Теоретические основы методики адаптивного физического воспитания и развития детей.
План: -определение АФВ - на что направлено АФВ - Основатели АФВ и по нозологоиям - теоретические основы опираются на… - естественно-научные основы (основатели Павлов и Сеченов, разработки Лурии, уровневый подход в построении движений Бернштейн) АФВ является одним из направлений АФК. АФВ-это процесс формирования у инвалидов и детей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса спец.знаний жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков. АФВ направлено на развитие основных физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость), повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, а так же на успешную адаптацию и социализацию ребенка. Основателями АФВ являются Евсеев, Шапкова, Кордыбайло, Ростомашвили. Существуют подходы к АФВ детей с ООП: учет структуры дефекта, особенностей психофизического развития; степень выраженности нарушений; состояние здоровья; уровень развития крупной и мелкой моторики; целенаправленное преодоление дефектов моторики; формирование движений; охрана и укрепление здоровья. По детям с УО – Мулаев, с нар.зрения-Сековец, снар.слуха-Ход С.П., дети с ЗПР-Бутко, с детьми ДЦП-Наумов, Короткова, с нар.речи- Волкова. Теоретические основы опираются на: естественно-научные основы Сеченова, Павлова; нейропсихологические основы Лурии, Цветковой, Семенович; психологические основы и пед.основы. Я наиболее шире раскрою теоретические основы на примере естественно-научных основ Сеченова и Павлова. Разработками естественно-научных основ являются Сеченов, Павлов, кот.показали, что движение человека активизирует работу всех систем организма, обеспечивает более быстрое развитие органов чувств и двигат.активности, влияет на развитие лобных отделов гол.мозга, кот.играют ведущую роль в осуществлении умственной деят. Движение кистей рук, пальцев стимулирует развитие речи двигат.центра и мышление ребенка. Каждый отдел мозга в построении движения играет свою роль. Так в построении учения о единстве организма и среды, целостности организма и регулирующей роли ЦНС. Они считали, что
-организм это единое целое, где работа отдельных органов и систем взаимообусловлено (закаливание – это профилактика для повышения устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды) -организм – единое целое, где взаимообусловленные физические и психические процессы, т.е. без норм.физич. развития, хорошего самочувствия, уравновешенного и радостного состояния детей невозможно полноценное протекание психич.процесса разностороннего развития ребенка. - организм как единое целое, взаимодействие с окружающей средой – это высочайшее приспособление к условиям меняющейся среды обеспечивает создание сложных динамических стереотипов условно-рефлекторных связей. Учение о типах ВНД обеспечивает изучение индивид.особенностей детей и методику индивид.работы. Учение Павлова о двигат. анализаторе было развито в трудах Лурии, им была показана роль отдельных областей коры в осуществлении двигательных актов: постцентральные чувствит.зоны обеспечивают кинестетическую проприоцептивную импульсацию двигат.акта, правильную адресацию двигат.импульсов к мышцам; нижетеменные области коры, теменно-затылочные – управляют пространственной координацией; премоторные – регулируют временную и серийную организацию движений; лобные отделы обеспечивают психорегуляторную функцию двигат.акта. На базе исследований профессора Найдиным была разработана концепция «системной организации двигат.функций», согласно нее, взаимодействие разных звеньев двигат.системы позволяет в случае нарушений компенсаторно перестраивать функц.систему за счет спец.обучения и тренировок.
Уровневый подход в построении движения (Берштейн Н.А.) Двигат.акт определяется двигат.задачей, который формируется на разных уровнях регуляции моторики. Человек совершает движения, которые различаются по степени произвольности, по участию в двигатакте речи, это сложный двигат.акт, который можно разложить на составные части, выявить состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий. А-руброспинальный уровень регуляции (созревает раньше остальных,обеспечивает бессознательную непроизвольную регуляцию тонуса мускулатуры тела. Деятельность этого уровня выступает в непроизвольных движениях –дрожь от холода, вздрагивание) В-таламопаллидарный уровень синергий и штампов (начинает функционировать с 4-5 мес., когда возникают нецелесообразные лишние движения – синкинезии, сопутствующие схватыванию. Движения атоматичны, машинальны и не могут точно измеряться. При нарушении егуляции движения появляются диссинергии и асинергии, гипер и гиподинамические расстройства, появляется невозможность прекратить произвольный акт. Недостаточность этого уровня ведет к ослаблению выразительности движений, мимики, пластичности, может обедняться интонация голоса. Суть коррекции этого уровня во внутренней увязке целостного большого движения и в согласованности его составных частей) С-спирально-стриальный уровень (вступает в действие во втором полугодии жизни ребенка, когда появляется ДЦП. Сенсорная коррекция этого уровня обеспечивает согласование двигат.акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации. Уровень пространственного поля осуществляет оценку направления движений и дозирования силы по ходу движения. Поражение этого уровня ведет к параличам и парезам, нарушении координации движений –дистаксии и атаксии) Д-предметный, теменно-премоторный, кортикальный уровень (связан с возникновением первых осмысленных действий – 5-7 лет. Пространственное поле, в котором организуются движения, приобретают новые топологические качественные категории-вверх, вниз, впереди, между, за и т.д. движения связаны с освоением правой и левой руки. При поражении или недоразвитии этого уровня нарушается не координация движений, а их смысловая организация и реализация-апраксия и диспраксия. Старадают высшие подкорковые автоатизмы. Утрачивается возможность выработки новых навыков)
Е-высший символический уровень психологической организации движений (понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей. Действия этого уровня основываются на образном мышлении. Освоение письма на протяжении у девочек до 17-18 лет, у мальчиков до 24-25 лет.) На основе этого можно сделать вывод, что АФВ имеет серьезную научную основу, которая позволяет развиваться детям с различными нозологиями.
5. Цель, задачи и содержание адаптивного физического воспитания детей. План: -определение -цель АФВ -направление АФВ - задачи: общие и специально-коррекционные (образовательные, воспитательные, оздоровительные, оррекционные) - основное содержание (необходимые условия, средства, функции) -виды занятий АФВ АФВ-это процесс формирования у инвалидов и детей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса спец.знаний жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков. Целью АФВ является создание на основе использования потенциальных возможностей физической культуры, предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой, семейной и соц.адаптации к реальным условиям жизни, их полноценной адаптации в обществе нормально развивающих сверстников. АФВ направлено на развитие основных физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость), повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека. На становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида. А так же на успешную адаптацию и социализацию ребенка. АФВ охватывает продолжительный период жизни человека от дошк. до студенч. возраста, является источником физкультурного образования инвалидов.
Учитывая специфику детей с ООП выделяют общие и специально-коррекционные задачи: общие (воспитание гармонически развитого ребенка, укрепление здоровья; воспитание волевых качеств; обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам; развитие физических качеств- быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости); спец-коррекционные задачи: 1.Образовательные (обучать навыкам игры с мячем, закреплять умения прыгать через снаряды) 2.Воспитательные (формировать положительное отношение и интерес к игре, формировать познавательную активность, формировать сплочение коллектива, развитие межпредметных знаний)3. Оздоровительные (охрана здоровья, укрепление мышц, развитие сохранных анализаторов, активизация функций СС и дыхательной системы, улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата) 4.Коррекционные (развивать навыки пространственной ориентировки, развитие зрительного, слухового восприятия, коррекция скованности и ограниченности движений, коррекция и совершенствование координационных способностей и согласованности движений) Содержание процесса ФВ включает: Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Ту часть соц.-исторического опыта, которая включает ЗУН, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья и полноценного физического развития; двигательную культуру, овладение разными движениями:-основными (бег, хотьба, прыжки, лазание и т.д.), -общеразвивающими (для отдельных мышц групп), -строевыми(повороты, смыкания, размыкания, построиться парами, в круг и т.д.). содержание включает игры: подвижные, спортивные. Очень важно сформировать у ребенка навыки ухода за своим телом, опыты поведения: солевация-сглатывание слюны-опыт сухого рта, опыт контроля за своим поведением, навыки порядка, пользование одеждой. Основным методом в содержании АФВ является подвижная игра, а так же различные двигательные упражнения, где решаются все поставленные задачи перед ребенком: на занятии используются упражнения: передвижения(ходьба, бег¸подскоки); общеразвивающие (без предметов, с предметами-мячи, обручи, на снарядах – скамейка, перекладина); на формирование навыков правильеой осанки, на укрепление сводов стопы; для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата(спины, живота, головы); на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем; на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног); на развитие точности движений; лазание и перелезание; на расслабление; для развития пространственной ориентировки.
К условиям можно отнести (семейное и дошкольное воспитание, состояние здравоохранения, социального обеспечения реабилитационных центров, уровень квалифицированной помощи ребенку с особыми нуждами, уровень технического прогресса и многие другие факторы) К средствам ФВ относят спортивный инвентарь. К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня и т.д.);естественные силы природы. Правильное использование естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание дошкольников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения здоровья дошкольников. Функции АФВ: - Учебно-познавательная (для каждой нозологической группы составлены программы развития, формирует область компетентности в области АФВ – З,У, способности и т.д.) - Развивающая (предполагает, что в процессе АФК развитие и физическое и психическое, личностных синтегративных качеств-любознательность, произвольность действий) - Коррекционная - Проф.-адаптивная (средства АФК позволяют решать задачи социализации и интеграции ребенка – развитие коммуникативных, творческих, моторных, умственных способностей) - Воспитательная (воспитать самостоятельность, настойчивость, решительность) В системе АФВ выделяют виды занятий: специальные занятия коррекционно-развивающей направленности; лечебно-профилактические реабилитационные мероприятия в течении дня; рекреационные (восстановительные) занятия в режиме дня (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, организованные виды оздоровительной деятельности, физкультпаузы и физминутки, самостоятельная двигательная активность)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|