Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История России и татарстана с древнейших времен до XVI века (40 часов)




Рабочая программа

по предмету История для 6 классов

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

 

 

 Составитель: Салихова Алёна Владимировна

 (учитель истории и обществознания)

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора________ ________________ от_________20___г.

                                  Подпись Ф.И.О.

 

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от____20___г. №____

Руководитель МО ________ ________________ от_________20___г.

                            Подпись  Ф.И.О.

 

г. Набережные Челны

2019г.


Содержание учебного предмета

Название раздела Краткое содержание Количество часов

История Средних веков (28 часов)

Раздел 1. Раннее Средневековье   Средние века: понятие и хронологические рамки. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. 10 часов
Раздел 2. Зрелое Средневековье.   Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Государства Европы в ХII —XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Жанна д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в ХII —XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Урок-викторина по теме: «Зрелое средневековье». 13 часов
Раздел 3. Страны Востока в Средние века.  Государства доколумбовой Америки Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.  Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. Урок-викторина по теме: «Историческое и культурное наследие Средневековья».   5 часов

ИСТОРИЯ РОССИИ и ТАТАРСТАНА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVI ВЕКА (40 часов)

 
Раздел 4. Древнейшие народы на территории России. Региональный компонент Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России. Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. На берегах Волги и Камы. Образование государства Волжская Булгария. Древние тюрки и ранние тюркские государства. 6 часов
Раздел 5. Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Региональный компонент. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Образование и развитие Булгарского государства: территория, образ жизни населения, города, общественно-политический строй. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяга в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. 3 часа
Раздел 6. Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII вв. Региональный компонент. Территория и население государства Русь. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами. Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. Проектная работа по разделу: «Русь в конце X – начале XII в.» 11 часов
Раздел 7. Московская Русь в XIV—XV вв.   Региональный компонент. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Древние татары и монголы. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Территория, образ жизни населения, города и городская цивилизация, хозяйство, общественно-политический строй, культура. Значение принятия ислама и конфессиональная политика в Улусе Джучи. Волго-Уральский регион в составе Улуса Джучи. Образование Казанского ханства. Территория, общественно-политический строй, хозяйство, образ жизни населения, культура. Экономические, политические и культурные взаимоотношения с Московским государством, постзолотоордынскими ханствами. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Проектная работа по темам -Александр Невский: князь, полководец, дипломат. - Куликовская битва: стратегия и тактика Дмитрия Донского. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Проектная работа по разделу: «Русские земли в середине XII - XIV в.» 20 часов    
            Итого:   68

 

Планируемые результаты изучения истории в 6-х классах

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится ученик получит возможность научиться
История Средних веков   объяснять смысл основных понятий, терминов историческая наука, исторический источник, археология, этнография, фольклористика, лингвистика • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

 ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

 

первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), чувство тветственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России;осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;

сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;

 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

 

 

Раздел I. Раннее средневековье     • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах, государств в Раннее Средневековье, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Раннего Средневековья; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории Раннего Средневековья; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя в государствах Раннего Средневековья; б) ценностей, • давать характеристику политического устройства государств Раннего Средневековья • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры средневековых стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Раздел II. Зрелое средневековье. • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах и других государств Зрелого Средневековья, направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в ист  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории Зрелого Средневековья; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя в государствах Зрелого Средневековья; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий Зрелого Средневековья; • давать оценку событиям и личностям истории Зрелого Средневековья. • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;  
Раздел III. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки • локализовать во времени общие рамки и события стран Востока в Средние века; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах стран Востока в Средние века; • составлять описание образа жизни различных групп населения стран Востока в Средние века; памятников материальной и художественной культуры; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя в государствах Востока в Средние века; б) ценностей, господствовавших в средневековых восточных обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового восточного человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий стран Востока в Средние века; • давать оценку событиям и личностям стран Востока в Средние века. • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Запад, Восток); • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.  
Раздел 4. Народы и государства на территории нашей страны в древности   объяснять смысл основных понятий, терминов: племя, религия, культура, присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; • использовать историческую карту как источник информации о территории государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;  

Раздел 5. Образование государства Русь. Региональный компонент

 

объяснять смысл основных понятий, терминов: подсечно-огневая система земледелия, перелог, двухполье, трёхполье.

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; показывать на карте территории расселения племен восточных славян, различать родовую и соседскую общины

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории данного периода

 • давать оценку событиям и личностям отечественной истории данного периода

объяснять смысл основных понятий, терминов натуральное хозяйство и рынок, город.

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства;

 соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, показывать на карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений, путь «из варяг в греки»

• анализ информации, содержащейся в летописях

(фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых

документах (Русская Правда, и др.),

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории данного периода

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);сравнивать процесс возникновения городов в Средневековой Европе и Древнерусском государстве

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественныедостоинства и значение.

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

 

 
Раздел 6. Русь в конце X – начале XII в. Региональный компонент Объяснять смысл основных понятий, терминов раздробленность. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк, усобицы, удел, стол великого князя • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; находить на карте княжества, на которые распалась Русь, особенности политического устройства Великого Новгорода, объяснять роль вече в Великом Новгороде, используя схему • анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты и др.), правовых документах и др.),; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность») • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.  
Раздел 7. Русские земли в середине XII - XIV в. Региональный компонент объяснять смысл основных понятий, терминов централизация Государственная символика. Герб. • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития единого Российского государства; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); • давать оценку событиям и личностям отечественной истории Средних веков. • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.  

УМК по предмету:

1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под редакцией А.А.Сванидзе. – Просвещение, 2014.

2. История России. 6 класс. В 2 ч. /Арсентьев Н.М., Данилов А.А.; под ред. А.В.Торкунова.—М.: Просвещение, 2016

3. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана. С древнейших времен до середины XVI века. Казань: Хэтер, 2014.

4.Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2013

 

Календарно-тематическое планирование по истории, 6 класс

П/п

 

Тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...