Общая характеристика социальной сферы РК
В рамках данного пособия рассматривается социально- политическая система, поэтому мы не будем подробно останавливаться на социально-этническом её компоненте (это дело историков- этнографов). Сразу перейдём к демографической составляющей. В настоящее время в РК сложилась довольно непростая демографическая ситуация. Так, по данным переписи 1993 г., население в Республике Корея составляло 44 млн. человек, а в 2000 г. – 47 млн. 275 тысяч человек, плотность населения – 476 человек на 1кв. км.[1] Самый быстрый рост населения в стране наблюдался в 60-е годы XX в. Он составлял ежегодно 3 %, но уже в следующее десятилетие он замедлился до 2 %. В настоящее время темпы роста населения находятся на уровне всего лишь 0, 89% и ожидается их дальнейшее снижение. В этой связи меняется и структура населения. В 60-е годы схема населения Кореи по возрастным группам выглядела как пирамида: с высоким уровнем рождаемости и сравнительно короткой продолжительностью жизни. Сейчас эта схема имеет скорее форму колокола и характеризуется низкой рождаемостью и увеличивающейся продолжительностью жизни. С каждым уходящим годом население становится старше. Что касается поселенческой характеристики, то послевоенная Корея была по преимуществу аграрной страной. Особенностью Южной Кореи стала быстрота перехода от аграрного общества к индустриальному. После разделения страны РК пошла по пути быстрой индустриализации, которая привела к 1960-гг. к уменьшению аграрного перенаселения, тем самым, создав социальные предпосылки перехода от традиционного мелкого крестьянского хозяйства в фермерское. В распределении рабочей силы между промышленным и сельскохозяйственным секторами экономики наблюдалась тенденция перехода от сельскохозяйственного труда к другим видам деятельности. Быстрая индустриализация и урбанизация страны в 60-е и 70-е гг.XX в. сопровождались продолжающейся миграцией сельских жителей в города, особенно в Сеул. Это привело к высокой концентрации населения в городах. Однако в последние годы всё большее число граждан стремятся обосноваться в пригородных районах Сеула.
Исторически население многих восточных государств, в том числе и Кореи, относят к традиционным общностям. Но происходящие процессы модернизации политической и экономической сфер обусловили и изменение общественных структур. В традиционный восточный мир всё больше проникают западные и американские жизненные стандарты и ценностные ориентиры. В середине XX века самую многочисленную социальную группу составляло крестьянство. Но изменение вектора экономического развития привело к резкому сокращению доли сельскохозяйственного населения, что привело Республику Корею к практическому «раскрестьяниванию». В результате сельское население сократилось с 6, 2 млн. (61, 4 %) в 1960 г. до 3, 1 млн. (16, 3%) в 1991 г. Спецификой сельского социума является его многоукладность, обусловленная наличием множества моделей социально-экономических отношений. Индустриализация страны способствовала появлению в структуре корейского общества новых слоев и групп, оказывающих влияние на политическое и экономическое развитие государства. Наиболее мощными в этом плане являются финансово-промышленные группы, получившие название «чеболь», южно-корейские монополии семейно-кланового типа. Их в стране пять: «Самсунг», «Санъён», «Дэу», «Хюндаи» и «ЭльДжи» (бывший «Голдстар»). В 1998 г. новым правительством были проведены мероприятия по реструктуризации экономической системы, повлиявшие на крупные транснациональные компании. Реструктуризация пяти крупнейших «чеболь» сосредоточена на Планах структурного совершенствования капитала, включая закрытие нежизнеспособных филиалов этих компаний. Общее число дочерних компаний сокращается от существующих 264 до 130. Мероприятия направлены на сужение специализации до трех-пяти основных отраслей, в которых кампании могут успешно конкурировать на мировом рынке. Предполагается, что в результате реформ выиграют и мелкие и средние предприятия. Вообще, по мнению некоторых авторов, для РК очень характерны нелегальные тесные отношения между властью и бизнесом. Сами корейцы называют это «слипание политики с экономикой» (чонъгёнъ ючхак).[2]Раньше при авторитарном правлении государство покровительствовало крупному бизнесу. Так, при Пак Чжон Хи была принята программа развития тяжёлой промышленности (1973г.) и создана основа для развития корпораций (чеболь) как флагманов южнокорейской экономики. Это был период зависимости от власти и личного отношения руководителя государства к той или иной финансово-промышленной группе. Сейчас ситуация поменялась. При демократической форме правления политикам постоянно нужны немалые средства для ведения частых выборных компаний разного уровня. Бизнесмены стали охотно финансировать политиков в собственных интересах. Нелегальному слиянию бизнеса и власти также способствует установление родственных связей между властной и финансовой элитами страны.
В первой половине 80-х гг. XX в., в Южной Корее начинается формирование значительного по численности среднего класса, состоящего из владельцев мелких и средних предприятий, выпускников высших учебных заведений, профессионалов со специальной подготовкой, административной бюрократии и горожан. Именно средний класс становится носителем идеи демократизации режима и движущей силой этого процесса. Сегодня самой многочисленной составляющей корейского социума являются представители наемного труда, низшие слои общественной структуры. Их рост был спровоцирован высокими темпами индустриализации страны. В основном население занято в текстильной, тяжелой и химической промышленности. Активно развивается кораблестроение и автомобилестроение, производство электронного оборудования. Отметим, что слой «синих и белых воротников» не представляет собой единого целого. Как пишут исследователи (Сон Бок, Ёнсе)[3], для корейцев их предприятия – это всего лишь места скопления людей. Ментальность корейских рабочих серьезно отличается от мировоззренческих установок американских и японских наемных работников. Так, по сравнению с американскими, корейские рабочие больше ориентированны на личные отношения между собой, чем на интересы предприятия в целом. Если для японца фирма, в которой он работает, есть единый организм, то для корейца это лишь система иерархии взаимоотношений между начальником и подчинёнными и между рабочими. Истоки подобного отношения следует искать видимо в мировоззрении корейцев. Практика показывает, что при назначении на государственные должности, например, приоритет, зачастую, отдается личным связям и знакомствам, а не профессиональной компетенции.
Рассматривая стратификационный компонент корейского общества, следует отметить и его конфессиональную дифференциацию. Свобода вероисповедания гарантируется Конституцией РК, и корейская культура объединяет несколько разнообразных верований, оказывающих влияние на формирование образа мыслей и поведения людей. Одним из факторов, способствовавших популяризации религиозных учреждений и их превращению во влиятельные общественные организации стала быстрая индустриализация страны. Так, по данным статистики за 1995 г. 50, 7 % корейцев являются приверженцами какого-либо религиозного направления; среди наиболее крупных можно назвать буддизм, христианство, ислам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|