Организация медицинской помощи.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Проблема выхаживания недоношенных чрезвычайно сложна, так как дети еще не созрели для, существования внематеринского организма. Для сохранения, жизнеспособности недоношенных необходимо создать специальные условия как в момент рождения, так и в течение последующей адаптации ребенка. С этой целью помощь недоношенным оказывается поэтапно: обеспечение интенсивного ухода и лечения в роддоме (I этап выхаживания); выхаживание в специализированном отделении (II этап); диспансерное наблюдение в условиях детской поликлиники (III этап). Основная цель I этапа — сохранить жизнь ребенку, В первые часы и дни после рождения при необходимости осуществляется интенсивная терапия, обеспечиваются тщаательный уход и наблюдение. Не позднее 1 ч после рождения организовывается транспортировка ребенка в отделение для новорожденных (в палату-бокс для недоношенных) или при тяжелом состоянии в отделение интенсивной терапии и реанимации. Домой из роддома выписываются здоровые дети массой тела при рождении более 2000 г, все остальные недоношенные переводятся в специализированное отделение для II этапа выхаживания. Основным направлением работы специализированного отделения является лечебно-реабилитационное. Лечебные мероприятия направлены на ликвидацию гипоксии, нарушений мозговой гемоликвородинамики, желтухи, пневмопатии, профилактику анемии, рахита, гипотрофии. Важным средством реабилитации детей с поражением ЦНС является лечебная гимнастика, массаж и упражнения в воде. К выписке из отделения II этапа выхаживания подходят индивидуально. Основными критериями для решения вопроса о выписке являются отсутствие заболеваний, восстановление первоначальной массы тела и ее удовлетворительная прибавка, нормальный уровень гемоглобина, благоприятная домашняя обстановка. Все сведения о ребенке передаются в день выписки па педиатрический участок.
Особенности ухода. Недоношенных детей выхаживают с учетом физиологических особенностей: несовершенства терморегуляции, сниженной толерантности (выносливости) к пище, наклонности к асфиксическим состояниям, недостаточной сопротивляемости к инфекции, незрелости органов и систем. При выхаживании недоношенных детей необходимо создать комфортные микроклиматические условия. Охлаждение недоношенного в родзале нередко обрекает на неудачу весь дальнейший уход за ним. Температура в палате должна.составлять 24— 26 °С, влажность — 60%. В первые дни и недели жизни глубоконедоношенные дети или недоношенные в тяжелом состоянии выхаживаются в кувезах. В них поддерживается температура от 36 °С до 32° С, влажность воздуха в первые сутки составляет до 90%, затем — 60—55%, концентрация увлажненного кислорода — около 30%: Оптимальным температурным режимом является режим, при котором удается поддерживать температуру тела в пределах 36,5—37 °С и исключить перегревание и охлаждение ребенка. Уровень ок-сигенации подбирается индивидуально: целесообразно обеспечивать минимальную избыточную концентрацию кислорода, при которой исчезают признаки гипоксемии (цианоз кожных покровов и слизистых оболочек, низкая двигательная активность, редкое дыхание с длительным апноэ, брадикардия). Концентрацию кислорода более 38%о в кувезе создавать не рекомендуется из-за возможности поражения легких, сетчатки глаз и ЦНС. Следует контролировать и длительность подачи кислорода. Дезинфекция и смена кувезов проводится через 2—3 дня. Ребенок, нуждающийся в кувезном содержании, перекладывается в чистый инкубатор. Перевод в кроватку осуществляется при отсутствии дыхательных расстройств, сохранении постоянной температуры тела, способности недоношенного ребенка обходиться минимальной оксигенацией. Для дополнительного обогрева используют термоматрац, термозащитную пленку, грелки. При выполнении процедур, непродолжительных по времени, применяют пеленальные столы с обогревом, лампы лучистого тепла ("Амеда"). Детей, выхаживаемых в кроватках, одевают в распашонки с зашитыми рукавами.
Особое внимание следует уделять наблюдению за состоянием ребенка, контролировать температуру и влажность помещения, параметры работы и обработку кувеза, соблюдать строжайшие меры санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов. Большое значение имеет охранительный режим: ограничение болевых раздражителей, охрана сна ребенка, бережное проведение туалета и манипуляций, строгое соблюдение очередности диагностических и лечебных процедур. Мать должна выполнять правила личной гигиены и поддерживать должное санитарное состояние при уходе за ребенком. Вскармливание недоношенных детей имеет ряд особенностей. Они обусловлены высокой потребностью ребенка в питательных веществах, незрелостью ею желудочно-кишечного тракта, требующего осторожного введения пищи. В зависимости от срока беременности грудное молоко меняется по составу. Поэтому материнское молоко наиболее подходит нуждам ребенка и обеспечивает максимальный успех в выхаживании. Новорожденный должен получать его, даже если количество молока минимально. Для стимуляции выработки молока рекомендуется частое сцеживание (не менее 8 раз в сутки). При отсутствии молока недоношенных детей обеспечивают донорским молоком, в исключительных случаях используют адаптированные молочные смеси, предназначенные для вскармливания недоношенных детей ("Новолакт-ММ", "Детолакт-ММ", "Хумана О" и др.), а также "Малютка", "Алеся-1", смеси, обогащенные биологическими добавками. Время первого кормления ребенка определяется индивидуально. В зависимости от тяжести; состояния недоношенного кормят грудью, ложечкой или из чашечки, через зонд. Частота приема пищи зависит от способа питания, способности ребенка удерживать в желудке, молоко и активности сосания. Дети со слабым сосательным и отсутствием глотательного рефлексов получают молоко через желудочный зонд. Кратность кормления через зонд обычно составляет 7—8 раз в сутки. При пролонгированном зондовом кормлении с помощью шприцевого дозатора или инфузионной системы время введения молока не должно превышать 3 ч.
Детей с глотательным рефлексом и слабо выраженным сосательным рефлексом кормят из ложечки или чашечки. Ложечку наполняют частично и контролируют, чтобы молоко выливалось поверх языка и проглатывалось, не скапливаясь под языком. Кормление из соски затрудняет в дальнейшем вскармливание грудью. По мере улучшения».общего состояния и появления: сосательного рефлекса ребенка прикладывают к груди. Кормление грудью и близкий контакт с матерью для недоношенных еще более важен, чем для детей, рожденных в срок. Если позволяет состояние, рекомендуется как можно раньше и чаще выкладывать голого ребенка на грудь матери ("метод кенгуру") Эффективно сосать недоношенный не может и его докармливают сцеженным молоком. Детей с активным сосанием кормят грудью. Во время кормления грудью следует помочь ребенку найти правильное положение и предупредить мать, что молоко не должно оставаться в полости рта новорожденного из-за опасности аспирации. В случае аспирации необходимо немедленно прекратить кормление, отсосать содержимое из верхних дыхательных путей, придать ребенку положение с приподнятым изголовьем, обеспечить подачу кислорода и поставить в известность врача. Количество пищи на одно кормление в -первый день жизни обычно составляет 5—10 мл молока, во второй — 10-—15 мл, третий — 15—20 мл. Суточное количество пищи в первые 10 дней жизни можно рассчитать по формуле Ромелля: (10 + п) х т: 100, где п —. число дней жизни, т— масса ребенка в граммах. Например, на 4-е сутки ребенку с массой 1600 г суточное количество молока. (10 + 4) х 16 ==224 (мл) С каждым днем его количество увеличивают и к 15-му дню жизни суточная потребность молока составляет 1/7 массы тела, к концу 1-го месяца — 1/5 массы.
Суточное количество пищи можно определить с помощью калорийного метода. Потребность в калориях до 10-го дня жизни составляет (10 х п) ккал х кг массы тела в сутки, где п — число дней жизни; к 15-му дню — 120 ккал/кг, в возрасте 1 месяца — 140 ккал/кг, к 1 году — 120 ккал/кг. Калорийность 100 мл грудного молока составляет 70 ккал (молозива — 140 ккал). Например, ребенок в возрасте 1 месяца имеет массу 2500 г и, следовательно, нуждается в 350 ккал/сут. Суточный объем пищи равен 350 ккал х 100 мл: 70 ккал = 500 мл. Для удовлетворения повышенной потребности недоношенных детей в витаминах и минеральных солях рекомендуют более раннее введение корригирующих добавок и. прикормов. Выхаживание в домашних условиях. При выхаживании недоношенных детей следует чаще проветривать помещение,. поддерживать в комнате температуру воздуха 20—22 °С, при купании — 22—26 °С в зависимости от зрелости ребенка. Купают детей ежедневно при температуре воды 38—39 °С. В теплое время года прогулки начинаются сразу после выписки, в холодное — с 1—2-месячного возраста при массе тела не менее 2500—3000 г и температуре воздуха не ниже 1—3 °С. В специальном обогреве большинство недоношенных перестает нуждаться к концу 1 месяца. Ребенку необходим щадящий режим сна и бодрствования. Тренирующие методы закаливания (воздушные ванны, контрастное обливание после купания и т. д.) проводятся во втором полугодии жизни. Из физических упражнений до исчезновения физиологической мышечной гипертонии разрешаются только поглаживание и упражнения рефлекторного характера. Правильному развитию недоношенных детей способствуют благоприятная домашняя обстановка, индивидуальные занятия, игры, рациональное питание, строжайшее соблюдение санитарно-гигиенического режима.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|