История России и татарстана с древнейших времен до XVI века (40 часов)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Рабочая программа по предмету История для 6 классов (2 часа в неделю, 68 часов в год)
Составитель: Салихова Алёна Владимировна (учитель истории и обществознания)
«Согласовано» Заместитель директора________ ________________ от_________20___г. Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено» На заседании МО, протокол от____20___г. №____ Руководитель МО ________ ________________ от_________20___г. Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны 2019г. Содержание учебного предмета
История Средних веков (28 часов) | ||||||||||
Раздел 1. Раннее Средневековье | Средние века: понятие и хронологические рамки. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. | 10 часов | ||||||||
Раздел 2. Зрелое Средневековье. | Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Государства Европы в ХII —XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Жанна д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в ХII —XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Урок-викторина по теме: «Зрелое средневековье». | 13 часов | ||||||||
Раздел 3. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки | Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла. Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. Урок-викторина по теме: «Историческое и культурное наследие Средневековья». | 5 часов | ||||||||
ИСТОРИЯ РОССИИ и ТАТАРСТАНА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVI ВЕКА (40 часов)
| ||||||||||
Раздел 4. Древнейшие народы на территории России. Региональный компонент | Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России. Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. На берегах Волги и Камы. Образование государства Волжская Булгария. Древние тюрки и ранние тюркские государства. | 6 часов | ||||||||
Раздел 5. Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Региональный компонент. | Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Образование и развитие Булгарского государства: территория, образ жизни населения, города, общественно-политический строй. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяга в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. | 3 часа | ||||||||
Раздел 6. Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII вв. Региональный компонент. | Территория и население государства Русь. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами. Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. Проектная работа по разделу: «Русь в конце X – начале XII в.» | 11 часов | ||||||||
Раздел 7. Московская Русь в XIV—XV вв. Региональный компонент. | Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Древние татары и монголы. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Территория, образ жизни населения, города и городская цивилизация, хозяйство, общественно-политический строй, культура. Значение принятия ислама и конфессиональная политика в Улусе Джучи. Волго-Уральский регион в составе Улуса Джучи. Образование Казанского ханства. Территория, общественно-политический строй, хозяйство, образ жизни населения, культура. Экономические, политические и культурные взаимоотношения с Московским государством, постзолотоордынскими ханствами. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Проектная работа по темам -Александр Невский: князь, полководец, дипломат. - Куликовская битва: стратегия и тактика Дмитрия Донского. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Проектная работа по разделу: «Русские земли в середине XII - XIV в.» | 20 часов | ||||||||
Итого: | 68 |
|
|
|
|
|
|
Планируемые результаты изучения истории в 6-х классах
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | ||
ученик научится | ученик получит возможность научиться | ||||
История Средних веков | объяснять смысл основных понятий, терминов историческая наука, исторический источник, археология, этнография, фольклористика, лингвистика | • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; | формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога); использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ; использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
| первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), чувство тветственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России;осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
| |
Раздел I. Раннее средневековье | • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах, государств в Раннее Средневековье, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Раннего Средневековья; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории Раннего Средневековья; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя в государствах Раннего Средневековья; б) ценностей, | • давать характеристику политического устройства государств Раннего Средневековья • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры средневековых стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. | |||
Раздел II. Зрелое средневековье. | • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах и других государств Зрелого Средневековья, направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в ист • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории Зрелого Средневековья; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя в государствах Зрелого Средневековья; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий Зрелого Средневековья; • давать оценку событиям и личностям истории Зрелого Средневековья. | • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; | |||
Раздел III. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки | • локализовать во времени общие рамки и события стран Востока в Средние века; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах стран Востока в Средние века; • составлять описание образа жизни различных групп населения стран Востока в Средние века; памятников материальной и художественной культуры; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя в государствах Востока в Средние века; б) ценностей, господствовавших в средневековых восточных обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового восточного человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий стран Востока в Средние века; • давать оценку событиям и личностям стран Востока в Средние века. | • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Запад, Восток); • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. | |||
Раздел 4. Народы и государства на территории нашей страны в древности | объяснять смысл основных понятий, терминов: племя, религия, культура, присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; • использовать историческую карту как источник информации о территории государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; | • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; | |||
Раздел 5. Образование государства Русь. Региональный компонент
| объяснять смысл основных понятий, терминов: подсечно-огневая система земледелия, перелог, двухполье, трёхполье. • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; • использовать историческую карту как источник информации о территории государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; показывать на карте территории расселения племен восточных славян, различать родовую и соседскую общины • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории данного периода • давать оценку событиям и личностям отечественной истории данного периода объяснять смысл основных понятий, терминов натуральное хозяйство и рынок, город. • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, показывать на карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений, путь «из варяг в греки» • анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, и др.), • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков; • давать оценку событиям и личностям отечественной истории данного периода | • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);сравнивать процесс возникновения городов в Средневековой Европе и Древнерусском государстве • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественныедостоинства и значение. • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
| |||
Раздел 6. Русь в конце X – начале XII в. Региональный компонент | Объяснять смысл основных понятий, терминов раздробленность. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк, усобицы, удел, стол великого князя • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; находить на карте княжества, на которые распалась Русь, особенности политического устройства Великого Новгорода, объяснять роль вече в Великом Новгороде, используя схему • анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты и др.), правовых документах и др.),; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность») | • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. | |||
Раздел 7. Русские земли в середине XII - XIV в. Региональный компонент | объяснять смысл основных понятий, терминов централизация Государственная символика. Герб. • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития единого Российского государства; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); • давать оценку событиям и личностям отечественной истории Средних веков. • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории | • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. |
УМК по предмету:
1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под редакцией А.А.Сванидзе. – Просвещение, 2014.
2. История России. 6 класс. В 2 ч. /Арсентьев Н.М., Данилов А.А.; под ред. А.В.Торкунова.—М.: Просвещение, 2016
3. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана. С древнейших времен до середины XVI века. Казань: Хэтер, 2014.
4.Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2013
Календарно-тематическое планирование по истории, 6 класс | ||||||||||||
№ |
П/п
Тема урока
Количество часов
Календарные сроки
|
|