Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция устойчивого развития, принцип предосторожности и принцип ответственности причинителя вреда в международном экологическом праве




Международное право окружающей среды (МПОС) - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в сфере охраны окружающей среды, ее рационального использования и воспроизводства в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

Предметом МПОС являются межгосударственные и иные международные отношения в сфере охраны и рационального использования всех компонентов окружающей среды, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и представляют единую систему. К ним прежде всего относятся материковые экосистемы, растительный и животный мир, недра, атмосферный воздух, Мировой океан, околоземное космическое пространство и т.д. Указанные компоненты содержат основные природные ресурсы, необходимые для человека.

Ключевым элементом международного права окружающей среды является концепция " устойчивого развития ". В 1986 г. в Оттаве на Международной конференции по охране природы и развитию были разработаны принципы по обеспечению устойчивого развития: - сочетание сохранения природы и развития общества; - удовлетворение основных потребностей человека; - достижение равенства и социальной справедливости; - обеспечение социального самоопределения и культурного разнообразия; - поддержание целостности экосистем.

Концепция экологической безопасности объединяет нормы международного права, направленные на обеспечение экологической безопасности как основы международной безопасности, что признано международным сообществом в соответствующих Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г. Причем защита и улучшение окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов тесно связаны с обеспечением международной безопасности во всех ее аспектах.

Экологическая безопасность - это состояние защищенности человеческого общества, а также государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В экологическую безопасность входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения - ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Принципы международного права окружающей среды впервые принципы были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г. в виде сформулированных 26 принципов.

Следующим шагом систематизации международно-правовых принципов охраны окружающей среды и регулирования природопользования была Всемирная хартия природы, которая одобрена Резолюцией от 28 октября 1982 г. Генеральной Ассамблеи ООН.

1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Данный принцип включает в себя обязанность государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий;

2) принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба, экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов. Данный принцип включает в себя запрещение действий государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районов общего пользования;

3) принцип рационального использования природных ресурсов. Данный принцип включает в себя рациональное планирование и управление ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений, долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы, оценку возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами;

4) принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды. Данный принцип включает в себя соблюдение правила, исключающего «мирное» вредоносное заражение биосферы отходами атомной промышленности, транспорта;

5) принцип защиты экологических систем Мирового океана. Данный принцип включает в себя обязанность государства принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников, не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой;

6) принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Данный принцип включает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

Приведенный перечень специальных принципов международного права окружающей среды не является исчерпывающим в силу их развития. Различные авторы указывают и иные принципы международного права окружающей среды.

К основным международно-правовым источникам МПОС относятся:

- обычаи; - международные соглашения; - резолюции и решения международных организаций и международных конференций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Важное значение играют нормы так называемого мягкого права, которые могут превратиться в договорные или обычные международно-правовые нормы (например, нормы содержащиеся в Стокгольмской декларации Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г., во Всемирной стратегии охраны природы 1980 г., и др.).

Стратегией глобального сотрудничества в сфере охраны окружающей среды для достижения устойчивого развития является Повестка дня на XXI век, принятая на Конференции в Рио 1992 г. Она содержит нормы "мягкого" права и определяет действия государств, международных организаций, населения, их вклад в решение этих проблем.

В настоящее время право окружающей среды является преимущественно договорным:

Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенция относительно вмешательства в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г., Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., и др.

омимо основных и общепризнанных принципов международного права, значительная роль в системе международных отношений в области охраны окружающей среды принадлежит отраслевым принципам международного права, например, принципам международного экологического права. В юридической литературе справедливо отмечается, что наряду с новыми концепциями (общее наследие человечества; общая, но дифференцированная ответственность), формируется концепция устойчивого развития, принцип предосторожности и принцип ответственности причинителя вреда, в том числе применительно к принципам распределения экологических издержек.

В числе принципов применительно к рассматриваемой проблеме следует отметить, в первую очередь, принцип предотвращения загрязнения окружающей среды (также часто используют термин предосторожный подход к окружающей среде).

Как утверждают немецкие юристы-международники, основу принципа предосторожности (по-немецки – Vorsorgeprinzip, по-английски – precautionary principle), берущего свое начало в германском экологическом праве и закрепленного в праве Европейского сообщества, составляет идея, согласно которой защита окружающей среды наиболее эффективна тогда, когда предотвращается само причинение ущерба окружающей среде. Тезис о том, что указанный принцип превратился в международный обычай, и не только в области охраны моря, заслуженно получает все большую поддержку.

Еще в Бернском заявлении министров, принятом государствами – членами Европейской Экономической Комиссии ООН 15 мая 1990 г., отмечается, что в целях достижения устойчивого развития политика должна основываться на принципе предосторожности. Меры, предпринимаемые в области экологии, должны быть направлены на предвидение, предупреждение и устранение причин разрушения окружающей среды. При угрозе серьезного или необратимого ущерба научные сомнения не должны использоваться в качестве предлога для отсрочки мер по предупреждению разрушения окружающей среды.

Принцип «предотвращения загрязнения окружающей среды» закреплен во многих международных договорах. Так Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года в Хельсинки (вступила в силу 6 октября 1996 года) предусматривает, что Стороны принимают все соответствующие меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия, в частности, меры: a) для предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие; b) для обеспечения использования трансграничных вод в целях экологически обоснованного и рационального управления водными ресурсами, их сокращения и охраны окружающей среды; c) для обеспечения использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие; d) для обеспечения сохранения и, когда это необходимо, восстановления экосистем.

При осуществлении данных вышеупомянутых мер Стороны руководствуются следующими принципами: a) принципом принятия мер предосторожности, в соответствии с которым меры по предупреждению возможного трансграничного воздействия утечки опасных веществ не должны откладываться на том основании, что научные исследования не установили в полной мере причинно-следственной связи между этими веществами, с одной стороны, и возможным трансграничным воздействием – с другой (п.п. «а» п. 5 ст. 2 «Общие положения»).

В ст. 3 (Принципы) Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 29 мая 1992 года предусматривается, что: «Сторонам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий. Там, где существует угроза серьезного или необратимого ущерба, недостаточная научная определенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия таких мер, учитывая, что политика и меры, направленные на борьбу с изменением климата, должны быть экономически эффективными для обеспечения глобальных благ при наименьших возможных затратах…» (п. 3 ст. 3).

Относительно предотвращения загрязнения морской среды следует отметить, что впервые данный принцип был закреплен в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года. Данной Конвенцией были установлены запретные зоны для слива нефти с судов. Принцип предотвращения загрязнения окружающей среды также отражен в Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года, Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, Конвенции по предотвращению загрязнения Средиземного моря 1976 года и др.

Рассматриваемый принцип также закреплен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно ст. 192 которой государства обязаны защищать и сохранять морскую среду. Ст. 194 Конвенции содержит меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды. В данной Конвенции также нашли свое отражение положения об обязанности государств не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнения в другой (ст. 195 Конвенции).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...