Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности формирования целей в экономических системах.




v Цели складываются на высшем уровне общественной системы и распадаются на цели ее подсистем.

v Основным фактором формирования цели каждой экономической системы является требования вышестоящей системы.

v Цель высшего уровня достигается посредством достижения целей, на которые она распадается.

v Средства к достижению цели являются ее подцелями и являются ее подцелями и в свою очередь становятся целями низшего уровня. Разделяя цель высшего уровня на подцели, следует выделять следующие цели:

1)цели, формируемы внешними и внутренними факторами

2)цели сохранения, поддержания и развития

3)цели текущие, в ближайшей и дальней перспективе

v Цели верхнего уровня формируются в общем виде. По мере перехода на низшие уровни цели все более детализируются и конкретизируются.

v Цели всех уровней должны быть непротиворечивыми.

 

Критерии, позволяющие получить содержательную формулировку цели: простота и содержательность.

 

Правила формулировки целей:

1)цель должна выражать глаголом неопределенной формы в повелительном наклонении, характеризующего выполняемое действие

2)цель должна конкретизировать требуемый конечный результат

3)конкретизировать заданный срок достижения цели.

4)конкретизировать максимальную величину допустимых затрат

5)давать количественную характеристику, требуемую для результатов работ, необходимую для подтверждения факта достижения целей

Таким образом, формулировка целей – это целый процесс.

 

Общие правила выбора альтернатив:

v Любые две альтернативы сравнимы, т.е если имеются 2 альтернативы, то индивидуум будет предпочитать одну другой или они будут для него равноценны.

v Если результат Р1 предпочтительнее Р2 и Р2 предпочтительнее Р3, то Р1 должен быть предпочтительнее Р3.

v Каждому результату Р1 соответствует действительно неотрицательное число Р1, рассматриваемое как мера относительной предпочтительности (эффективности) Р1.

v Если результат Р1 более важен, чем Р2, то Ч1>Ч2 и если результаты Р1 и Р2 эквивалентны по значимости, то Ч1 = Ч2. Иными словами, Ч1>Ч2 тогда и только тогда, когда принимающий решение предпочитает результат Р1, а не результат Р2. Следует иметь в виду, что одна альтернатива имеет большее значение Ч, чем другая, потому что она предпочтительнее, но не наоборот.

 

Ресурсы (ограничены):

· Трудовые

· Машины и оборудование

· Материалы, энергия

· Деньги

· Информация

· Время

 

Критерий – оценочная функция различных вариантов решения в порядке их предпочтительности.

Критерии:

· Стоимость-эффективность

· Элиминирующие, вводимые для установления диапазона желаемых значений важнейших характеристик системы и исключающие все варианты, по которым хотя бы одна характеристика не попадает в требуемый диапазон

· Взвешивающие, предоставляющие собой искусственно построенные «коэффициенты относительной важности».

 

Методы системного анализа.

1.Формализационные методы и неформализационные.

2.Методы активизации интуиции: методы мозгового штурма, мозговой атаки, суда, комиссий.

3.Матричные методы – метод решающих матриц. Экспертные оценки в системном анализе. Метод структуризации целей («дерево целей») – основной метод системного анализа сценариев.

Методы морфологического моделирования: метод систематического покрытия поля, метод отрцания и конструирования, метод морфологического ящика, метод экстремальных ситуаций, метод сопоставления совершенного с дефектным, метод обобщения.

Метод системного анализа – это путь, способ решения проблемы.

 

Метод диалектической логики <=> общий для всех задач системного анализа.

В зависимости от принятого принципа классификации методы делятся на разные группы:

 

аналитика
синтез
описательные
экспериментальные

 


В широком смысле методы системного анализа – это методы решения возникших проблем, которые классифицируются в соответствии с отдельными этапами процесса принятия решений.

В узком смысле методы системного анализа – это конкретные методы, предназначенные для 1) определения совокупности целей деятельности системы и наилучших путей их достижения; 2) для выбора моделей и критериев; 3) для последовательной, направленной детализации системы (проблемы) на составные элементы; 4) для определения взаимосвязей и взаимозависимостей между элементами; 5) для определения относительной значимости отдельных целей, мероприятий, критериев и моделей.

 

Классификация методов системного анализа.

Принципиальной особенностью системного анализа является использование методов двух типов – формальных (количественных) и качественных.

Качественные методы используются для решения сложных слабоструктурированных проблем.

Для применения количественных методов исследования систем всегда трактуется какая-то математическая модель.

Аналитические методы включают в себя методы классической математики: интегрально-дифференциальные исчисления и т.д.; методы математического программирования и методы теории игр.

В статистические методы входят методы теории вероятностей, статистических испытаний, теории массового обслуживания, математической статистики.

Логические представления – это методы, которые переводят данные в логические выражения.

Лингвистические и семантические методы базируются на понятиях тезауруса, грамматики, семантики.

Графические представления – графики, диаграммы.

Методы системного анализа
Качественные методы
Методы типа «мозговой атаки»
Методы типа «сценария»
Методы типа «Дельфи»
Методы экспертных оценок
Методы структуризации типа «дерево целей»
Методы решающих матриц
Морфологический подход
Количественные методы
Аналитические
Статистические
Логические
Теоретико-множественные
Лингвистические
Семиотические
Графические

 

 


Для моделирования хорошо организованных систем в основном используются аналитические методы.

Для моделирования класса слабо организованных систем могут использоваться статистические методы.

Для класса развивающихся систем – теоретико-множественные, лингвистические методы.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают метод прямой мозговой атаки, метод обмена мнениями, методы типа комиссии и судов (когда создаются 2 группы (группа экспертов и группа генераторов идей)).

Метод прямой мозговой атаки выполняется в несколько этапов:

· формулировка задачи

· формирование творческой группы (оптимальное число участников в творческой группе от 5 до 12 человек)

· сама мозговая атака (брейн-сторминг).

 

Метод сценария.

Сценарий – любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложение по ее решению или развитию системы независимо от того, в какой форме он представлен.

Сценарием называют качественное описание возможных вариантов развития исследуемого объекта при различных сочетаниях определенных заранее выделенных условий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...