Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные социальные институты южнокорейского общества




Уровень развития общества можно рассмотреть, обратив внимание на состояние основных социальных институтов. Они так же, как и профессионально-образовательная структура, указывают на сферы приложения социально значимой активности человека. Под социальными институтами принято понимать устойчивые совокупности общественных отношений, складывающихся в совместной деятельности людей, организационно оформленных для выполнения социально значимых функций. В качестве основных рассмотрим такие социальные институты, как семья, образование, наука и здравоохранение.

Семья, один из важных социальных институтов, претерпел серьезные изменения. Традиционная корейская семья была большой и состояла из представителей трех или четырех поколений, живущих вместе под одной крышей. Из-за высокой детской смертности большая семья считалась особым благословением, и каждая семья стремилась иметь много детей. Однако быстрый процесс индустриализации и урбанизации страны в 60-х и 70-х гг. XX в., сопровождался действенными мерами по контролю над рождаемостью со стороны правительства. В результате такой государственной политики в 80-х гг. XX в. показатель среднего количества детей на одну семью резко снизился до двух и менее человек.

Согласно давней конфуцианской традиции от отца роль главы семьи переходит к старшему сыну, поэтому в Корее вообще и в Южной Корее в частности всегда предпочтение отдавалось рождению мальчиков. Чтобы разрешить проблему неравенства детей в семье, правительство полностью переработало семейное законодательство таким образом, чтобы обеспечить сыновьям и дочерям равные права на наследство.

Безусловно, индустриализация страны сделала жизнь корейской семьи более сложной и динамичной. Многие современные молодые супружеские пары сейчас предпочитают отделиться от семейного клана и жить самостоятельно. Это может быть показателем роста благосостояния жителей РК, выражающимся в возможности раздельного проживания разных поколений. В настоящее время корейцы живут в основном малыми семьями, состоящими только из родителей и детей.

Говоря о корейских семьях, нельзя обойти стороной вопрос о фамилиях, их в Корее существует около 300. Подавля­вшее большинство корейцев носят лишь несколько самых распространенных, к которым относятся фамилии Ким, Ли, Пак, Ан, Чан, Чо, Чхве или Цой, Чон, Хан, Кан, Ю и Юн.

Интересно то, что, выйдя замуж, корейские женщины не меняют фамилию. Когда американцы, обращаясь к женщине, называют ее миссис Смит, это значит, что Смит – фамилия ее мужа. Если же в Корее замужняя женщина называет себя миссис Ким, обычно это значит, что Ким – ее девичья фамилия. Крайне редко женщины предпочитают называть себя по фамилии мужа.

Ещё один любопытный момент связан с тем, что у корейцев не принято обращаться друг к другу по именам, за исключением очень близких друзей. Даже в общении между детьми одних родителей младшие, обращаясь к старшим братьям и сестрам, используют слова онни и оппа, означающие соответственно «старшая сестра» и «старший брат».

Сохранению семьи способствует целый ряд факторов: традиционные корейские праздники, хотя из-за быстрых темпов и ритмов жизни современная Корея утратила традиции многих их них. Но осталось несколько праздников, которые корейцы отмечают все также ревностно, как и раньше. Один из них – это Соль, первый день года по лунному календарю, который приходится примерно на конец января или февраль по европейскому календарю. Чтобы отметить праздник собирается вся семья. Члены семьи, одетые в ханбок или другие нарядные одежды, исполняют обряд поминовения предков. После этого ритуала младшие члены семьи традиционными глубокими поклонами совершают церемонию приветствия и поздравлений старших. Ещё одним праздником, кото­рый с наибольшим нетерпением ждут все жители сов­ременной Кореи, является осенний праздник Чхусок – день полнолуния, при­ходящийся на пятнадцатый день восьмого месяца лунного календаря. Автомагистрали заполнены бесконечными вереница­ми машин, и практически все учреждения и магазины за­крываются на три дня. Семьи собираются вместе, отдают дань памяти умершим родственникам и посещают их мо­гилы. Все стремятся отметить праздник Чхусок в родных местах. Заказы билетов на самолеты и поезда обычно делают предварительно за несколько месяцев до праздника.

Торжественно корейцы отмечают несколько важных дат в жизни человека: пэк иль, отмечаемый через 100 дней после рождения ребенка, толь – день, когда ребенку исполняется один год, и хвегап или хвангап, 60-ый день рождения, считающийся завершением 60-летнего восточного зодиакального цикла. Во времена, когда детская смертность была высока, а средняя продолжительность жизни мала, эти даты праздновали с воодушевлением. В этих больших семейных праздниках раньше участвовали даже дальние родственники, сегодня же собираются лишь близкие члены семьи. Что касается юбилея хвегап, все больше пожилых корейцев предпочитают от­мечать его не в кру­гу семьи, а, напри­мер, отправившись в заграничное путе­шествие.

Образование и наука являются важными составляющими социально-экономической системы корейского общества. Образованию традиционно придают большое значение как средству достижения общественного положения и как основному способу самореализации личности.

Система образования в РК. Школы, в их современном виде, появились в стране в 80-гг. XIX в. Сразу же после создания Республики Корея правительство страны приступило к формированию современной системы образования. В 1953 г. было введено обязательное начальное шестилетнее образование. Кстати, уровень образования населения был одним из основных факторов, позволивших стране добиться быстрого экономического роста за последние тридцать лет.

Министерство образования и развития людских ресурсов является правительственным органом, который отвечает за разработку и реализацию политики в области образования. Благодаря централизованному финансированию системы образования большая часть бюджетов школ составляют средства, выделенные государством.

Система образования Республики Кореи состоит из шестилетнего начального образования, трехлетнего среднего образования, трехлетнего среднего образования в школах повышенной ступени, а также четырехлетнего образования в колледжах и университетах, при которых также работают магистратуры и аспирантуры, дающие возможность получить ученую степень кандидата наук. Существуют также двух- и трехгодичные технические и профессионально-технические колледжи.

Программа начальной школы включает обучение по девяти предметам: этике, корейскому языку, обществоведению, математике, естествознанию, физкультуре, музыке, изобразительному и прикладному искусству. По окончании начальной школы дети в возрасте от 12 до 14 лет проходят обучение в средней школе с седьмого по девятый классы. В средних школах соотношение между числом учащихся и преподавателей составляло в 2000 г. 20,1 человека на 1 учителя, в то время как в 1970 г. этот показатель был равен 42,3 человека. Программа средней школы состоит из 11 обязательных предметов, ряда предметов, изучае­мых по выбору, а также факультативных занятий. Тех­нические и профессионально-технические специальности изучаются по выбору теми учащимися, которые намерены пойти работать по окончании школы.[4]

В Республике Корея действуют два вида средней школы повышенной ступени: общая и профессионально-техническая. Желающие поступить в профессионально-техническую школу повышенной ступени (даю­щие знания в области сельского хозяйства, техники, делового администрирования и морского дела) принимаются на основании результатов экзаменов, проводимых в школе. Как правило, программа таких школ на 40–60 % состоит из общих предметов, а оставшаяся часть приходится на специальные предметы. Так, в 2000 г. в стране действовали 764 профессионально-техни­ческих средних школы повышенной ступени, в которых обучались 746 тыс. 986 учащихся. Среди общих средних школ повышенной ступени есть несколько специализированных школ с углубленным изучением искусства, физкультуры, естественных наук и иностранных языков. Программа обучения в этих школах направлена на подготовку к поступлению в университеты. В 2000 г. в Республике Корея действовали 11 тыс. 935 общих средних школ повышенной ступени, в которых обучались 1 млн. 300 тысяч учащихся. В 2000 г. 99, 5 % учащихся после окончания средних школ продолжили обучение в школах повышенной ступени двух типов.

В Республике Корея существует несколько типов высших учебных заведений: колледжи и университеты, в которых курс обучения составляет четыре года (шесть лет в медицинских и стоматологических колледжах), педагогические университеты с четырехлетним обучением, двухгодичные профессионально-технические колледжи, заочные университеты, открытые университеты, а также различные двух- и четырехгодичные учебные заведения со статусом колледжа, такие, как школы медсестер или духовные семинарии. В 2000 г. в стране насчитывалось 355 высших учебных заведения, в которых обучались 3 млн. 360 тысяч студентов, а число профессоров и преподавателей составляло 56 тыс. 903 человека.[5]

Прием студентов в колледжи и университеты в РК подчинен довольно строгим правилам. Поступление абитуриента зависит от итоговых оценок, полученных в средней школе повышенной ступени, а также от результатов единого общенационального теста. Кроме этого, начиная с 1996 г., некоторые колледжи и университеты проводят дополнительный вступительные экзамен в форме сочинения.

Следует особо сказать о специальном и неформальном образовании. Государство, понимая необходимость создания условий для людей с физическими недостатками, постоянно увеличивает число специальных учебных заведений для инвалидов. В 2000 г. в стране было 129 школ для инвалидов, где проходили обучение 23 тыс. 605 человек. Эти учебные заведения включают 12 школ для детей с ослабленным зрением, 18 – для детей с ослабленным слухом, 17 – для детей с физическими недостатками, и 82 школы для детей с задержкой умственного развития. В дополнение к этим специальным школам, в некоторых общеобразовательных школах созданы специаль­ное классы для обучения учащихся-инвалидов. С целью повышения качества специального обучения в 1994 г. правительство создало Национальный институт специального образования, который разрабатывает программы специального образования и осуществляет соответствующую подготовку учителей.[6]

Уникальным явлением в образовательной практике РК можно назвать Заочный университет, который дает возможность работающей молодежи и взрослым получить четырехлетнее высшее образование по специальностям: деловое администрирование и управление, сельское хозяйство, педагогика и домоводство. Университет ежедневно передает четырнадцать 30-минутных программ по радио и одну 30-минутную телевизионную программу по каналу EBS-TV (Система образовательного телевидения), а также ведет образовательные программы на кабельном канале «Телесеть Открытого университета» по 18 часов ежедневно. Слушатели Заочного университета, которые успешно сдают экзамены по пройденному курсу, получают такой же диплом, как и выпускники обычных колледжей и университетов. Существует также система «эфирного» и заочного образования по программам средней школы и средней школы повышенной ступени. Другие виды неформального образования включают различные учебные программы, которые осуществляют как государственные, так и частные opганизации. Такие учебные программы охватывают широкий спектр образовательных тем – от обучения профессиональным навыкам до специальных знаний и овладения техникой в области искусств, чтобы помочь молодежи и людям старшего возраста в их производственной деятельности и организации досуга.

Наука в РК. В 1966 г. правительство учредило Корейский институт науки и технологий (KIST) и в 1967 г. – Министерство науки и технологий. Первоначально политика страны в области науки и технологий была нацелена в основном на внедрение, адаптацию и применение иностранных технологий. Однако в 80-х гг. акцент был смещен на планирование и осуществление национальных проектов в области развития науки и технологий с целью повышения уровня научный исследований и технологических разработок. С 90-х гг. правительство сосредоточило усилия на трех основных областях: развитии исследований в области фундаментальной науки, обеспечении эффективного распределения и использования научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и рас­ширении международного сотрудничества. Эти усилия были направлены на повышение конкурентоспособности Рес­публики Корея в области современных технологий.

В апреле 1999 г. был создан Национальный совет по Науке и технологиям, призванный усилить общую коор­динацию в этой сфере. Его основная роль заключается в координации политики и общих планов развития науки и технологий, расширении инвестиций в эти отрасли, опре­делении приоритетов для развития национальных про­грамм. Национальный совет, во главе которого находится Президент страны, состоит из 19 человек, в число которых входят министры, имеющие отношение к науке и технологиям. Учредив Национальный совет, правительство стремилось содействовать увеличению инвестиций в науку и технологии, чтобы развивать такие передовые отрасли, как биотехнология, экологические технологии, создание новых материалов, информационные технологии и использование ядерной энергии.

На конец 1999 г. общие инвестиции в НИОКР достигли 10 млрд. долларов США, что составляет 2, 46 % ВНП страны. Республика Корея активно делает капиталовложения в развитие технологий, способствующих созданию новых отраслей промышленности.

Особое место в научном знании занимает изучение Кореи - корееведение. Эта область научных исследований начала развиваться после освобождения страны в 1945г. В период 35-летнего колониального господства научные исследования либо запрещалось проводить, либо в них преобладала японская точка зрения. В 1978 г. была открыта Академия изучения Кореи, а через два года при Академии была создана магистратура. К 1998 г. 349 выпускников Академии получили степень магистра и 87 человек – ученую степень кандидата наук по семи основным специальностям: философия и религия; история; корейский язык, литература и изучение классических сочинений; искусство; общество и этнография; политика и экономика; образование и этика. Изучение Кореи становится сферой научных интересов большого числа ученых и исследователей в разных странах. В 170 университетах Китая, Японии, Таиланда, Дании, США, России, Швейцарии, Германии, Польши, Украины, Венгрии и других стран открыты кафедры и отделения по изучению Кореи. Сейчас многие иностранные граждане имеют возможность пройти курс обучения корейскому языку в ведущих университетах Сеула, включая Сеульский национальный университет, Университет Ёнсе, Университет Коре и Женский университет Ихва.

Здравоохранение является неотъемлемой составляющей социальной системы экономически благополучного государства. Экономический рост Кореи способствовал и существенному улучшению здоровья населения. В 1960 г. средняя продолжительность жизни мужчин составляла 51 год и женщин – 54 года. К 1997 г. эти цифры выросли соответственно до 70, 1 лет и 78, 1 лет. Резко снизились показатели детской и материнской смертности.

Очевидно, что все эти положительные перемены непосредственно связаны с качественным улучшением питания населения, развитием медицины и большей доступностью медицинских услуг. Вопросы медицинского обслуживания населения, включая долгосрочное планирование мер по охране здоровья, развитию здравоохранения и oказанию социальной помощи находятся в компетенции Министерства здравоохранения и благосостояния. В последние годы бюджет данного министерства постоянно растет: в 2000 г. на нужды здравоохранения было истрачено 4527 триллиона вон (около 3, 94 млрд. долларов США), что составило 5, 2 % государственного бюджета. По сравнению с 1999 г. средства, выделенные министерству, увеличились на 8, 8 %.

В 1977 г. началось внедрение таких форм медицинского обслуживания, как медицинское страхование и льготная медицинская помощь. Однако до 1980 г. они охватывали лишь 29, 5 % населения. В 1999 г. медицинским страхованием имели возможность пользоваться 96, 5 % населения, а остальные 3, 5 % обращались за непосредственной медицинской помощью.

Постоянно увеличивается число больниц, врачей и медицинского персонала. В 1975 г. в стране насчитывалось 11 тыс. 188 клиник и больниц, включая специализированные клиники восточной медицины. Так к 1998 г. число медицинских учреждений выросло до 34 тыс. 588. Количество дипломированных врачей увеличилось до 65 тыс. 431 человек по сравнению с 16 тыс. 800 врачами в 1975 г.

Статистические данные за 1998 г. показывают, что на 616 человек приходился один врач, один специалист по восточной медицине – на 4999 человек, один стоматолог – на 2879 человек и один фармацевт – на 988 человек.[7]

Социальное обеспечение в Республике Корея включает в себя различные программы и направления. Это и расширение медицинского страхования и введения в 1995 г., системы страхования занятости. С 1988 г, действует государственная система пенсионного обеспечения. Основной целью всех программ социального обеспечения является предоставление определённых гарантий экономически активному населению на случай экономических кризисов, а также повышение уровня жизни нетрудоспособных граждан. Эти программы финансируются государством и состоят из пособий на оплату основных расходов на жизнь и медицинских услуг. Предусматривается также увеличение занятости людей старшего возраста через создание новых рабочих мест. С конца 80-х гг.XX в., всё больше внимания уделяется оказанию помощи инвалидам. В конце 1997 г., в Министерстве здравоохранения был разработан «Пятилетний план повышения благосостояния инвалидов», претворение в жизнь, которого проходило при участии органов исполнительной власти и Министерства труда и Министерства образования. По плану было увеличено число образовательных учреждений для подготовки инвалидов, расширилась сеть центров по оказанию помощи, модернизация специального оборудования. Кроме того, повышение занятости людей старшего поколения и инвалидов происходит через субсидирование работодателей государством для оборудования специальных рабочих мест. Вследствие принятых мер и общего улучшения уровня жизни в РК стал расти средний возраст жителей страны.

 

Вопросы

1. Что такое социальная система общества?

2. Дайте определение понятия страты?

3. Назовите основные социальные институты Республики Корея?

 

Рекомендуемая литература

 

1.Васильев Л.С. История Востока: в 2-х тт.Т.1.-М.:ВШ, 1993.

2. История Востока. Т.1. «Восток в древности».- М., 1997.

3. История Кореи. Т.1.- М., 1974.

4. История Кореи. – Сеул., 1995.

5. Ванин Ю.В. Феодальная Корея в XIII-XIV вв.-М., 1962.

6. Корея. Справочник. Корейская служба информации для зарубежных стран. – 1993.

7. История стран Азии и Африки в средние века. – М., 1968.

8. Республика Корея. Цифры и факты. Корейская служба информации. – Сеул., 2001.

9. Социально – политическая система Азиатско – Тихоокеанского региона / Сост.: Л.И.Сосковец: Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. – 111с.

10. Страны и народы: популярная энциклопедия.- СПб., 1997.

11. Страны мира сегодня: Т.4. Азия. Справочник.- М., 2001.

12. Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти.- М., 1997.

13. Калашников Н.И. Тайвань и Корея под властью Японии: особенности и результаты колониальной политики.// Восток, 1999, №6.

14. Шабшина Ф.И. В колониальной Корее (1940-1945). Записки и размышления очевидца. М., 1992.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...