Ситуации, в которых практикующий выходит из джханы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 «Так, монахи, проникновение в конечное знание возможно тогда, когда имеется восприятие. Но что касается этих двух основ — достижения ни восприятия, ни не-восприятия и достижения прекращения восприятия и чувствования — то я говорю, что эти две сферы должны быть объяснены медитирующими монахами, искусными в достижении и выходе из достижения, после того как они достигли их и вышли из них». Этот отрывок ясно показывает, что состояние ума в этих двух высших достижениях настолько возвышенно и утончённо, что даже чистейшая внимательность и сосредоточение не могут исследовать их. Поэтому эти два достижения не могут быть использованы для развития прозрения. По этой причине опытный медитирующий практикует их, выходит из них и использует любое из низших уровней, начиная от первой джханы вплоть до «основы отсутствия всего», чтобы уничтожить загрязнения. В Анупада сутте говорится, что Достопочтенный Сарипутта выходил из состояния основы отсутствия всего и основы ни восприятия ни не-восприятия, чтобы рассмотреть факторы ума, [которые имели место в этих двух состояниях], а также чтобы [далее] прекратить восприятие и чувствование. Для выхода из «беспредметного состояния освобождённого ума» есть два пути — внимание ко всем предметам и невнимание к элементу отсутствия любых предметов. Это говорит о том, что пока медитирующий находится в этой сверх утончённой джхане, он сознательно уделяет внимание элементу этой джханы, который является объектом во время этого достижения. Иначе он не смог бы выйти из «беспредметного состояния освобождённого ума», а также не мог бы уделять внимание предметам (см. Махаведалла сутту, МН 43) Махапариниббана сутта при первом чтении, казалось бы, даёт нам другой совет. Она говорит, что Будда входил и выходил из каждой джханы, прежде чем достигал более высокой. После достижения прекращения чувствования и восприятия он спустился в первую джхану. Затем он вернулся к четвертой и вышел из неё. Сразу же после выхода из неё он ушёл в париниббану.
Изложение здесь отличается, потому что повествуется о выходе Будды в париниббану. Его ум был уже чист, и он завершил всё что необходимо. На этом уровне Будде уже ничего не нужно было завершать. Он достигал джхан и быстро выходил из них потому, что у него не было загрязнений, которые нужно было бы уничтожать, пребывая в джхане. Он сделал то, что должно было быть сделано, ничего больше не нужно было делать. Однако обычный человек или ученик, чей ум не свободен от загрязнений, должен использовать джхану. Пребывая в ней, он должен использовать её для уничтожения загрязнений и достижения просветления. Глубокое самадхи с осознанным вниманием, ясное познавание и спокойствие, естественным образом уничтожают загрязнения подобно лучу лазера, выжигающему катаракту в глазе. В джхане, в дополнение к пяти особым джхановым факторам, имеется много других факторов ума. Каждый из них имеет свою функцию. В Анупада сутте Будда вверил Достопочтенному Сарипутте определить все факторы ума один за другим по мере их возникновения. Каждый фактор исполняет специфическую функцию. Ум Достопочтенного Сарипутты был настолько чистым, ярким, острым, утверждённым, непоколебимым, сосредоточенным, спокойным и сияющим, что он мог определить эти факторы один за другим. Поскольку в этом состоянии нет загрязнений, непостоянство, неудовлетворительность и безличность становятся очень ясными и четкими, без искажений. Не взирая на его мудрость, он не определял их рассудком. В таком состоянии ментальные факторы появляются в уме подобно объектам, которые отражаются в зеркале. Ум, свободный от препятствий, видит их по мере появления ясно и чётко, один за другим.
Небезынтересно, что название этой сутты, Анупада, означает «беспрерывность». Достопочтенный Сарипутта не только видел эти факторы в каждой джхане, но и делал это, не выходя из неё. Его джхана не прерывалась. Будда приводил ряд примеров, чтобы проиллюстрировать то, как переживается знание тела, сотворённого умом. «Подобно тому, как человек доставал бы дудку из футляра и думал так: "Это футляр, это дудка. Футляр один, дудка другая. Из футляра дудка извлечена. Или как если бы человек доставал меч из ножен. Из ножен этот меч извлечён. Меч один, а ножны другие. Или как если бы человек доставал бы змею из её сброшенной кожи. Из сброшенной кожи извлечена змея. Змея одна, а кожа другая. Так и я провозгласил ученикам путь к сотворению из этого тела другого тела, имеющего форму, созданную умом, с его членами, имеющими способности. И тогда многие из моих учеников пребывают в исполнении и совершенствовании прямого знания». Нельзя сделать этой вещи вне джханы. Всё это должно быть сделано, пребывая в джхане. Это требует мощнейшей работы ума, что само по себе означает пребывание в джхане. Когда практикующий выходит из джханы, у него нет достаточной силы для того, чтобы выполнить эти сверхъестественные вещи. Восемь Освобождений Другой очень яркий пример использования джханы для освобождения ума приводится в этой же самой сутте в Восьми Освобождениях. Медитирующий видит формы; видит формы внешне; становится осознанным к бесконечному пространству; становится осознанным к тому, что «сознание бесконечно»; становится осознанным к тому, что «здесь ничего нет» и становится осознанным к ни восприятию, ни не-восприятию. Он знает всё это только тогда, когда находится в соответствующей джхане. Медитирующий полностью осознан о том, что происходит в конкретной джхане. Когда он выходит из джханы, у него может остаться только память о том, что происходило. Эта память не является достаточно сильной для того, чтобы быть полностью осознанным о том, что происходило в джхане. Осознанная внимательность может быть полностью эффективной, только когда она сфокусирована на том, что есть прямо сейчас.
Сатипаттхана сутта даёт нам одно очень важное выражение, о котором следует помнить. Она говорит об «установлении ума в настоящем». Ключевое слово здесь — «паримукхам». Это слово означает, что мы должны установить внимательность в настоящем моменте, а не на кончике рта или носа, как часто переводят. Функция внимательности одинакова и в джхане и вне её. Внимательный ум становится осознанным к тому, что происходит [именно] сейчас. Эта осознанность не дискурсивна и не концептуализированна. Это чистая пред-концептуальная осознанность о том, что есть на самом деле. Значение палийского слова «анупасси» также очень важно. Оно означает «видеть в соответствии с». «анупассана» означает видеть то, что происходит так, как это происходит. Это означает видеть вещи умом в момент их протекания, ни до, ни после. Постижение Пока мы пребываем в джхане, мы чувствуем состояния ума, но мы не пускаемся в дискурсивный анализ. Это уже было сделано, когда мы практиковали изучение как фактор просветления. Это применимо и к тем, кто достиг джханы и к тем, кто не достиг. Когда мы в самадхи, существует спокойствие уравновешенного ума, сосредоточение, доверие, усердие, мудрость и все присутствующие в джхане факторы. Это особенно видно в четвёртой джхане, где спокойствие — это лидер или командир. Под его командованием внимательность и сосредоточение действуют вместе для того, чтобы отметить непостоянство, неудовлетворительность, безличность. Внимательность — это внимание к тому, чтобы слова, концепции, идеи, логика, философия и психология не беспокоили мягкого течения самадхи. Оно не сметается их словесными детализациями. Внимание просто смотрит на то, что происходит, без вербализации и построения мысленных конструкций и обеспечивает бессловесную осознанность. Внимательность на высшем уровне не использует концепций и идей. Именно в этом состоянии ума мы можем окончательно понять не-концептуальную осознанность. Когда чувств встречаются с объектами чувств, возникает сознание. Комбинация (сангати) этих трёх факторов называется контактом. За контактом появляются чувства. Когда появляется чувство, ум познаёт его и знает о нём. Тогда мы воспринимаем чувство, контакт, сознание и чувственные объекты без слов.
Здесь мы можем увидеть, что сознание, контакт, чувство, восприятие возникают до появления концепций. Внимательный медитирующий, достигший джханы, имеет [согласно Абхидхамме] четыре умственных момента, чтобы оставаться внимательным к тому, что происходит, прежде чем приходит концептуализация. Предконцептуальная осознанность появляется во время этих четырех мысленных моментов и беспрерывная внимательность длится каждый этот момент без концептуализации. Как только появится мысленное построение, этот поток внимательности нарушится, и течение будет прервано. Куй железо, пока горячо Когда переводят Сатипаттхана сутту, то часто упускают три важных момента о том, как быть внимательным к возникновению (уппада), течению (тхити), угасанию (бханга). В сутте сказано: «Монах видит возникновение явления в теле, исчезновение явления в теле и появление-и-исчезновение явления в теле». Эти три фазы повторяются в сутте в разделах о чувствах, сознании, дхаммах с соответствующими изменениями. Люди интерпретируют эти три этапа как: «В одно время медитирующий осознан о возникновении явления, в другое — об исчезновении явления и в третье — о возникновении-и-исчезновении явления». Вместо этого следует понимать это как возникновение, исчезновение и мельчайшее изменение, которые [мгновенно] происходят между возникновением и исчезновением тела, чувства, восприятия, волевых активностей и сознания. Когда кузнец хочет превратить во что-то кусок железа, он должен нагреть его. Только когда оно раскалено, он может превратить его во что-то. Он не ждёт, пока железо остынет, прежде чем ударять по нему. Когда лезвие острое, мы не делаем его тупым для того, чтобы разрезать что-то. Мы используем лезвие тогда, когда оно острое. Также мы и не куём железо пока оно в огне. Не можем мы и ничего резать, пока точим нож. Подобным образом, пока мы готовимся к достижению джханы, очень трудно увидеть непостоянство, неудовлетворительность и безличность. До достижения джханы, пока мы тренировались, ум не был свободен от помех. Только когда ум сосредоточен, мы можем использовать его для развития сверхъестественных сил, одна из которых — достижение освобождения от страданий. Ум свободен от дефектов пока мы в джхане, но как только мы выходим из неё, препятствия возвращаются в ум. джхана подавляет их подобно тому, как губчатый горшок, погружённый в воду, устраняет мох в пруду. Мох не нарастает, пока горшок в воде. Но как только мы убираем горшок, мох покрывает пруд. Подобным образом, когда мы выходим из джханы, помехи, загнанные в глубины сознания, возвращаются.
Предположите, что мы просверлим отверстие в днище горшка и направим мощный луч через это отверстие. Тогда мы увидим корни мха в чистой воде. Мы можем пробраться сквозь корни этого мха. Подобным образом, сосредоточение, осознанность и внимательность смотрят сквозь чистый и яркий ум с целью узреть непостоянство, неудовлетворительность, безличность и устранить их корни. Ум, свободный от помех, сияет. Это временное сияние и чистота наиболее сильны в четвёртой джхане. Заключение В качестве заключения хотелось бы процитировать отрывок из Чулахаттхипадопама сутты Маджхимы Никаи. Этот подводящий итог отрывок — свидетельство того, что практикующий не должен выходить из джханы, чтобы обрести просветление осознанием Четырёх Благородных Истин и уничтожением загрязнений. «Когда его сосредоточенный ум очищен, сверкает, безукоризненный, избавлен от несовершенства, податлив, послушен, утверждён, подвержен спокойствию, он направляет его к постижению знания уничтожения загрязнений. Он понимает следующее: 'Это — страдание. Это — источник страдания. Это — прекращение страдания. Это — путь, ведущий к прекращению страдания. Это — загрязнения. Это — источник загрязнений. Это — прекращение загрязнений. Это — путь, ведущий к прекращению загрязнений"... Когда он знает и видит так, его ум освобождён от омрачения чувственными желаниями, от омрачения желания существовать, от омрачения невежества. Когда он освобождён, приходит знание — "Освобождён". Он понимает — "Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что должно было быть сделано, более не будет перерождений вновь». Источник: Bhavana Society. © 2010 Издание "Буддийского Просветительского Содружества", сайт "Колесо Дхаммы". Условия использования: Только для бесплатного некоммерческого распространения. Разрешается копирование и размещение единичных материалов в Интернете в неизменном виде при условии, что все копии должны содержать это примечание, копирайты и ссылку на этот источник. В остальном все права сохранены. Как сослаться на этот источник (предлагаемый вариант): Бханте Хенепола Гунаратана: "Нужно ли выходить из джханы для практики випассаны?". Колесо Дхаммы, 2010, http://dhamma.ru/lib/authors/gunaratana/jhana.html.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|