Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренировка в достижении джхан




Чтобы достичь джханы, требуются усиленные тренировки. Практикующему следует иметь нравственность, спокойствие, внимательность, ясное понимание, удовлетворённость, усердие. Нужно выбрать уединённое место и практиковать метту (доброжелательность), чтобы достичь сосредоточения на этом качестве. Когда вы не будете привязываться к этим благотворным мыслям, даже если они очень приятны, то сможете оставаться внимательными в этом состоянии без привязанности. Именно это имел в виду Будда, когда говорил: «Сохраняйте то, что достигли, не цепляясь ни к чему» (Дхаммапада, строфа №40).

Внимательность, осознанность, сосредоточение будут работать вместе, чтобы узреть непостоянство, неудовлетворительность, безличность факторов джханы. Это не мысли, а активные действия или процессы в теле и уме. Ум сможет легко отмечать эти три характеристики в момент их появления. Фактически, во время пребывания в джхане они наиболее видны и выделяемы, нежели в любое другое время. После выхода из джханы вы будете помнить те факторы, которые присутствовали в ней, но переживаемые характеристики исчезнут. Отражение непостоянства, неудовлетворительности, безличности этих факторов следует осуществлять, когда они присутствуют, а не до или после. То, что вы делаете до или после — так это всего лишь философствование и рассуждение с использованием логики и интеллекта.

Одним из значений джханы, как указывал Достопочтенный Буддагоша, является уничтожение противостоящих джхане факторов. Вы не можете устранить их, лишь думая о них. Вы можете устранить только реальные объекты в момент их присутствия. В джхане вы растворяете [загрязнённые] притоки и оттоки (асавы), которые скрыты глубоко в подсознании, но которые проникают в сознание в очень мелких порциях. Поскольку состояние джханы очень спокойно и непоколебимо, сосредоточенный ум, вместе с внимательностью и очищенным спокойствием, не осуществляет эмоциональной реакции на этих притоки и оттоки. Он может искоренить их. Если же вы будете стараться сделать это вне состояния джханы, вы просто будете использовать логическое и рациональное мышление для того, чтобы спрятать притоки от самого себя. Вам не удастся уничтожить их.

Если вы уничтожили путу в джхане, ваш ум сразу перебросит вас в сверхмирскую джхану. К примеру, если вы видите корень сомнения относительно Будды, Дхаммы и Сангхи, закопанный в неведении, пока вы пребываете в джхане, вы будете ощущать его полное воздействие на ваш осознанный ум. Ваше джхановое сосредоточение, внимательность и спокойствие могут глубоко внедриться в этот корень в вашем подсознании, и тогда вы сможете уничтожить его прямо в тот же момент. Когда вы уничтожите хотя бы одну из пут, ваша джхана сразу же становится сверхмирской, и вы достигаете пути вхождения-в-поток. Вне всяких сомнений, вы должны пребывать в сверхмирской джхане для того, чтобы суметь уничтожить все путы.

Во время практики по достижению джханы мы начинаем отбрасывать помехи. Когда мы в джхане, джхановые факторы держат эти помехи в подавленном состоянии. Когда мы полностью осваиваем первую джхану, ум, в конечном счёте, теряет интерес к направляемой мысли (витакка) и удерживаемой мысли (вичара). Поскольку эти два фактора создают мысли, которые постепенно превращаются в слова, ум не может стать очень спокойным, пока они присутствуют. Ум теряет терпение от этого беспокойства и тогда соскальзывает во вторую джхану. В состоянии первой джханы присутствующий в ней восторг был очень приятен, но постепенно он становится грубым, по мере того, как ум повторяет достижение и освоение второй джханы. Когда ум теряет всякий интерес к этому грубому восторгу, он естественным образом соскальзывает в третью джхану. Осваивая третью джхану, ум переживает даже грубость в счастье. Тогда ум теряет интерес к третьей джхане и соскальзывает в четвёртую. Этот устраняющий процесс характерен для достижения всех джхан. Он происходит на каждом этапе всё более высокого достижения. В первый раз это случается при переходе из состояния предварительного сосредоточения к первой джхане, а затем с первой вплоть до бесформенных состояний. Нет промежуточных этапов между низшей и высшей джханой. Когда ум готов, он просто естественно соскользнёт из одной в следующую.

Основа сверхъестественной силы (иддхипада) может быть освоена, начиная с четвёртой джханы

Когда медитирующий находится в четвёртой джхане, появятся все факторы ума, которые Будда видел в уме Достопочтенного Сарипутты. Внимательность, осознанность, сосредоточение и спокойствие в достаточном количестве присутствуют в четвёртой джхане для того, чтобы отмечать мельчайшие изменения пяти совокупностей, мельчайшие страдания, глубочайшее познание безличности.

Когда практикующий использует четвёртую джхану для развития знания воспоминания прошлый жизней, видения того, как умирают и перерождаются существа и фокусирования сосредоточенного ума на уничтожении загрязнений, не существует перехода из четвёртой джханы в какое-то промежуточное состояние. Развитие сверхъестественных сил всегда происходит в четвёртой джхане, согласно палийским суттам. Медитирующий использует сосредоточение с чистотой внимательности и безмятежности четвёртой джханы для развития трёх или пяти видов знания. Во время перерыва между достижением низшей джханы и достижением последующей высшей джханы, практикующий тренируется и совершенствуется в развитии низшей джханы. Во время этого периода сосредоточение, внимательность, ясное понимание и спокойствие проходят процесс очищения до полного совершенства, поскольку именно таковыми они должны быть при достижении четвёртой джханы. Качества четвёртой джханы дают уму наилучшую возможность увидеть мельчайшие изменения в пяти совокупностях.

«Когда его сосредоточенный ум очищен, сверкает, безукоризнен, избавлен от несовершенства, податлив, послушен, утверждён, подвержен спокойствию, он направляет его к постижению знаний прошлых жизней…

Когда его сосредоточенный ум очищен, сверкает, безукоризнен, избавлен от несовершенства, податлив, послушен, утверждён, подвержен спокойствию, он направляет его к постижению знания возникновения и перерождения существ…

Когда его сосредоточенный ум очищен, сверкает, безукоризнен, избавлен от несовершенства, податлив, послушен, утверждён, подвержен спокойствию, он направляет его к постижению знания уничтожения страданий. Он понимает следующее: «Это — страдание... Это — источник страдания... Это — прекращение страдания... Это — путь, ведущий к прекращению страдания... Это — загрязнения... Это — источник загрязнений... Это — прекращение загрязнений... Это — путь, ведущий к прекращению загрязнений».

(Анупада сутта, МН 111).

Эти фрагменты повторяются во многих местах в палийских суттах. Они относятся к четвёртой джхане. Именно четвёртая джхана очищена, сверкает, безукоризненна, избавлена от несовершенства, податлива, послушна, утверждена, подвержена спокойствию. В этом фрагменте нет ни малейшего предположения того, что медитирующий должен выйти из четвёртой джханы, чтобы обрести эти знания.

Такое состояние ума Будда приписывает Достопочтенному Сарипутте в той же Анупада сутте:

«И состояния в четвёртой джхане — спокойствие, ни-приятное-ни-неприятное чувство, умственная непоколебимость, рождённая успокоением, чистота внимательности, единение ума; контакт, чувство, восприятие, воля, сознание; рвение, решимость, действие, осознанность, внимание — знаемые им, возникали, знаемые им — пребывали, знаемые им — исчезали».

Достопочтенный Сарипутта знал о них, когда они присутствовали, когда возникали, когда исчезали. Он был полностью осознан о том, когда какое-либо состояние ума присутствовало. Он был полностью осознан, когда проходил через эти состояния джхан, даже несмотря на то, что ещё не обрёл просветления.

Чтобы достичь джханы, вы должны запомнить объект вашей медитации. Когда вы используете дыхание для сосредоточения, то оно — ваш предварительный объект, и называется предварительным образом (парикамма нимитта). Когда дыхание становится настолько утончённым, что вы не можете отметить его, но всё ещё помните наиболее утончённое чувствование дыхания, это памятование называется вашим обучающим образом (уггаха нимитта). Сосредоточение на обучающем образе приведёт к появлению дублирующего образа (патибхага нимитта), который является представленным образом. Ум становится сосредоточенным тогда, когда вы фокусируете его на этом дублирующем образе. Предварительный и дублирующий образы — это две разные вещи. Когда вы, наконец, достигаете сосредоточения, у вас не остаётся ни изначального объекта, ни вторичного дублирующего образа. Ум становится сосредоточенным и фокусируется на самом себе. Это подобно воронке в водовороте. Воронке не нужно ничего внешнего. Только лишь циркулярное движение воды создает пустоту в центре. Подобным образом, когда ум становится свободным от помех, он набирает силу в самом себе для того, чтобы развить последующее сосредоточение.

Это до-словесный процесс. Такой же до-словесный процесс может иметь место во время слушания Дхаммы. В момент лекции по Дхамме ум может войти в глубокое состояние познавания [сути] произносимых слов. Когда это случается, вы видите внутреннюю природу вещей, о которой повествует говорящий. Дхамма становится идеально ясной и ваше видение Дхаммы становится кристально чистым. Когда наступает такая реализация, ум переживает изначальную чистоту Дхаммы и сомнения насчёт Будды, Дхаммы, Сангхи могут полностью исчезнуть из вашего ума.

Это не словесная и не понятийная реализация. Вы не размышляете об этом словами и не философствуете о страдании, причине страдания, окончании страдания, пути, ведущему к прекращению страдания, загрязнениях, их происхождении, их окончании, пути к их окончанию. Когда вы рассматриваете четыре благородные истины на таком уровне, они не понимаются в грубом смысле. Они могут быть познаны на тончайшем уровне. Загрязнения, которые вы устраняете, находятся в глубинах вашего ума. Только с помощью этой не словесной и не понятийной осознанности, с помощью ясного понимания и безмятежности, вы достигаете самых корней этих загрязнений. В этом состоянии словесная концептуализация полностью прекращается. Чистый сосредоточенный ум ясным образом познаёт эти вещи без звучания слов или вибраций мыслей. Это не словесный и не мыслительный этап.

Когда вы достигаете джханы, вы не покидаете её. Вы не позволяете ей угасать, и не преодолеваете её. Вы проделали тяжёлую работу для её достижения. Вы не отказываетесь от неё, а используете для развития прозрения и/или сверхъестественных сил. Как Достопочтенный Ананда разъяснял в своей лекции, практикующий может использовать любую джхану, чтобы достичь любого уровня просветления, поскольку каждая джхана имеет достаточную чистоту и ясность ума, необходимые умственные факторы и нужную внимательность, ясное понимание, сосредоточение и спокойствие. Хотя в нижних джханах эти факторы и не идеальны по сравнению с четвёртой, тем не менее, они достаточно сильны для того, чтобы сосредоточить ум на четырёх благородных истинах и загрязнениях.

Когда медитирующий находится в состоянии самадхи, факторы ума не пропадают. Самадхи (сам+а+дха) означает соединение всех благоприятных факторов ума. Они действуют в гармонии друг с другом, поддерживая идеальный баланс ума, который спокоен, расслаблен, пребывает в лёгкости без отвлечения внешними объектами. Ум не устремляется в поисках новых звуков, запахов, вкусов, прикосновений. Ум должен был благотворным и невозмутимым, чтобы оставаться спокойным, видя непостоянство, неудовлетворительность и безличность. Уму, не пребывающему в самадхи, омрачённому внешними стимулами и эмоциями, невозможно развить беспристрастное и внимательное осознание непостоянства, неудовлетворительности и безличности.

Медитирующий, достигший джханы, должен развивать её по двум причинам. Первая заключается в том, чтобы достичь более высоких джхан. Вторая — в том, чтобы заострить ум джханы для уничтожения загрязнений. Когда ум теряет интерес к джхане, медитирующий автоматически выходит из неё. Когда это происходит, он должен достигать её опять. Он должен повторять достижения той же самой джханы до тех пор, пока ум не будет готов к переходу на следующую. После полного постижения определённой джханы ум будет готов к тому, чтобы перейти дальше. После того, как медитирующий достигает определённой джханы снова и снова, его ум постепенно соскальзывает на следующую, более высокую.

Это как восхождение по лестнице. Когда идёшь по лестнице, ты шагаешь с одной ступеньки на другую. Ты не спускаешься по лестнице каждый раз, когда хочешь подняться на более высокую ступень. Подобным образом, когда освоена нижняя джхана, ум готов к переходу на следующую, без оставления состояния джханы перед тем как сделать это.

Будда учил, что уничтожение загрязнений зависит от обретения любой джханы, кроме основы «ни восприятия ни не-восприятия» и «сферы прекращения чувствования и восприятия».

«Я говорю вам, монахи, что уничтожение загрязнений зависит от первой джханы, второй джханы, третьей джханы, четвёртой джханы, зависит от «основы бесконечного пространства», «основы бесконечного сознания», «основы отсутствия всего».

«...Вот, монахи, отстранённый от чувственных удовольствий, от неблагоприятных состояний, монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается усердием и исследованием, с восторгом и счастьем, рождёнными отпусканием. Какие бы состояния, включающие в себя форму, чувство, восприятие, волевые действия и сознание, не возникали бы там, он видит их как непостоянство, как страдание, как болезненность, как кипение, как отравленную стрелу, как ужасное место, как печаль, как распад, как пустоту, как не-себя. Увидев их такими, ум отворачивается от этих состояний и фокусируется на бессмертном элементе: "Это мирное, это возвышенное: это успокоение всех возникновений, это отпускание всяких обретений, это уничтожение жажды, бесстрастие, прекращение, ниббана. Если он устойчив в этом, он достигает уничтожения загрязнений; но если он не уничтожает этих загрязнений по причине этой привязанности к Дхамме и этого восторга в Дхамме, тогда, с уничтожением пяти нижних пут, он будет перерождён (в небесном мире) и там достигнет конечной ниббаны, не возвращаясь обратно в этот мир.

Монахи, подобно стрелку из лука или его ученику, который тренируется на соломенном чучеле или куске глины, и позже совершенствует дальность выстрела, становясь безукоризненным стрелком, способным поразить большой объект, монах достигает уничтожения загрязнений, опираясь на первую джхану».

(Эта же формула повторяется и для других джхан)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...