Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исполнительная власть РК. Президент. Правительство. Госсовет




Президентская форма правления считается в РК наиболее удобной для конкретно-исторических условий страны. Президент РК является главой государства и представляет РК в сношениях с другими странами. Он также является главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженными силами. В случае смерти или неспособности пре­зидента исполнять свои обязанности, функции временного главы государства переходят к премьер-министру или, в случае необхо­димости, одному из членов Государственного совета в соответствии с законодательно установленным порядком передачи власти.

Президент избирается на один пятилетний срок всеобщим, рав­ным, прямым тайным голосованием. Сами южнокорейские политологи выделяют семь основных направлений полномочий и обязанностей президента:

1. Глава государства, является символом и представителем всего народа в государственном управлении и международных отношениях. Он назначает и отзывает послов РК за рубежом, получает верительные и отзывные грамоты послов иностранных держав, может по должности заключать международные договоры. Он осуществляет награждения, исполняет церемониальные и представительские функции, а также обладает правом на помилование. Является гарантом Конституции, независимости, территориальной целостности государства, сохранения государственности. Специфическая особен­ность: президент РК конституционно обязан стремиться к мир­ному объединению Кореи.

2. В качестве главы исполнительной власти вво­дит в действие все законы, принятые законодательной ветвью, из­дает соответствующие указы. Президент руководит правительст­вом и другими органами исполнительной власти. Он назначает высших чиновников, включая премьер-министра и глав ведомств.

3. В качестве главнокомандующего имеет право объявления войны, имеет высшую власть над вооруженными си­лами и в области военной политики.

4. По южнокорейской политической традиции прези­дент РК обычно является лидером правящей партии (быва­ют случаи, когда президент отказывается от членства в пар­тиях «ради национального согласия», например, в конце президентского срока Ким Дэ Чжуна). Он производит назначе­ния в руководстве партии, консультируется с руководителем правящей партии по назначениям в правительстве.

5. Обладает правом законодательной инициати­вы: он может вносить законопроекты в Национальное собрание, высказывать свою точку зрения (письменно или устно) законо­дательному органу. Но (по нынешним правилам) он не мо­жет распустить парламент.

6. Президент обладает широкими полномочиями в чрезвы­чайных ситуациях, в случае гражданских беспорядков, внешней угрозы, природных катастроф или серьезных экономических и финансовых кризисов. Президент обязан и имеет право принять соответствующие чрезвычайные меры, включая издание указов прямого действия. Однако к таким действиям он может прибег­нуть только в случае, когда нет достаточного времени для созы­ва Национального собрания и эти меры абсолютно необходимы для сохранения общественного порядка и защиты национальной безопасности. При этом в последующем он обязан получить одобрение парламента на предпринятые им меры: в противном случае его указы будут признаны не имеющими силу.

7. Президент имеет право объявить чрезвычайное положе­ние в соответствии с действующим законодательством в случае войны, вооруженных столкновений или подобной чрезвычай­ной ситуации. Сохранение чрезвычайного положения, также нуждается в одобрении парламентом.

Непосредственно подчинены президенту (положение на 2002г.) Секретариат, Совет национальной безопасности, Служба охраны. В подчинении главы исполнительной власти находятся также такие структуры как Консультативный совет по мирному и демократическому объединению, Президентский совет по науке и технике, Президентский комитет по делам среднего и малого бизнеса, Президентский комитет по борьбе с коррупции. Трехсторонняя комиссия по урегулирова­нии трудовых споров, Комитет государственной службы, Государственный комитет по «второму возрождению Кореи», Президентский комитет по образованию и людским ресурсам, Президентский комитет по устойчивому развитию и др. Эти структуры возглавляются чиновниками в ранге министра.[11]

Вышеперечисленные организации имеют консультативный характер. Два важнейших звена госаппарата – Палата аудита и инспекций (его глава назначается президентом и утверждается парламентом) и Национальная разведывательная служба подчинены напрямую президенту. Палата аудита и инспекций наделена полномочиями проводить аудит и проверку центральных и местных органов власти и государственных организаций и государственных компаний. Палата обладает правом расследовать злоупотребления чиновников и различные нарушения в сфере государственного управления и докладывать о результатах президенту, а также парламенту. Так в период кампании против коррупции в начале президентства Ким Ён Сама было проведено несколько шумных расследований.

Национальная разведывательная служба (НРС) – потомок корейского ЦРУ и Агентства планирования националь­ной безопасности. В процессе демократизации РК ее полномочия, особенно неформальные, оказались урезанными. Но и сегодня НРС координирует всю разведывательную и контрразведывательную деятельность в государстве, занимается вопросами национальной безопасности, ве­дет работу против Северной Кореи, что определяет уникальное положение НРС в политической системе Республики Корея.

Здесь же следует рассказать о государственной службе Республики Корея. Нынешняя система государственной службы носит силь­ный отпечаток традиций старой Кореи, когда государственная служба считалась наряду с научными изысканиями единственно достойной благородного человека стезей. Корпус государственных служащих носит кастовый характер, прием на государст­венную службу осуществляется через экзамены, продви­жение по службе осуществляется главным образом исходя из возраста и стажа, вознаграждение зависит от ранга и срока службы. Первый в РК Акт о государственной службе был принят парламентом в 1948 г. Ныне действующий акт был принят в 1963 г. К числу госслужащих относят служащих как центральных, так и местных органов власти. Законодательно установлена система их набора. Большая часть госслужащих – профессиональные управленцы, класссифицируемые по ряду категорий: общие, специальные (например, судьи, дипломаты, военные и т.д.), технические и др.

Главным для чиновника является его место в «табеле о рангах», которых в РК установлено. Первый ранг – наивысший (соответствует заместителю министра), второй – начальнику департамента и т.д. Для занятия той или иной должности претендент должен иметь соответ­ствующий ранг. Чиновники с 1-го по 5-й ранг назначаются указами президента, ниже – минист­ром. В некоторых специальных отраслях службы (образование, полиция, исследовательские работы) имеет место «приравнивание» долж­ностей к рангируемым должностям в органах власти и управле­ния. Прием на должность (на ранги с 5-го по 9-й) осуществляется на конкурсной основе через систему письменных экзаменов. Продвижение по службе также предполагает сдачу экзамена «на чин», однако главным критерием внесения в список кандидатов на повышение является стаж службы в данной должности. При смотрении списка соблюдается очередность.

Как было уже сказано, некоторые президентские структуры занимают особое положение в РК. Поэтому необходимо отдельно рассмотреть само правительство, хотя оно входит в общую систему исполнительной власти в стране.

Структура правительства РК включает около двух десятков отраслевых министерств, около двадцати отдельных агентств и управлений. Высшим органом исполнительной власти является Госу­дарственный совет, председателем которого по должности яв­ляется президент, а заместителем председателя – премьер-министр. В него входят главы ведомств в ранге министров, их число не менее 15, но не более 30. Госсовет является консуль­тативным органом, обсуждающим и готовящим рекомендации по важнейшим государственным вопросам для президента. Со­гласно ст.89 Конституции, на рассмотрение Госсовета выносят­ся следующие вопросы: принципиальные направления государственной полити­ки и работы исполнительной власти; вопросы войны и мира, вопросы внешней политики; проекты поправок к Конституции, предложения об об­щенациональных референдумах, важнейшие законопроекты и проекты указов президента, международных договоров; важнейшие финансовые вопросы: проекты госбюджета, вопросы распоряжения госсобственностью и т.п.; указы президента об объявлении чрезвычайного поло­жения; созыв внеочередных сессий парламента; награждение, амнистия, реабилитация; возбуждение дел о роспуске политической партии; назначение генерального прокурора, руководителей го­сударственных университетов, послов, главнокомандующих родами войск.

Премьер-министр Республики Корея, по сути дела, является главным координатором работы правительства, помогая прези­денту страны, а потому его самостоятельные функции довольно огра­ниченны. Премьер-министр назначается президентом и утвер­ждается парламентом (до назначения).

В прямом подчинении премьера – несколько госорганов: Агентство планирования и бюджета, Комиссия по честной торговле (другое название – по этике в бизнесе) – антимонополь­ный орган, Комитет по охране юношества, Агентство законодательных предположений, Агентство по делам ветеранов и пат­риотическому воспитанию, Комитет финансового надзора и др. Он может выступать от имени президента при наличии соответствующего поручения, может давать рекомендации президенту по вопросам назначения и увольнения членов Госсовета.

Министры назначаются указом президента по представлению премьер-министра. Их число может меняться. Они руководят министерствами, занимающимися общими вопросами. Более узкими вопросами занимаются ведомства возглавляемые чиновниками в ранге заместителя министра, которые также назначаются указом президента. Эти структурные подразделения могут входить в сис­тему тех или иных министерств или подчиняться напрямую премьер-министру. Среди этих агентств/управлений немало таких, которые, регулируют крупные области жизни общества, экономики (Националь­ное агентство полиции, Налоговая служба, Таможенная служ­ба, Статистическая служба, Гидрометеослужба, Служба охра­ны культурных ценностей, Служба лесоводства, Патентная служба, Служба железных дорог, Национальное агентство морской полиции и др.).

В результате реорганизации правительства в период правления прези­дента Ким Дэ Чжуна оно фактически было разделено на следующие блоки: экономика, внешняя политика и безопас­ность, социальная сфера и развитие человеческого потенциала. В политическом блоке огромным влиянием пользуется помимо перечисленных министерств Национальная разведслужба, о которой уже было сказано.

К министерствам социального блока относятся: Министерство образования и людских ресурсов (с 2001 г. за направление отвечает вице-премьер кабинета) проводит государственную политику в области начального, среднего и высшего образования, включая частное Министерство культуры и туризма отвечает за развитие культуры, СМИ, спорта, молодежи, туризма, религиозные во­просы. В этом министерстве – наибольшее количество струк­турных подразделений, ему подчиняются многочисленные го­сударственные организации в соответствующих областях, такие как Служба охраны культурных ценностей, Корейский фонд развития кинематографа, Фонд развития культуры и искусств Кореи, музеи, концертные залы и т.п.[12]

Министерство здравоохранения и социального обеспе­чения имеет в подчинении несколько исследовательских, санитарных, лечебных центров; Министерство труда отвечает за разработку и внедрение стандартов и правил, отношения между трудящимися и работодателями, технику безопасности, политику в области зарплаты и страхования и т.п.; Министерство по делам женщин образовано в 2001г., в рамках либеральных преобразований президента Ким Дэ Чжуна. Среди вновь образованных министерств – Министерство охраны окружающей среды.

Вопросы

1. Назовите семь основных полномочий президента РК?

2. Сколько министров обычно входит в правительство РК?

3. Что является высшим органом исполнительной власти РК?

Судебная система

Временем создания судебной системы в своей стране корейцы считают 1895 г., когда судебная власть впервые была законодательно отделена от исполнительной и был принят Закон о судебной системе. С тех пор система судов неоднократ­но изменялась, прежде всего, под влиянием японских колониаль­ных и американских оккупационных властей.

В настоящее время в РК имеются суды трех уровней: Вер­ховный суд, высшие суды (промежуточная апелляционная ин­станция) и окружные суды (суды первой инстанции), филиалами которых являются отраслевые (или кустовые) и муници­пальные суды. Окружные и высшие суды расположены по гео­графическому принципу. В РК действуют пять высших судов (в гг. Сеул, Пусан, Тэгу, Кванджу и Тэджон), 12 окружных, 42 кустовых и 105 муниципальных судов. В армии существуют военные трибуналы для рассмотрения дел о воинских преступлениях.[13]

Верховный суд является высшей судебной инстанцией го­сударства. Он состоит из председателя Верховного суда и три­надцати судей. Судья, назначенный на должность министра су­дебной администрации (главы администрации Верховного суда), на время исполнения им этих обязанностей не может участво­вать в рассмотрении дел в Верховном суде. Как суд последней инстанции, Верховный суд принимает к рассмотрению апелляции по приговорам и решениям, вынесен­ным высшими судами, апелляционными слушаниями окружных судов и военными трибуналами. Верховный суд также наделен правом проверки законности избрания президента и членов Национального собрания РК.

Согласно Конституции, Верховный суд обладает правом руководства нижестоящими судами, установления правил деятельности всех судебных инстанций и судебной процедуры. Это правo реализуется Советом судей, в состав которого входят все судьи Верховного суда. В качестве консультативного и вспомогательного аппарата Верховного суда используется группа судебных исследователей в составе от 20 до 30 человек. Кроме того, к каждому из судей Верховного суда прикреплены в качестве судебных исследователей по два судьи из высших судов. Совет судей Верховного суда рассматривает кандидатуры должности судей нижестоящих судов, принимает нормативные акты по вопросам, касающимся судебной процедуры, гото­вит предложения по бюджету Верховного суда и порядку расхо­дования выделенных средств.

Министерство судебной администрации (не входит в правительство) – орган, учрежденный Верховным судом для руководства административной деятельностью судов всех уровней. Министр судебной администрации назначается председателем Верховного суда из числа членов Верховного суда, а его заместитель – из числа судей в должности не ниже старшего судьи окружного суда.

Высшие суды являются промежуточной апелляционной инстанцией в отношении решений или приговоров окружных судов, вынесенных коллегией из трех судей. Одновременно они могут являться судами первой инстанции при рассмотрении не­которых видов дел об административных правонарушениях. Дела в высших судах рассматриваются только коллегией в составе трех судей.

К специализированным видам судов относится Семейный суд (существует только в Сеуле), рассматривающий семейные дела и случаи правонарушений со стороны несовершеннолетних. К юрисдикции Семейного суда относятся все семейные споры и конфликты, имеющие правовое значение. При рассмот­рении этих дел широко применяется согласительная процедура. На периферии функции семейных судов исполняют окруж­ные суды.

В Сеуле с 1996 г. действуют два новых специализированных суда - Патентный, в функции которого входит разрешение споров в области патентования и проверка заключений Корейского института промышленной собственности, отвечающего за правовые аспекты патентной работы, и Административный. Этот суд рассматривает дела об административных правонарушениях.[14]

Окружные суды, дислоцированные в Сеуле и одиннадцати крупных городах, прежде всего в провинциальных центрах, обладают как уголовной, так и гражданской юрисдикцией. До 1995г. в Сеуле действовали два раздельных окружных суда – по уголовным и гражданским делам, которые затем были объединены в один.

К юрисдикции окружных судов относятся также дела о регистрации собственности, реорганизации или ликвидации корпораций и о банкротстве.

В судах РК применяются два способа рассмотрения дел – либо одним судьей, либо коллегиально – тремя судьями. Суд Присяжных не используется. Хотя окружные суды считаются судами первой инстанции законом предусмотрено рассмотрение ими апелляций на решения и приговоры, вынесенные одним судьей, либо кустовым и муниципальным судами. Эти дела рассматриваются коллегией из трех судей.

В кустовых и муниципальных судах дела рассматриваются только одним судьей, назначаемым председателем Верховного суда из числа судей соответствующего окружного суда. Суды первой инстанции при рассмотрении гражданских дел часто применяют согласительную процедуру, которая осуществляется судьей и двумя не заинтересованными в исходе дела посторонними лицами.

Председатель Верховного суда назначается президентом с согласия Национального собрания. Президент также назначает с согласия парламента членов Верховного суда по представлению его председателя. Судьи нижестоящих судов назначаются на должности председателем Верховного суда с испытательным сроком 2 года.

В РК насчитывается около 1500 судей, в том числе в Верховном суде – 14 членов Верховного суда (включая председателя) и 47 судебных исследователей, в высших судах – 220. Срок пребывания судей в должности определен законом в 10 лет (для членов Верховного суда – 6 лет), однако часты случаи назначения судей на повторный срок, за исключением председателя Верховного суда, повторное назначение которого не допускается. Предельный возраст пребывания в должности: для председателя Верховного суда – 70 лет, для членов Верховнoгo суда – 65, для других судей – 63 года. Независимость судей и их политический нейтралитет гарантируются законодательно. В частности, Законом о судебной системе предусмотрено, что судья не может в течение срока полномочий быть отстранен от должности, за исключением случаев совершения им уголовного преступления; судья может быть подвергнут дисциплинарному наказанию или понижению в зарплате только по решению дисциплинарной комиссии Верховного суда; на срок полномочий ограничивается участие судей в политической деятельности.[15]

Помимо судей к участникам судебного процесса в РК относятся: судебные служащие, прокуроры, адвокаты, судебные стряпчие.

Главный прокурорский орган – Генеральная прокуратура, возглавляемая генеральным прокурором. Она управляет глав­ными, окружными и районными прокуратурами. Все учрежде­ния прокуратуры находятся в ведении министра юстиции, ко­торый, однако, не имеет права контролировать отправление правосудия прокурором, кроме оговоренных законом случаев Генеральный прокурор назначается президентом из числа спе­циалистов, имеющих юридический стаж не менее 15 лет. Ос­тальных прокуроров назначает министр юстиции.

В функции Конституционного суда входит принятие реше­нии о конституционности законов, импичменте, роспуске политических партий, урегулировании споров между государствен­ными организациями и ведомствами, между государственными ведомствами и органами местного управления, а также в вопросах, имеющих отношение к Конституции (ст. 111).

Суд состоит из 9 судей, назначаемых президентом. При этом трое назначаются из числа лиц, предложенных Националь­ным собранием, а кандидатуры еще троих выдвигает Верховный судья. Глава Конституционного суда назначается президентом с согласия Национального собрания.

Срок полномочий судей – 6 лет с возможностью повторного назначения, в течение которых они не могут состоять в каких-либо политических партиях и заниматься политической деятельностью. Судьи не могут быть смещены с должности, кроме случаев импичмента, тюремного заключения или более тяжелого наказания. Для принятия решения необходимо совпадение голосов не менее 6 судей.

 

Вопросы

1. Сколько уровней судов существует в РК?

2. Какой орган является высшей судебной инстанцией в РК?

3. Какие органы кроме судов входят в судебную систему РК?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...