (рис. 11). Начинается производство Оттиски для гнатостатических моделей получают с помощью стандартных оттискных ложек, отливают модели. Используя специальную вилку, представляющую собой слепочную ложку без бортов, при помощи термопластической массы получают оттиск режущих краев центральных резцов и жевательной поверхности первых моляров верхней челюсти. Во время получения оттиска вилку соединяют с лицевой дугой, которую ориентируют в переднем отделе параллельно зрачковой линии, а в боковом — параллельно ухо-глазничной линии (на боковых телерентгенограммах — плоскость франкфуртской горизонтали) (рис. 12).
Затем вилку вместе с лицевой дугой переносят в артикулятор и гипсуют вначале верх-
Рис. 11. Артикулятор (плоско- Рис. 12. Фиксация вилки и лицевой стной с индивидуальной установ- дуги артикулятора. кой суставных углов). нюю модель к верхней раме артикулятора, а затем нижнюю модель - к нижней раме. В конечном итоге модели оказываются в артику-ляторе ориентированы по плоскости франкфуртской горизонтали. Из рис. 13 видно как отличается пространственная ориентация диагностических моделей пациентки с открытым прикусом, расположенных на плоскости стола и загипсованных в артикулятор.
В первом случае складывается впечатление, что причиной открытого прикуса послужил чрезмерный наклон основания верхней челюсти назад, тогда как на самом деле истинной причиной данной патологии был преимущественно вертикальный рост нижней челюсти, о чем можно предположить из второй части рисунка. Установив в артикуляторе стандартные, а при необходимости индивидуальные углы резцовых и суставных путей, определяют артикуляционные соотношения зубных рядов. . Запись суставных углов проводится методом аксиографии. Этот метод позволяет осуществить графическую регистрацию траектории смещения головки нижней челюсти и диска при различных движениях нижней челюсти с помощью аксиографа. На рис. 14 представлена запись суставного пути пациентки при помощи аксиографа. Измерения на лице больного. В ортодонтии проводят различные измерения на лице больного (определения типов и высоты частей лица, величины углов нижней челюсти длины ее тела и ветвей) с помощью циркулей и миллиметровых линеек. Лицо человека чаще всего определяется как прямоугольное, коническое или обратно-коническое в зависимости от соотношения ширины между углами нижней челюсти и между передними участками козелка. Измерения частей лица (верхней, средней и нижней) полезно проводить до и после лечения. Эти измерения позволяют выявить соотношение отдельных частей при различных зубочелюстных аномалиях и установить изменение высоты нижней части лица по отношению к другим после проведенного лечения (рис. 15). Углы нижней челюсти (справа и слева) измеряют у больных, чтобы установить их величину при различных зубочелюстных аномалиях. Измерения проводят до и после лечения. Для прямого измерения на лице применяют измерители — угломеры. Косвенным способом угол нижней челюсти измеряют на фотографии, телерентгенограмме, на рентгенограмме или томограмме угла нижней челюсти. Данные, полученные при измерении частей лица и углов нижней челюсти прямым или косвенным способами, условны, так как не
Рис. 13. Пространственная ориентация диагностических моделей челюстей: а — диагностические модели расположены на плоскости стола; б — диагностические модели загипсованы в артикулятор.
Рис. 14. Запись сагиттального суставного пути правого височно-нижнечелю-стного сустава при помощи аксиографа. В правой части рисунка представлен результат такого исследования.
всегда можно установить их настоящую величину, из-за толщины слоя мягких тканей, неодинаковой выраженности углов нижней челюсти и возможных проекционных искажений. Несмотря на относительную достоверность этих данных, они все же способствуют более подробному изучению конфигурации лица Рис. 15. Соотношение верхней (а), при аномалиях жевательно-ре-средней (6) и нижней (в) трети лица. чевого аппарата. Некоторые измерения можно провести на масках лица, которые, однако, не получили широкого применения в ортодонтии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|