Правовой режим космического пространства. Статус космонавтов и космических аппаратов.
Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел в главных чертах определяется Договором по космосу и Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах (далее - Соглашение о Луне). Первым из этих актов установлено, что космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, " не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами " (ст. 2). Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований. Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степени их экономического и научного развития и являются достоянием всего человечества (ст. 1). Государства - участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 3). Договором запрещается выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах или размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Луна и другие небесные тела используются всеми государствами - участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров (ст. 4).
Соглашение о Луне развивает и конкретизирует положение Договора по космосу в отношении правового режима Луны и других небесных тел. Оно, в частности, объявляет Луну и ее природные ресурсы " общим наследием человечества " (ст. 11), а исследование и использование Луны - "достоянием всего человечества" (ст. 4). С целью исследования и использования Луны государства-участники могут: а) осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны; б) размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр; в) создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции. Действия государств-участников не должны создавать помех для деятельности, осуществляемой на Луне другими государствами-участниками. Установленный международным космическим правом режим космического пространства существенно отличается от международно-правового режима воздушного пространства. Но граница между этими пространствами на сегодня не установлена ни в международном праве, ни в национальном законодательстве. Применяется сложившаяся в практике обычная норма, ограничивающая суверенитет государства воздушным пространством ниже минимальных орбит искусственных спутников Земли. Речь идет об орбитах порядка 100 + 10 км над уровнем моря. Пространство выше этих орбит считается космическим, и на него не распространяется суверенитет какого-либо государства. Правовой статус космических объектов определяется как нормами международного права, так и национального космического законодательства. В международном аспекте здесь особое значение имеют правоотношения, связанные с запуском космического объекта в космос и возвращением его на Землю. Исходным в этих правоотношениях является требование об обязательной регистрации гос-вом запускаемых космических объектов.
В соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, эти объекты запускающее государство (т.е. государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, или государство, с территории или с установок которого осуществляется запуск космического объекта) обязано зарегистрировать в специальном национальном регистре. Когда в отношении любого такого космического объекта имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует соответствующий объект (ст. 2). Данные национального регистра представляются "в ближайший практически осуществимый срок" Генеральному секретарю ООН для внесения их в международный реестр. Ряд норм, касающихся правового статуса космических объектов, содержится и в Договоре по космосу. В нем, в частности, отмечается, что государство-участник, в регистр которого занесен космический объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве, на небесном теле или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства-участника, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству. При этом такое государство должно по соответствующему требованию представить до возвращения космического объекта информацию о нем. Космонавт - это лицо, участвовавшее или участвующее в космическом полете в качестве командира космического корабля или члена его экипажа. Космонавты выполняют задачи по исследованию и использованию космического пространства как в процессе космического полета, так и при посадке на небесных телах. Правовой статус космонавтов (членов экипажа космического корабля) определен Договором по космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (далее - Соглашение о спасении космонавтов), а также национальным космическим законодательством. В соответствии с этими актами космонавты являются "посланцами человечества в космос". Но они не обладают наднациональным статусом. Космонавты являются гражданами конкретного государства. Как отмечается в Договоре по космосу, государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем этого объекта во время его нахождения в этом пространстве или на любом небесном теле (ст. 8).
Некоторые особенности прав и обязанностей членов экипажа установлены Межправительственным соглашением по международной космической станции (1998 г.). Общим требованием при этом выступает требование использовать станцию эффективным и безопасным для жизни и здоровья членов экипажа образом. Соглашение о спасении космонавтов касается их правового статуса в контексте обязанностей государств оказывать им помощь в случае аварии или иного бедствия. 75. Актуальные вопросы правового регулирования использования космического пространства (зондирование, телевещание и др.) Актуальной проблемой является использование спутников для международного телевещания. Международное телевещание может преследовать политические цели, серьезно влиять на общественное мнение, провоцировать беспорядки и пр. 10 декабря 1982 г. Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию № 37/92 «Принципы использования государствами искусственных спутников земли для международного непосредственного телевизионного вещания». Пункт «А» данной резолюции («Цели и задачи») гласит: «1. Деятельность в области международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников должна осуществляться таким образом, чтобы она была совместимой с суверенными правами государств, включая принцип невмешательства, а также с правом каждого искать, получать и распространять информацию и идеи, как это зафиксировано в соответствующих документах Организации Объединенных Наций.
2. Такая деятельность должна способствовать свободному распространению информации и знаний в области культуры и науки и взаимному обмену ими, содействовать развитию образования, социальному и экономическому развитию, особенно в развивающихся странах, повышать качество жизни всех народов и обеспечивать досуг при должном уважении политической и культурной целостности государств. 3. Соответственно, эта деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы она была совместимой с развитием взаимопонимания и укреплением дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами и народами в интересах поддержания международного мира и безопасности». Государствам необходимо, принимая во внимание принцип свободы информации, достигать соглашений или поддерживать ранее заключенные соглашения, касающиеся прямого вещания через спутники для населения стран, иных, чем страна — источник передачи. При подготовке программ прямого вещания на другие страны должны приниматься во внимание различия в национальных законах стран — объектов вещания. Дистанционное зондирование Земли из космоса означает зондирование поверхности Земли из космоса с использованием свойств электромагнитных волн, излучаемых, отражаемых или рассеиваемых зондируемыми объектами. Дистанционное зондирование применяется для обнаружения природных ресурсов, наблюдения за климатическими явлениями, изучения миграций животных, определения экологической ситуации и др. В международно-правовом аспекте встают вопросы о праве зондировать территорию государства без его согласия, праве распространять и использовать такую информацию в интересах зондирующего государства, обязанности передавать эту информацию зондируемому государству и пр. 3 декабря 1986 г. Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию № 41/65, утвердившую компромиссные «Принципы, касающиеся дистанционного зондирования земли из космического пространства». В соответствии с Принципами деятельность по дистанционному зондированию (ДДЗ) осуществляется на благо и в интересах всех стран; в соответствии с международным правом; таким образом, чтобы не наносить ущерба законным правам и интересам зондируемого государства. Государства, участвующие в ДДЗ, предоставляют техническую помощь другим заинтересованным государствам на взаимосогласованных условиях. Государство, осуществляющее ДДЗ, предоставляет «в максимально возможной и практически осуществимой степени» информацию любому другому государству. ДДЗ должна содействовать охране природной среды и защите человечества от стихийных бедствий; участвующие в ДДЗ государства, которые установили, что в их распоряжении имеется информация, которая может быть полезной для достижения данных целей, передают эту информацию соответствующим государствам. Как только получены первичные данные и обработанные данные по территории, находящейся под его юрисдикцией, зондируемому государству предоставляетсядоступ к ним на недискриминационной основе и на разумных условиях оплаты. Зондируемому государству предоставляется также доступ к проанализированной информации на той же основе и тех же условиях. Государство, осуществляющее ДДЗ, вступает по просьбе в консультации с государством, территория которого зондируется, с целью предоставления возможностей участия и увеличения получаемых от этого взаимных выгод.
Большую ценность для исследования и использования космоса представляет геостационарная орбита (ГСО), находящаяся на высоте 36 тыс. км (35 786 м) над экватором. Находящийся на этой орбите спутник постоянно расположен над одной и той же точкой земной поверхности, поскольку скорость его обращения вокруг планеты равна скорости вращения земли. Расстояние между геостационарными спутниками должно быть не менее 2 градусов, поэтому ГСО является ограниченным ресурсом. Важнейшей организацией, регулирующей использование ГСО, является Международный союз электросвязи. В соответствии с Уставом 1992 г. Союз осуществляет распределение радиочастотного спектра, выделение радиочастот и регистрацию присвоений радиочастот и соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников (ст. I). Использование ГСО должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите разным странам или группам стран с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран (п. 2 ст. 44). Неурегулированной является проблема космического мусора — на орбитах накопилось несколько тысяч предметов, угрожающих движению космических аппаратов. Есть мнение, что космический мусор может квалифицироваться в качестве космических объектов, соответственно, в случае причинения им ущерба ответственность должна наступать по правилам Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. Для решения данной проблемы космические державы организовали Координационный комитет по космическому мусору. Проблема использования источников ядерной энергии в космосе имеет большое значение, так как в случае падения космического аппарата с таким источником на борту окружающей среде может быть причинен значительный ущерб. 14 декабря 1992 г. Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию № 47/68 «Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве». В соответствии с этим документом для сведения к минимуму количества радиоактивного материала в космосе и связанных с этим рисков использование ядерных источников энергии ограничивается космическими полетами, которые не могут осуществляться разумным способом с использованием неядерных источников энергии. Государства, запускающие космические объекты с ядерными источниками энергии на борту, прилагают усилия для защиты отдельных лиц, населения и биосферы от радиологических опасностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|