Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование ИКТ в специальном образовании. 2009-2010 уч. год




Бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на ее поиск.

Образование не осталось в стороне от информатизации. Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет более полно использовать познавательные возможности учащихся. Вопросы внедрения и использования информационных технологий в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования ИКТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, Е.И. Машбица, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др.

 

Е.И. Машбиц выделяет следующие преимущества использования компьютера в обучении:

Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения.

Компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс.

Намного расширяются наборы применяемых учебных задач.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Специальная педагогика также развивается, появляются новые подходы к обучению детей с нарушениями развития. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Современное общество само ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой найдется место для выпускников всех без исключения образовательных учреждений.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.)

Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, в определение приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения

Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

На сегодняшний день проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем специальной педагогики. Одной из частных задач является поиск ответа на вопрос – каким должно быть психологическое обеспечение индивидуального обучения больных детей и детей-инвалидов в компьютерной образовательной среде?

Дистанционное обучение для больных детей и детей-инвалидов необходимо в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы образования и специфики психического развития таких детей. При этом дистанционное обучение должно быть включено в рамки специальной образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей с ограниченными возможностями.

Важнейшей идеей, объединяющей многообразие теоретических концепций и практико-ориентированных образовательных развивающих программ, является понимание развития как саморазвития, как активного созидательного процесса, осуществляемого ребенком в сотрудничестве со взрослым

На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе педагогов-дефектологов и логопедов. В качестве примера можно привести следующие программы.

«Мир за твоим окном» первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она удостоена государственной премии в области образования. Ее авторы – сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина).

Программа «Мир за твоим окном» посвящена теме «Времена года», которая содержится в программах начального обучения практически всех категорий детей и хорошо знакома каждому учителю. Программа состоит из пяти частей: «Времена года»; «Погода», «Одежда»; «Рассказы о временах года»; «Календарь», однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения

Таким образом, роль использования современных информационных технологий, как в общеобразовательных, так и специальных школах очень велика. Компьютер помогает ребенку освоить сложные для него виды деятельности, способствует индивидуализации обучения, социализации учащихся и подготовке их к будущей трудовой жизни.

 

 

БЛОК № 3 (вопрос 9 – нет ответа)

1. Теоретические основы игры как специфического вида детской деятельности и педагогического явления.

План:

- определение игры

- теория Выготского

- теория Эльконина (роль, сюжет, содержание, мотив, игровые действия, ролевые и игровые отношения, предметы-заместители)

- Предпосылки к возникновению ролевой игры

- Исследование Фрадкиной по возникновению игры

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра – это форма деятельности в условной ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах, осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

В сов. психологии игра стала изучаться с 30х годов.

Блонский считал «игру» основным видом активности ребенка, в игре он упражняет силы, расширяет опыт, воспроизводит и творчески комбинирует явления окр.жизни.

Выготский впервые поставил проблему создания теории детской игры:

1. ролевая игра как вед.тип деятельности в дошкольном возрасте;

2. для понимания игры необходимо понять ее потребности и мотивы;

3. игра – это воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний;

4. основное новообразоание, кот. отсутствует в раннем возрасте – это воображение

5.игра – это исполнение желаний, но не идентичных, а обобщенных аффектов

6. основной критерий игры – создание мнимой ситуации, правила

7. деятельность в мнимой ситуации освобождает ребенка от ситуационной связности, т.е. ребенок действует в мыслимой. А не видимой ситуации (как-будето, понарошку), ребенок приобретает способность отделять мысль от слова и вещи.

8. игра не является преобладающей деятельностью ребенка. В жизни ребенок ведет себя противоположно;

9. игра – это целевая деят, причем цель меняться в процессе развития.

В сравнении с подходом Выготского акцент переносится с внутренней социальности (ребенок учится в игре своему я, создавая фиксированные точки идентификации) на внешнюю (по Эльконину в игре ребенок воссоздает соц.отношения между людьми), т.к. в качестве центральной единицы игры стоит – роль. В ролевой игре Эльконин выделяет сюжет (область действительности, которая воспроизводится в игре) и содержание (это то, что воспроизводится в игре в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни). Мотивы игры определяются с одной стороны стремлением быть такими как взрослый, действовать как взрослый, а с другой стороны определяются логикой хода психического развития ребенка. По Выготскому существует 2 тенденции мотивов:1.обобщенные аффекты, связанные с желанием реализовать мотивы, которые пока не могут найти своего выражения 2.У ребенка сохраняется тенденция к немедленной реализации желаний. Эльконин подчеркивает влияние соц.мотивов – желание ребенка жить совместной жизнью со взрослым.

Ролевая игра возникает в социогенезе на определенном этапе развития общества, когда мотив войти во взрослую жизнь не может быть непосредственно удовлетворен, т.к. игра выступает как способ участия ребенка в жизни взрослых, благодаря чему становится возможным возникновение новых социальных потребностей и мотивов и новых отношений к окр.действительности. Игровые действия – взятые на себя роли взрослых и отношения между ними дети реализуют посредством игровых действий. Игровые и реальные отношения: игровые отношения определяются ролью, реальные отношения-отношения между играющими детьми (создание игровой ситуации, согласованность действий). Предметы-заместители – перенос действия на другой предмет и его переименование, а так же принятие на себя роли взрослого и выполнение этой роли в соответствии соц. его сути.

Предпосылки к возникновению ролевой игры: 1.В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные, которые называются в соответствии с их игровым назначением.2.Усложняется организация действий, которые приобретают характер цепочки, отражающий логику жизненных связей.3.Происходит обобщение действий и их отделение от предметов 4.Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим называет себя именем взрослого 5.Происходит отделение от взрослого, где взрослый выступает как образец действий, но ребенок хочет действовать самостоятельно, но как взрослый.

Исследования Фрадкиной показали, что игра возникает не спонтанно, а при помощи взрослых, в совместной деятельности:

1. ребенок воспроизводит предметные действия сначала только на тех предметах, на которых они сформировались при помощи взрослых

2. он переносит эти действия на другие предметы, предлагаемые сначала взрослым

3. называет предметы именами, замещаемых предметов только после действий с ними и называния их взрослыми игровыми наименованиями

4. называет себя именем тех людей, действия которых воспроизводит по предложению воспитывающих взрослых

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...