Процедуры и времяпровождение
Более широкую серию дополнительных транзакций, связанных с профессиональной деятельностью человека, то есть с деятельностью его в качестве Взрослого, Берн назвал процедурой. Это может быть операция врача или урок учителя. Другая широкая серия дополнительных транзакций, объединённых вокруг какой - то темы, определяется Берном как времяпровождение. Это игры в «родительский комитет», «ухаживание», «кухню» и т. д.,. в зависимости от возраста, пола, доходов и т.д. собеседников. Времяпровождение как более сложная структура позволяет не только получить нужное количество «поглаживаний», но и оценить людей, с которыми будешь в дальнейшем общаться, и приобрести будущих друзей. К тому же времяпровождение позволяет нам играть в обществе взятые на себя роли. Если эти роли получают поддержку окружения, то укрепится жизненная позиция человека, а в дальнейшем, его потомства. Следует при этом отличать роли от состояний Я как Взрослого, Ребёнка и Родителя.
Игры. Виды игр
От рассмотрения простых транзакций и серий простых дополнительных транзакций Берн переходит к понятию игр, которые определяет как серию следующих одна за другой скрытых дополнительных транзакций с четко определенным и предсказуемым исходом. От ранее рассмотренных структур они отличаются наличием скрытой мотивации и достижением выигрыша. Большое количество супружеских игр, основанных на неудовлетворенности женой своим социальным статусом и актуализацией, Берн объединяет в игры под названием «Если бы не ты», сокращённо ЕНТ. Пример рассматриваемой Берном игры - игра супругов с позиций Родитель - Ребенок. М-р Уайт: Сиди дома и занимайся хозяйством.
М-с Уайт: Если бы не ты, я могла бы не сидеть дома, а развлекаться. На психологическом уровне (скрытый семейный договор) игра ведется с позиции Ребенок - Ребенок и выглядит совсем по-другому. М-р Уайт: Ты всегда должна быть дома, когда я прихожу. Я смертельно боюсь, что меня бросят. М-с Уайт: Я так и буду вести себя, если ты поможешь мне избегать пугающих меня ситуаций. Выигрышем здесь Берн считает обеспечение гомеостаза, а также удовлетворение женой своих мазохистских потребностей. То есть подразумевается, что на самом деле жене негде, да и не хочется развлекаться, и это своё неумение развлечься она не признаёт, перекладывая вину на мужа. Большинство анализов ЕНТ Берна вызывают сомнения. Действительно ли американские жёны в таком большинстве не способны на саморазвитие, актуализацию себя как личности, умение организовать свой отдых, или к словам их можно прислушаться, и они в действительности настолько перегружены хозяйством и вознёй с тремя - четырьмя детьми - ситуация, типичная для обычной американской семьи? Происхождение игр, в которые постоянно играет человек, Берн находит в детстве индивидуума. Ребёнок в данном случае выступает в качестве умного и наблюдательного Взрослого. У маленького братца заболел живот, его положили в постель и все суетятся вокруг него? У меня тоже болит живот! Если к такому поведению ребёнка взрослые относятся некритично, потакают ему, то ребёнок вырастет ипохондриком. Здесь уже манипулирование болезнями потеряет свой первоначальный осознанный практический характер, и человек начинает чувствовать себя по-настоящему больным, приобретая взамен здоровья такой выигрыш, как внимание и забота окружающих. Таким образом, он будет играть больного и не осознавать своего притворства, своей игры. Берн классифицирует игры по: количеству участников («Фригидная женщина»), для троих участников («А ну-ка, подеритесь»), для пятерых участников («Алкоголик»), для многих игроков («Почему бы вам не... - Да, но»),
по используемым в играх темам: слова («Психиатрия»), деньги («Должник»), части тела («Мне необходима операция»), по клиническим типам истерический («Динамо»), с синдромом навязчивости («Гость-растяпа»), параноидальный («Ну почему такое случается именно со мной?»), депрессивный («Опять я за старое!»), по психодинамическим характеристикам: контрфобические («Если бы не ты»), проецирующие («Родительский комитет»), интроецирующие («Психиатрия»), по инстинктивным влечениям: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Гость-растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»). Другой вид классификации игр - по: гибкости (в зависимости от изменчивости используемого материала), цепкости - насколько люди легко отказываются от своих игр, интенсивности. Одни люди играют с прохладцей, другие - более напряженно и агрессивно. Соответственно игры называются легкими и серьезными. Далее Берн переходит к описанию собственно игр и способов борьбы с зависимостью от них пациентов. Этот момент выглядит наиболее слабым в его теории, несмотря на яркие описания игр. Первая игра - Алкоголик. Она включает в себя пятерых участников: сам Алкоголик, естественно, под фамилией Уайт, Преследователь, чаще всего супруга (супруг). Третья роль - Спаситель, ее обычно играет лицо того же пола, часто врач, который принимает участие в пациенте и занимается проблемами алкоголизма, и Простак. Эта роль обычно принадлежит хозяину закусочной или любому другому человеку, который дает Уайту спиртное. Бармен - пятый участник. Целью игры в алкоголизм, по Берну, является не столько удовольствие от выпивки, сколько последующее похмелье и обсуждение, кто какие коктейли и сколько выпил. Другое сильное удовольствие, от которого Алкоголик не может отказаться - это крики и обвинения Преследователя. Спасателю тоже нужен действующий Алкоголик, иначе ему некого будет спасать. Подробно расписывая деятельность общества «Анонимные алкоголики», Берн сообщает о случаях, когда кончался «запас» Алкоголиков, с которыми нужно было проводить работу, после чего некоторые члены организации снова начинали пить, чтобы пополнить контингент погибающих Алкоголиков, нуждающихся в помощи, и продолжать игру.
Лечение, которое предлагает Берн в данном случае, состоит в том, чтобы заставить Алкоголика отказаться от его увлекательной игры, для этого психотерапевт должен отказаться от роли Спасателя. Он должен стать на позицию Взрослого и заключить с пациентом некий договор с надеждой на то, что тот сможет соблюсти воздержание от выпивки, а также от игры. Парадоксальная ситуация, при которой неясно, как же всё- таки нужно действовать лечащему врачу, а если при этом случайно Алкоголик бросит пить, психотерапевт окажется в той самой неприятной ему роли Спасателя и включится в игру. Следующая игра - Должник. Молодой американец женится и покупает дом, взяв в банке кредит. С этого момента начинается игра «если бы не долги». Но когда все долги уплачены, жизнь теряет смысл и гражданин должен искать другую цель в жизни. Но можно не терять смысл жизни и поиграть в игру «Попробуй получи с меня» (ППСМ). Здесь игрок «выигрывает» независимо от ее исхода. Так, супруги покупают в кредит всевозможные товары и услуги. Если после нескольких неудачных попыток получить очередной взнос кредитор сдается, то они могут и дальше пользоваться купленным безнаказанно. Выигрыш очевиден. Если же кредитор начинает действовать более энергично, то удовольствие состоит в том, чтобы поносить алчного негодяя, решившего вернуть свои деньги во что бы то ни стало. Ответная игра кредиторов - «Попробуй не заплати мне» (ПНЗМ). По Берну, эти игроки получают большое удовольствие, гоняясь за должниками. Далее рассматривается игра «бейте меня». В эту игру включаются люди, принимающие позу «не бейте меня». Поэтому их, естественно, бьют и они могут наслаждаться игрой «ну почему это случается именно со мной» и жалобами вроде «Мои несчастья лучше ваших». Эта игра характерна для параноидальных личностей. Женщины этого типа специально одеваются как можно хуже и тщательно выбирают самую низкооплачиваемую работу, какую только могут найти.
Следующая игра - «Ну что, попался, негодяй!» (НУПН), когда за мелкое нарушение герой со всей яростью набрасывается на провинившегося, чувствуя, что тот в его руках. Игра «Посмотри, что я из-за тебя сделал» - игра человека, делающего те или иные ошибки и старающегося взвалить вину за них на других. Если такого человека отвлечь от какой - то мелкой работы, и он что - то выронит, поранится, поставит пятно и т.д, он накричит на того, кто с ним заговорил. Такого человека во время любой работы следует оставить в покое. Но есть и менее безобидные варианты этой игры, когда человек взваливает сначала принятие решения, а затем и ответственность за наступившие последствия на другого человека «Во что ты меня втянула!» Среди супружеских игр, которые исследует Берн, есть рассмотренные выше «Если бы не ты» (ЕНТ) и «Загнанная домохозяйка» как её вариант, а также «Дорогая», где этим обращением муж подслащивает гадости, которые говорит о жене в обществе, «видишь, как я старался», «Фригидная женщина» - игра с целью избегнуть интимной близости, «судебное разбирательство» и «тупик». Игры в компаниях - «Подумайте, какой ужас», с вариантами Родителей «Нынешние», игра исполненных самодовольства людей среднего возраста, и вариантом «Рана», когда обсуждаются кровавые происшествия, игра «Изъян», служащая для укрепления социальных позиций за счёт других неуверенного в себе человека, «Гость - Растяпа», «Почему бы Вам не - да, но» (ПВНДН). Сексуальные игры - «А ну-ка, подеритесь» (АНКП) - действительно любимая игра множества женщин, которые стравливают ухаживающих за ней мужчин, Извращения в виде садизма и мазохизма, «Динамо», когда женщина флиртует и завлекает мужчину, затем более или менее грубо одёргивает его, либо более тяжёлые варианты - соблазняет и обвиняет в изнасиловании, «Чулок» - «смотрите, у меня пополз чулок», «Скандал» - сексуальная игра мужчины и женщины, один из которых (или оба) испытывают тайное влечение друг к другу, иногда это влечение отца к дочери, и ситуация приводит к раннему, часто скороспелому, или навязанному браку. Игры преступного мира - Полицейские и воры (Пив), где грабители, играющие в воров, в отличие от профессионалов, оставляют «визитную карточку», склонны к ненужному насилию, излишней театральности. Поэтому они чаще попадаются. Исследователи-криминалисты иногда шутят, что некоторые преступники ведут себя так, будто им нравится преследование, и они стремятся быть пойманными. Пример: Молодой человек двадцати трех лет застрелил свою невесту, а потом пошел и сдался полиции. Причем полицейские не верили его истории. Ему пришлось повторить свой рассказ четыре раза. Позже он сказал: «Мне всегда казалось, что я обречён кончить свою жизнь на электрическом стуле. А если мне так казалось, значит, так и должно было случиться». В терминах анализа игр центральный пункт можно было сформулировать так: по причинам, ясно изложенным на суде, еще, будучи девятилетним мальчиком, он решил, что ему суждено окончить свои дни на электрическом стуле. Всю дальнейшую жизнь он идет к этой цели.
Другая игра преступного мира - «Как отсюда выбраться». Преступник, находящийся в заключении (или больной в психиатрической лечебнице) демонстрирует долгое время хорошее поведение как бы с целью досрочного освобождения, но затем «срывается» в последний момент, подоплёкой чего является его скрытое нежелание выйти на свободу и столкнуться с враждебным окружающим миром. Ещё одна игра преступного мира - «Давай надуем Джо» Проиграть в ДНД может только человек со склонностью к воровству или мошенничеству, потому что для начала Блэк говорит Уайту, что простофиля Джо только и ждет, чтобы его обманули. Если бы Уайт был абсолютно честен, то он отказался бы принимать участие в игре. Но он этого не делает. И обычно Уайт обнаруживает, что это он оказался в проигрыше. Игры на приёме у психотерапевта - «Я всего лишь пытаюсь помочь вам» - эмоциональное усердие без настоящего профессионализма и ответственности за результат (ЯППВ) и «Неимущий» как её разновидность, «Психиатрия», «Оранжерея», «Крестьянка», «Дурачок» и «Калека» («Что вы хотите от такого эмоционально неуравновешенного человека, как я? Чтобы я никого не убивал?», «Что вы хотите от а) человека, который вырос без отца; б) невротика; в) лечащегося у психоаналитика; г) больного-алкоголика»). Эрик Берн вводит и понятие «хорошие игры». Несмотря на скрытые мотивы и желание выигрыша они приносят ощутимую пользу окружающим. «Трудовой отпуск» (врач едет в отпуск помочь коллеге из Африки, и его сильнее волнуют новые ощущения), «Кавалер» (чаще всего пожилой человек, рассыпающий изысканные комплименты даме), «Рад помочь вам», «Местный мудрец», «Они будут счастливы, что знали меня» - всё это желание делать добрые дела с ощутимым психологическим выигрышем для себя. Однако высшим личностным достижением Эрик Берн считает достижение независимости, которое включает высвобождение, или пробуждение трёх способностей: «включенности в настоящее», «спонтанности» и «близости». «Спонтанность» означает возможность выбора, возможность свободно самому решать, какие чувства (Родителя, Взрослого или Ребенка) испытывать и каким образом их выражать. «Спонтанность» означает освобождение от принуждения играть в игры. «Близость» представляет собой спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, осознающего окружающее, мир глазами неиспорченного Ребенка, который со всей искренностью живет в настоящем. «Близость», по существу, является функцией естественного ребенка. Заканчивая рассмотрение книги «Игры, в которые играют люди», можно ещё раз отметить, что, несмотря на детальный анализ этих игр, мы не увидели, как психотерапевт на практике справится с проблемами, порождающими эти игры. Возможно, поэтому проблема возникновения игр была более детально изучена и изложена в книге «Люди, которые играют в игры» с точки зрения возникновения сценариев, условий передачи их от родителей детям и повторений их от поколения к поколению. Если в работе «Игры, в которые играют люди» есть даже скептический выпад по отношению к психоанализу, то в книге «Люди, которые играют в игры» он полностью преодолён. сценарий психотерапевтический берн игра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|