Компоненты системного анализа.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Системный анализ Кондратьев: «Системный анализ в логистике». Объект изучения – социально-экономические системы в предпринимательской деятельности. Предмет изучения – методы и методики системного анализа и решения сложных проблем в экономике.
Возникновение и развитие системных представлений. Основные этапы развития системных идей. Понятие «система» появилось в Древней Элладе (2500-2000гг до н.э) Квиантилиан (философ Древнего Рима) «Любую сколь угодно сложную ситуацию можно полностью структурировать и описать, руководствуясь следующими семью вопросами: что, где, когда, кто, почему, с какой целью, при каких условиях». Система = сочетание, организм, организация, союз.
Этапы развития системных идей: Этап 1. --------- до XIX века ---------возникновение и развитие системных представлений и понятий ---------практическая и познавательная деятельность людей, интуитивные открытия выдающихся ученых, философов и мыслителей. Демокрит (V-IVгг до н.э) – образование сложных тел из атомов уподобляет образованию слов из букв. Сравнение неделимых форм (элементов с буквами) – один из первых этапов формирования научно-философского понятия, обладающего обобщенным универсальным знанием. Аристотель – целое больше суммы его частей. Ламберт: тезис и системности науки. Кант, Гегель. Эпоха зарождения основ системного анализа была характерна рассмотрением чаще всего систем физического и философского происхождения.
Этап 2. ---------- XIX – XX ----------теоретизация системных идей, формирование первых теорий, широкое распространение системности во все отрасли знаний. ---------- результат: системность превращается в научное знание и системах, оформляется как инструмент познавательной деятельности.
Б.Рассел – формализовал понятие структуры, участвовал в создании теории формирования систем. Гёдель, Шеннон, Берталанфи. Богданов – тектология – наука о процессах организации.
Этап 3. ---------- середина XXвв – настоящее время. ----------превращение системности в метод научных исследований и аналитической деятельности. НТР максимально использует системный метод для научных открытий, осуществляются технологические разработки. ---------- результат: системность в концу 20 века становится всеобщим мировоззрением, которое используют специалисты всех отраслей. Предпосылки развития системного анализа в 20 веке: - сдвиги в мировой экономике под воздействием НТР, экономики развитых стран вступили в новую фазу развития, характеризующуюся: 1)огромным масштабным производством 2)разнообразием производственных сфер 3)расширением межотраслевых связей. - новые проблемы в научных. Технических и производственных сферах. - изменения в области техники, рост ее сложности и стоимости. Системный подход. Системный подход – новый тип управленческого мышления. Сущность: деятельность любой части системы оказывает некоторое влияние на деятельности всех других ее частей. Системный подход: - определение всех существующих взаимосвязей; - установление влияния элементов системы на поведение системы с учетом взаимосвязей. Несистемный подход: - детальное изолированное изучение элементов системы; - анализ простейших взаимодействий между элементами системы - рассмотрение одного решения из целого ряда возможных без оценки эффективности и последствий этого решения. Системный подход = практическое использование положений системного анализа. Системный подход – методология исследования объектов как систем. Система: 1) внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой и обратную связь.
2) внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в ее выход и достижение целей системы. Системный подход – методологический подход человека к действительности, представляющий собой некоторую общность принципов. Это системная парадигма. Системное мировоззрение. Назначение системного подхода – направить человека на видение действительности. Системный анализ – наиболее последняя реализация системного подхода к решению политический, социально-экономических, технических и других проблем в различных сферах человеческой деятельности. 1.Научная дисциплина, разрабатывающая общепринятые принципы исследования сложных объектов с учетом их системного характера. 2.Методология исследования объектов посредством представления их в качестве систем. 3.Методология решения крупных проблем.
Компоненты системного анализа. Системный анализ обобщает методологию исследования систем и является прикладной наукой, нацеленной на выяснение причин сложностей, возникших перед «обладателем проблемы» и на выработку вариантов их устранения. Системный анализ – методология решения крупных проблем, основанных на концепции систем. В центре методологии системного анализа находится операция количественного сравнения альтернатив, которая выполняется с целью выбора альтернативы, подлежащей реализации. Система – это то, что решает проблему.
Вопрос: как определить все элементы, связанные с данной альтернативой? 1.Всесторонний учет всех обстоятельств – выделение всех элементов, связанных с альтернативой. 1. – 2. Целостность 1. – 2. – 3. Система (полная система)
Система определяется заданием: - системных объектов - свойств - связей
Системные объекты – вход, процесс, выход, обратная связь (механизм) и ограничение.
Вход – что изменяется при протекании данного процесса. Во многих случаях компонентами входа являются «рабочий вход» (то, что «обрабатывается») и процессор (то, что «обрабатывает»). Выход – результат или конечное состояние процесса. Процесс переводит вход в выход по законам природы (для естественных систем) или в соответствии с заданной моделью (функцией, алгоритмом) получения выхода (для искусственных систем). Модель получения выхода отвечает на вопросы: что должно получиться, как, из чего, с помощью чего, в какие сроки, через череду каких событий обеспечивается выполнение поставленной цели с учетом заданных ограничений. Способность переводить данный вход в данный выход называется свойством процесса. Связь определяет следование процессов, т.е что выход некоторого процесса является входом определенного процесса. Связи систематизируются по принадлежности к функциональному аспекту системы: управленческие, материальные, информационные. Всякий вход системы является выходом этой или другой системы, а всякий выход – входом. Выделить систему в реальном мире – это значит указать все процессы, дающие данный выход. Связь – взаимное ограничение на проведение объектов, создающее ограничение на поведение объектов и зависимость между ними. Прямая связь – непосредственное воздействие объектов одного на другой. Обратная связь – воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования. Системообразующий фактор – признак, который объединяет объекты в систему. Искусственные системы – системы, элементы которых сделаны людьми, т.е являются выходом сознательно выполняемых процессов человека. 3 роли подпроцесса: - основной процесс - обратная связь - ограничение Система – совокупность элементов, находящихся во взаимных отношениях и связях со средой, образующих определенную целостность, единство. Целое – форма существования системы, в строго определенном качестве, выражающем ее независимость от других систем.
Целостность – свойство однокачественности системы как целого, которую выражают элементы в их реальном взаимодействии – основа стабильности, постоянства системы. В качестве системы могут быть представлены любые объекты или процессы, в которых элементы – участники, связанные некими связями или отношениями. Система – средство достижения какой-либо цели. Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими: - механические, биологические, органические, социальные. Цель – состояние, которое должно быть достигнуто в определенные моменты функционирования системы. Цель – образ несуществующего, но желанного с точки зрения задачи или рассматриваемой проблемы, состояния среды, т.е такое состояние, которое позволяет решать проблему при данных ресурсах. Это описание, представление некоторого наиболее предпочтительного состояния системы. Задачи – некоторое множество исходных посылок или входных данных в задаче ##### цели, #### над множеством этих данных. Описание возможных стратегий достижения цели. Решить задачу означает определить четко ресурсы и пути достижения указанной цели при исходных входных данных. Состояние системы – множество значений и характеристик системы (значений показателей) в определенный момент времени Состояние системы – фиксация совокупности доступных системе ресурсов (материальных, энергетических, информационных, пространственных), определяющих ее отношение #### События – новое состояние системы. Свойство – наблюдательное состояние системы или ее части, т.е свойство это отличительное, значимое для исследователя проявление функционирования системы. Фактор – свойство системы или среды, способствующее наступлению определенного события. В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами основное назначение систем можно классифицировать следующим образом: - пассивное существование - материал для других систем - обслуживание других систем более высокого порядка - противостояние другим системам (выживание) - преобразование других систем и сред (активная роль)
Элемент – некоторый системный объект (материальный, энергетический, информационный), обладающий рядом важных свойств и реализующий в системе определенный закон функционирования. Эмерджентность – появление новых свойств в целостной системе, не присущих другим элементам. Внутренняя структура элемента исследователем не рассматривается по причине ресурсных ограничений на исследование системы. Элемент – неделимая наименьшая составляющая. Связь – важный для целей рассмотрения обмен между элементами веществом, энергией, информацией. В силу этого подмножества элементов системы могут рассматриваться как подсистемы (компоненты), что зависит от целей исследования. Подсистема – элемент системы, который при подробном рассмотрении оказывается системой. Любая система состоит из нескольких уровней подсистем. Надсистема – более общая система, которая включает в себя подсистемы. Проблемой называется состояние характеризующееся различием между необходимым (желаемым) выходом и существующим выходом. Существующий выход обеспечивается существующей системой. Желаемый выход обеспечивается желаемой системой. Проблема есть результат разницы между существующей и желаемой системой. Система, заполняющая промежуток, является объектом конструирования и называется системой, решающей проблему. Проблемы проявляются в свойствах, называемых симптомами. Систематически проявляющиеся симптомы образуют тенденцию. Система формирует и проявляет свои свойства только в процессе функционирования и взаимодействия с внешней средой. Среда – представляет то, что ограничено от системы, не принадлежит ей, это совокупность объектов, изменение которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы. Окружающая среда – внешняя среда системы, или совокупность объектов, которые располагаются за границей системы, воздействуют на нее, но не принадлежат ей. Внутренняя среда – совокупность объектов, которые находятся в границах системы, влияют на ее поведение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|