Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался» («Люди, которые играют в игры»)




Происхождение сценариев

Теория сценария была разработана Берном, а затем его коллегой Клодом Стайнером. В работе «Люди, которые играют в игры», Эрик Берн подробно исследовал те условия, при которых ребёнку навязывается тот или иной сценарий. За очень редким исключением, считает он, неблагоприятная модель навязывается бессознательно - ведь на самом деле родители хотят гордиться своим ребёнком и желают ему или счастья, или процветания и успехов, или всего сразу. На ребёнка воздействуют два сценария - отца и матери, иногда они противоположны друг другу, тогда Берн называет их сценарий и антисценарий. Что сильнее повлияет на ребёнка? Имеющаяся информация свидетельствует о том, что решающие воздействия исходят от состояния Ребенка родителя противоположного пола, утверждает Берн.

На возникновение сценария влияет родовая история: был ли ребёнок желанным в семье, не потеряла ли мать здоровье это или даже жизнь в результате родов, приёмные или настоящие родители у ребёнка. Далее на этот процесс влияет имя, данное родителями, первые впечатления во время купания и кормления, выражение лица родителя при упоминании некоторых событий, а также количество детей в семье и роли, отводимые им родителями. Именно в самом раннем детстве у ребёнка складываются основные суждения - всё ли в порядке с ним, с родителями и окружающим миром. Затем личность ребёнка формируется в зависимости от того, как и какие ставятся ему задачи, например: «сделай уроки, и только после этого ляжешь спать» (ребёнок приучается спокойно, невзирая на время, выполнять поставленную задачу - (событийная структура), «делай уроки до 9 часов, а потом ложись спать» - (временная структура, или «уроки должны быть полностью сделаны до 9 часов». Это ситуация, создающая возникновение паники у ребёнка, когда он не успевает уложиться в назначенное время. Последний вариант, по мнению Берна, часто порождает неудачников.

«Сценарий» - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Почти в каждом жизненном и театральном сценариях есть роли хороших людей и злодеев, счастливцев и неудачников. В сценарном анализе психотерапевты называют победителей Принцами и Принцессами, а неудачников зовут Лягушками. Задача анализа состоит в превращении Лягушек в Принцев и Принцесс. Чтобы это осуществить, психотерапевт должен выяснить, кто представляет в сценарии пациента хороших людей и злодеев. Далее надо уяснить, какого рода победителем способен быть пациент. Он может сопротивляться превращению в победителя, так как, возможно, идет к психотерапевту совсем не для этого. Может быть, он хочет стать храбрым неудачником. Это вполне допустимо, ибо, став бравым неудачником, он почувствует себя состоявшимся. Детство и развитие ребёнка Берн рассматривает как аналогию развития всего человечества, недаром он упоминает о том факте, что внутриутробное развитие плода повторяет ступени развития человечества от амфибии к человеку. Он сравнивает мифотворчество древних греков и мифотворчество ребёнка. На основе мифов Берн описывает и типы сценариев, которые закладываются от родителей детям из поколения в поколение. На основе этих сценариев вырастают затем победители, неудачники и непобедители (те, кто не ставит себе слишком трудных задач, но довольно неплохо распоряжаются своей жизнью). Победители - это те, кто ставит перед собой цель и добивается её, при этом учитывается, что цель может легкодоступной, неудачники - те, кто не добился поставленной цели.


Типы сценариев

 

Типы сценариев, основанные на мифах и сказках:

Похищение Европы - описание сценария сценарий с большим включением Взрослого состояния Я. Европа, когда Зевс в образе быка похищает её, театрально сопротивляется, но при этом здраво интересуется, кто её похититель, а, в конце концов, благополучно рожает ему троих детей и её именем называется целый континент.

Судьба мифического героя Тантала представляет сценарий «Hикогда». Тантал обречен на вечные муки, ему суждено страдать от голода и жажды, хотя вода и виноградная ветвь - рядом, но они минуют его губы. Обладателям подобных сценариев родители запретили делать то, что им хотелось, поэтому их жизнь полна искушений и «танталовых мук». Они как бы живут под знаком Родительского проклятья. В них Ребенок боится того, чего они сильнее всего желают, в связи, с чем они мучают себя сами. Этот сценарий, полагает Эрик Берн, характерен для старых дев.

Арахна, героиня греческой мифологии, посмевшая состязаться в ткацком искусстве с самой богиней Афиной и превращённая в паука, вечно ткущего свою паутину, представляет сценарий «Всегда». Подобные сценарии порождают родители, любящие позлорадствовать: «Тебе этого хочется. Hо знай, что это навсегда, на всю твою жизнь». Это родители, которые говорят: «ты всегда будешь тупицей (грязнулей, хуже всех)». Этот сценаий, по мнению Берна, порождает нимфоманок и проституток.

Сценарий «До тех пор, пока» или «Перед тем, как» аналогичен мифу о Ясоне, предводителе аргонавтов, отправившемся за золотым руном. Ему было предсказано, что он не станет царем, пока не выполнит определенных условий. В будущем он был вознагражден и прожил многие годы счастливо.

Похожий сценарий был у Геракла, который не мог стать богом, не испытав доли раба. Родители, навязывающие подобный сценарий, - это родители, которые программируют ребёнка на то, что он может жениться только тогда, когда получит профессию, или иметь сексуальные отношения, только выйдя замуж и т.д.

Сценарий «После того, как» может быть представлен мифом о Дамокле. Во время пира он увидел обнаженный меч, висящий на конском волосе над своей головой, и понял призрачность своего благополучия. Девиз этого сценария: «Пока радуйся жизни, но знай, что потом начнутся несчастья». Этот сценарий используют родители, объясняющие девочке, что она будет неплохо жить и развлекаться, пока не выйдет замуж, или пока не родятся дети.

Сизиф, мифический царь, разгневавший богов, за это вкатывал на гору камень в подземном мире, а когда камень достигал вершины, он срывался вниз и все приходилось начинать снова. Он представляет сценарий «снова и снова». Это также классический пример сценария «Чуть-чуть не...», где одно «Если бы только» следует за другим.

Сценарий «С открытым концом», называемый также «Рай на небесах». Берн считает характерным для непобедителей. Модель для него - история Филемона и Бавкиды, по греческой легенде - это неразлучная, любящая чета, незлобивые и радушные люди.

В награду за добрые дела боги превратили их в лавровые деревья. «Так, некоторые старики, добросовестно исполнившие Родительские наставления, проводят остаток своей жизни в «растительном» существовании, наподобие тихо шумящей на ветру листвы деревьев, обмениваясь с окружающими услышанными где-нибудь новостями. Такова судьба многих матерей, дети которых выросли и разъехались, или пенсионеров, проведших жизнь в труде, ни разу не нарушив правил внутреннего распорядка и Родительских предписаний».

Красная Шапочка, диагностические критерии таковы:

) у матери КШ должна была быть на посылках: постоянно бегать к бабушке;

) во время ее визитов дедушку привлекала ее наивность;

) в дальнейшей жизни именно ее выбирают, когда нужно послать кого-то с поручением;

) она должна с подозрением относиться к мужчинам ее возраста и с любопытством - к мужчинам гораздо более старшим;

) она должна обладать своего рода наивной отвагой, будучи уверенной: если попадет в беду, спаситель всегда найдется.

«Когда реальный случай удовлетворяет этим пяти критериям, то мы считаем диагноз КШ оправданным».

Берн добавляет сюда историю некой «Розовой Шапочки, или бесприданницы». Розовая Шапочка - сценарий неудачницы, поскольку, чего бы она ни добивалась, она все теряет. Это елеориентированный сценарий, организованный по принципу «нельзя»: «Это тебе нельзя делать, пока не встретишь принца». В основе его лежит «никогда»: «Hикогда не проси ничего для себя».

История Спящей Красавицы в жизни это история, которую Берн называет в ожидании Rigor mortis - в ожидании трупного окоченения.

События, описанные в истории Спящей Красавицы, могут происходить.

Девушки погружаются в символический сон в своих символических башнях в ожидании прекрасного принца. Точно так же «принцы» бродят в поисках заколдованных красавиц. «Единственное, чего не может быть в жизни, - чтобы никто не постарел и не изменился по истечении многих лет. Это и есть настоящая иллюзия. Именно та иллюзия, на которой строится сценарий, в основе которого лежит появление принца. Девушке все еще будет казаться, что ей пятнадцать, а не тридцать, сорок или пятьдесят лет и будто вся жизнь еще впереди. Такова иллюзия, задержанной юности, скромная дочь иллюзии бессмертия. И реальной жизни такую девушку почти невозможно убедить в том, что «принцы» - это уже не те молодые люди, о которых она мечтала, так как они уже достигли ее возраста и стали «королями», что для нее менее интересно. Это самая грустная часть работы сценарного аналитика: разрушать иллюзию, сообщать Ребенку пациента, что Санта Клауса в жизни не существует. Пациенту и аналитику гораздо легче работать, если у пациента есть любимый сказочный сюжет, от которого можно отталкиваться.

Если же Спящая Красавица соглашается на меньшее, не на принца, а на Макинтоша из зеленной лавки, то она будет чувствовать себя обманутой, станет вымещать на нем зло. Hо, в то же время она не будет терять из виду других мужчин: а вдруг появится тот самый, долгожданный Принц. Описанный сценарий очень важен, потому что множество людей на всем земном шаре тем или иным образом проводят свою жизнь в ожидании Rigor mortis.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...