Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой режим космического пространства. Статус космонавтов и космических аппаратов.




Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел в главных чертах определяется Договором по космосу и Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах (далее - Соглашение о Луне). Первым из этих актов установлено, что космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, " не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами " (ст. 2).

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований. Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степени их экономического и научного развития и являются достоянием всего человечества (ст. 1).

Государства - участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 3).

Договором запрещается выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах или размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Луна и другие небесные тела используются всеми государствами - участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров (ст. 4).

Соглашение о Луне развивает и конкретизирует положение Договора по космосу в отношении правового режима Луны и других небесных тел. Оно, в частности, объявляет Луну и ее природные ресурсы " общим наследием человечества " (ст. 11), а исследование и использование Луны - "достоянием всего человечества" (ст. 4).

С целью исследования и использования Луны государства-участники могут: а) осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны; б) размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр; в) создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции. Действия государств-участников не должны создавать помех для деятельности, осуществляемой на Луне другими государствами-участниками.

Установленный международным космическим правом режим космического пространства существенно отличается от международно-правового режима воздушного пространства. Но граница между этими пространствами на сегодня не установлена ни в международном праве, ни в национальном законодательстве.

Применяется сложившаяся в практике обычная норма, ограничивающая суверенитет государства воздушным пространством ниже минимальных орбит искусственных спутников Земли. Речь идет об орбитах порядка 100 + 10 км над уровнем моря. Пространство выше этих орбит считается космическим, и на него не распространяется суверенитет какого-либо государства.

Правовой статус космических объектов определяется как нормами международного права, так и национального космического законодательства. В международном аспекте здесь особое значение имеют правоотношения, связанные с запуском космического объекта в космос и возвращением его на Землю. Исходным в этих правоотношениях является требование об обязательной регистрации гос-вом запускаемых космических объектов.

В соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, эти объекты запускающее государство (т.е. государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, или государство, с территории или с установок которого осуществляется запуск космического объекта) обязано зарегистрировать в специальном национальном регистре. Когда в отношении любого такого космического объекта имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует соответствующий объект (ст. 2). Данные национального регистра представляются "в ближайший практически осуществимый срок" Генеральному секретарю ООН для внесения их в международный реестр.

Ряд норм, касающихся правового статуса космических объектов, содержится и в Договоре по космосу. В нем, в частности, отмечается, что государство-участник, в регистр которого занесен космический объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве, на небесном теле или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства-участника, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству. При этом такое государство должно по соответствующему требованию представить до возвращения космического объекта информацию о нем.

Космонавт - это лицо, участвовавшее или участвующее в космическом полете в качестве командира космического корабля или члена его экипажа. Космонавты выполняют задачи по исследованию и использованию космического пространства как в процессе космического полета, так и при посадке на небесных телах.

Правовой статус космонавтов (членов экипажа космического корабля) определен Договором по космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (далее - Соглашение о спасении космонавтов), а также национальным космическим законодательством. В соответствии с этими актами космонавты являются "посланцами человечества в космос". Но они не обладают наднациональным статусом. Космонавты являются гражданами конкретного государства. Как отмечается в Договоре по космосу, государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем этого объекта во время его нахождения в этом пространстве или на любом небесном теле (ст. 8).

Некоторые особенности прав и обязанностей членов экипажа установлены Межправительственным соглашением по международной космической станции (1998 г.). Общим требованием при этом выступает требование использовать станцию эффективным и безопасным для жизни и здоровья членов экипажа образом.

Соглашение о спасении космонавтов касается их правового статуса в контексте обязанностей государств оказывать им помощь в случае аварии или иного бедствия.

75. Актуальные вопросы правового регулирования использования космического пространства (зондирование, телевещание и др.)

Актуальной проблемой является использование спутников для международного телевещания. Международное телевещание мо­жет преследовать политические цели, серьезно влиять на обще­ственное мнение, провоцировать беспорядки и пр.

10 декабря 1982 г. Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию № 37/92 «Прин­ципы использования государствами искусственных спутников земли для международного непосредственного телевизионного вещания».

Пункт «А» данной резолюции («Цели и задачи») гласит:

«1. Деятельность в области международного непосредствен­ного телевизионного вещания с помощью спутников должна осуществляться таким образом, чтобы она была совместимой с суверенными правами государств, включая принцип невмеша­тельства, а также с правом каждого искать, получать и распро­странять информацию и идеи, как это зафиксировано в соот­ветствующих документах Организации Объединенных Наций.

2. Такая деятельность должна способствовать свободному распространению информации и знаний в области культуры и науки и взаимному обмену ими, содействовать развитию обра­зования, социальному и экономическому развитию, особенно в развивающихся странах, повышать качество жизни всех наро­дов и обеспечивать досуг при должном уважении политической и культурной целостности государств.

3. Соответственно, эта деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы она была совместимой с развитием взаи­мопонимания и укреплением дружественных отношений и со­трудничества между всеми государствами и народами в интере­сах поддержания международного мира и безопасности».

Государствам необходимо, принимая во внимание принцип свободы информации, достигать соглашений или под­держивать ранее заключенные соглашения, касающиеся пря­мого вещания через спутники для населения стран, иных, чем страна — источник передачи. При подготовке программ прямо­го вещания на другие страны должны приниматься во внимание различия в национальных законах стран — объектов вещания.

Дистанционное зондирование Земли из космоса означает зон­дирование поверхности Земли из космоса с использовани­ем свойств электромагнитных волн, излучаемых, отражаемых или рассеиваемых зондируемыми объектами. Дистанционное зондирование применяется для обнаружения природных ре­сурсов, наблюдения за климатическими явлениями, изучения миграций животных, определения экологической ситуации и др. В международно-правовом аспекте встают вопросы о пра­ве зондировать территорию государства без его согласия, праве распространять и использовать такую информацию в интересах зондирующего государства, обязанности передавать эту инфор­мацию зондируемому государству и пр.

3 декабря 1986 г. Генеральная Ассамблея приняла Резолю­цию № 41/65, утвердившую компромиссные «Принципы, каса­ющиеся дистанционного зондирования земли из космического пространства». В соответствии с Принципами деятельность по дистанционному зондированию (ДДЗ) осуществляется на бла­го и в интересах всех стран; в соответствии с международным правом; таким образом, чтобы не наносить ущерба законным правам и интересам зондируемого государства. Государства, участвующие в ДДЗ, предоставляют техническую помощь дру­гим заинтересованным государствам на взаимосогласованных условиях. Государство, осуществляющее ДДЗ, предоставляет «в максимально возможной и практически осуществимой степе­ни» информацию любому другому государству. ДДЗ должна со­действовать охране природной среды и защите человечества от стихийных бедствий; участвующие в ДДЗ государства, которые установили, что в их распоряжении имеется информация, ко­торая может быть полезной для достижения данных целей, пе­редают эту информацию соответствующим государствам. Как только получены первичные данные и обработанные данные по территории, находящейся под его юрисдикцией, зондируемому государству предоставляетсядоступ к ним на недискримина­ционной основе и на разумных условиях оплаты. Зондируемому государству предоставляется также доступ к проанализирован­ной информации на той же основе и тех же условиях. Государ­ство, осуществляющее ДДЗ, вступает по просьбе в консульта­ции с государством, территория которого зондируется, с целью предоставления возможностей участия и увеличения получае­мых от этого взаимных выгод.

Большую ценность для исследования и использования космо­са представляет геостационарная орбита (ГСО), находящаяся на высоте 36 тыс. км (35 786 м) над экватором. Находящийся на этой орбите спутник постоянно расположен над одной и той же точкой земной поверхности, поскольку скорость его обраще­ния вокруг планеты равна скорости вращения земли. Расстоя­ние между геостационарными спутниками должно быть не ме­нее 2 градусов, поэтому ГСО является ограниченным ресурсом. Важнейшей организацией, регулирующей использование ГСО, является Международный союз электросвязи. В соответствии с Уставом 1992 г. Союз осуществляет распределение радиочастот­ного спектра, выделение радиочастот и регистрацию присвое­ний радиочастот и соответствующих позиций на орбите геоста­ционарных спутников (ст. I). Использование ГСО должно осу­ществляться таким образом, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите разным странам или группам стран с уче­том особых потребностей развивающихся стран и географиче­ского положения некоторых стран (п. 2 ст. 44).

Неурегулированной является проблема космического мусора — на орбитах накопилось несколько тысяч предметов, угрожаю­щих движению космических аппаратов. Есть мнение, что кос­мический мусор может квалифицироваться в качестве космических объектов, соответственно, в случае причинения им ущерба ответственность должна наступать по правилам Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный кос­мическими объектами, 1972 г. Для решения данной проблемы космические державы организовали Координационный коми­тет по космическому мусору.

Проблема использования источников ядерной энергии в космо­се имеет большое значение, так как в случае падения космиче­ского аппарата с таким источником на борту окружающей среде может быть причинен значительный ущерб.

14 декабря 1992 г. Генеральная Ассамблея приняла Резолю­цию № 47/68 «Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве». В соответ­ствии с этим документом для сведения к минимуму количества радиоактивного материала в космосе и связанных с этим ри­сков использование ядерных источников энергии ограничива­ется космическими полетами, которые не могут осуществлять­ся разумным способом с использованием неядерных источни­ков энергии. Государства, запускающие космические объекты с ядерными источниками энергии на борту, прилагают усилия для защиты отдельных лиц, населения и биосферы от радио­логических опасностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...