Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика работы по обогащению лексики детей.




Логопедическая работа по развитию словарного запаса детей дошкольного возраста с ООП тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности детей. Кроме того, эта работа органично связана с другими задачами логопедической работы: формированием звукопроизношения и звуковосприятия, развитием связной речи, формированием грамматического строя речи, развитием выразительности речи.

Развитие словаря проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.

На начальных этапах работы проводится обогащение и уточнение номинативного словаря. Особенно важной частью работы здесь необходимо отметить работу, направленную на усвоение слов обобщающего значения, которые медленно усваиваются детьми с ООП. В то же время введение в речь обобщающих слов способствует развитию мыслительных операций обобщения, анализа и синтеза, что, в свою очередь, благотворно сказывается как на общем умственном развитии детей, так и на продуктивности проведения дальнейшей логопедической работы.

Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений дошкольников об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом). В работе широко используют рисунки, предметные картинки, игрушки, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.

Работа по обогащению словаря проводится по следующим темам: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, растения, деревья, цветы, домашние и дикие животные, времена года. Усложнение работы в зависимости от возраста детей носит характер «развития по спирали», то есть периодического возвращения к уже пройденным темам, но на новом уровне развития.

Организация работы с детьми носит в основном игровой характер, что связано с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями детей дошкольного возраста с ООП.

Широко используются дидактические игры, направленные на:уются следующие игры: «Заполни корзинку» (необходимо положить все овощи или фрукты в корзинку, назвать их обобщающим словом); «Одеваем куклу» (предметы одежды отбираются в зависимости от ситуации, называются каждый в отдельности и обобщающим словом) и тому подобные игры в зависимости от темы занятия;

2) раскладывание предметных картинок на группы. Здесь применяют игру «Поезд» (в вагоны надо было разложить разные группы предметов);

3) выявление лишнего предмета. Игра «Найди лишнее». Предъявляются группы из 4-5 предметных картинок, дети должны выявить и назвать лишний предмет. На первых этапах в этой игре предлагаются семантически далекие группы (например: морковь, лук, самолет, капуста), затем семантически близкие (лук, картошка, репа, груша);

4) расширение словаря прилагательных проводится с помощью следующих дидактических игр: «Назови цвет» и «Кому что подходит» (на основании общности цвета); «Большой и маленький»; «Высокий и низкий» и т.д. (в зависимости от темы занятия). Кроме того широко применяются игры- загадки с использованием ряда прилагательных для описания предмета, игры, основанные на добавление прилагательных в предложение («Закончи за мной»). Для формирования умения по согласованию прилагательных с существительным используют игры в лото:

- игра в лото "Какого цвета?" Игра проводится в двух вариантах.

I вариант. Детям предлагаются карточки с изображениями предметов различного цвета. Логопед достает маленькие карточки с названиями предметов и называет их. Дети должны найти предмет и назвать его цвет, например: "У меня красный шар", "У меня синий шар" и т.д.

II вариант. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках предметы этого цвет

II вариант. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках предметы этого цвета и называют их ("У меня синий шар"; "У меня синее ведро"; "У меня синее платье").

- игра в лото "Какой формы предмет?" Детям предлагаются карты, на которых слева вертикально изображены фигуры различной формы (круг, квадрат, овал). Дети должны взять по одной картинке с изображением предметов и назвать форму предмета (репа круглая, яйцо овальное, сумка квадратная и т.д.), затем положить картинку около сходной фигуры.

- ответы на вопросы о признаках предметов (цвет, вкус, величина и т.д.)

5) для развития глагольного словаря и формирования умений образовывать глагольные формы проводятся игры: «Кто что делает»; игры, направленные на образование настоящего времени глагола по данной форме прошедшего и наоборот; игры по дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи (Мальчик рисует дом; Мальчик нарисовал дом); упражнения по дифференциации пар с возвратными глаголами (мыть — мыться, причесывать — причесываться, прятать — прятаться, качать — качаться, катать — кататься, вытирать — вытираться и т.д.); упражнения по согласованию существительного и глагола настоящего и прошедшего времени {Мальчик спал, девочка..., дети.... Заяц бежал, лиса..., звери..);

6) для формировании умений словообразования детям дают следующие задания:

- образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного дом — домик, солнце— солнышко, лиса—лисичка);

- образовать уменьшительно-ласкательные формы прилагательного (рыжая — рыженькая, пушистый — пушистенький);

- образовать прилагательное из существительного с помощью картинок из лото "Из чего сделано?" (дерево — деревянный, железо — железный, солома — соломенный);

- образовать глаголы с различными приставками (налил — вылил, выходят — входят, перешел — подошел);

- выбрать родственные слова среди слов, сходных по звучанию (лес, лесной, вылез, лесник, лестница и др.).

7) для обогащения речи детей синонимами: игра «Как сказать иначе?» (в рамках темы занятия). Используя раздаточный материал, ребенок по инструкции взрослого группирует сходные картинки, усваивая возможность называния конкретного предмета или действия различными словами. В процессе игры дети учатся отыскивать слова с близким значением, объясняя, что делает эти слова сходными, т. е. знакомятся с явлением синонимии в родном языке, что положительно влияет на совершенствование их лексического запаса {койка —■ кровать, постель — постельные принадлежности, покрывало — накидка, постелить —расстелить —разостлать — приготовить постель, ровно — гладко, сначала — сперва — прежде всего) и т. д. После того как дети овладеют принципом подбора синонимов, игра ведется на вербальном уровне.

8) «Как сказать наоборот?» Цель игры: насыщать словарь детей антонимами, знакомить со способами их образования.

В ходе игры воспитатель знакомит детей с наличием в языке явления антонимии, простейшими антонимическими парами слов, обозначающих действия противоположной направленности, признаки противоположной оценки или качества и т. п.: надеть — снять, разгладить — скомкать; чистый — грязный, мятый — глаженый; лентяй — труженик и т. д.

Игровые задания (с учетом двигательных возможностей учеников) можно сочетать с элементами подвижной игры, в ходе которой ответ на вопрос сочетается с поднятием руки, хлопком в ладоши, шагом вперед, броском мяча. Важно научить детей совершать активное действие на ударном слоге, что поможет им скорректировать просодические нарушения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...