Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой режим международных рек. Правовой режим реки Дунай.




Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, они неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.

Международная река, пересекающая или разделяющая территории нескольких государств, создает взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительно данной реки. Каждое прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование вод этой же реки. Все государства, в принципе, имеют равные права на использование вод международной реки.

Международные реки подразделяются на открытые для международного судоходства и пограничные реки, которые разделяют территории нескольких государств.

Режим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами.

Основными принципами, которыми руководствуются государства при установлении правового режима таких рек, являются следующие:

♦ государства, через территорию которых протекает международная река, регулируют вопросы навигации по взаимному согласию;

♦ торговое судоходство на международных реках, если нет возражений со стороны прибрежных государств, открыто для судов всех других государств;

♦ каждое прибрежное государство должно выполнять работы, необходимые для обеспечения навигации в его части реки; военное судоходство регулируется только прибрежными государствами с учетом их безопасности. На многих международных реках установлен правовой режим в соответствии с нормами международного права (например, в Европе такой режим действует на Дунае, Рейне).

Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства. Однако прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торговых судов всех стран. Барселонская конвенция и Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г. содержат положения относительно судоходства по международным рекам. На Хельсинкской конференции в 1966 г. некоторые статьи Барселонской конвенции были изменены. Так, «каждому прибрежному государству принадлежит право свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства могут предоставлять такое право и неприбрежным государствам».

В настоящее время условия и правила прохода иностранных судов по международным рекам определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениями прибрежных государств.

В несудоходное использование международных рек входят строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав. Все вопросы несудоходного использования решаются на основе соглашения между прибрежными государствами.

Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В соответствии с принципом справедливого использования вод прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другому государству. Существует большое количество соглашений, которые основаны на этом принципе.

На пограничных реках (Одере, Эльбе, Амударье и др.) граница, как правило, устанавливается: на судоходной реке – по фарватеру или тальвегу; на несудоходной – по середине реки. Однако по соглашению между государствами граница может быть установлена иначе. На пограничных озерах линия Государственной границы соединяет точки сухопутной границы, выходящие к берегам озера.

Фарва́тер — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и др.), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, в основном мин.

На реках фарватер обычно проходит по линии наибольших глубин русла (тальвегу). На пограничных судоходных реках граница во многих случаях устанавливается посередине главного фарватера.

Та́львег — линия, соединяющая наиболее пониженные участки дна реки, долины, балки, оврага и др. вытянутых форм рельефа.

Пример. Правовой режим Дуная установлен Конвенцией о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г., которую подписали РСФСР, УССР, Югославия, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния, Австрия. Придунайские государства полностью сохраняют суверенитет на свои участки реки. Они, в частности, сами регулируют условия судоходства, устанавливают правила плавания и захода судов в порты, производят таможенный, санитарный и речной надзор, создают на своих участках реки условия, обеспечивающие судоходство.

Согласно ст. 1 Конвенции, навигация по Дунаю должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Из анализа этой статьи видно, что Конвенция отвечает интересам не только придунайских, но и других государств. Суда на Дунае имеют право заходить в порты, производить в них погрузочные и разгрузочные работы, посадку и высадку пассажиров, соблюдая при этом правила, действующие в соответствующем прибрежном государстве.

Согласно ст. 30 Конвенции, плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается. Перемещение военных кораблей прибрежных государств за пределами их участков реки может осуществляться по договоренности между придунайскими государствами.

Для наблюдения за выполнением Конвенции учреждена Дунайская комиссия, куда входят представители всех придунайских государств. Комиссия осуществляет деятельность на основе принципов суверенитета и невмешательства во внутренние дела придунайских государств. Она устанавливает единую систему навигационной путевой обстановки; составляет и издает навигационные карты; решает вопросы плавания, речного надзора; унифицирует таможенный, санитарный надзор. Дунайская комиссия, являясь международной организацией, поддерживает связи с третьими государствами и другими международными организациями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...