Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития психологии как науки




Понятие психологии, психики

Психические явления

Становление психологии

Задачи психологии

Факторы изучения психологии

История развития психологии как науки

Методы психологии как науки

Общее понятие о личности, человеке, индивиде, индивидуальности.

Свойства личности

Структура личности

Понятие о деятельности и ее структуре

Основные виды деятельности. Игра. Учёба. Труд. Общение.

Основные защитные механизмы

Типологии личности. Фрейд. Юнг.

Типология личности по конституции. Кречмер. Шелдон.

Общая характеристика общения.

Функции общения (по Панферову)

18. Э.Берн "теория трансактного анализа"

Перцептивная сторона общения

Виды общения

Уровни общения

Коммуникативная сторона общения

Конфликт. Функции. Виды. Типы. Управление конфликтом.

Темперамент.

Характер.Свойства. Акцентуации характера.

Социальная типология характера Э. Фромма

Теория мотивации по А. Маслоу

Психологией называют науку умственной деятельности человека и всевозможные ее проявления, изучение внутреннего мира человека, которое затрагивает сознательную и бессознательную деятельность человека. Психология изучает закономерности развития и функционирования психики человека.

- наука, которая должна выявить закономерности психологического развития путем вскрытия примитивных форм, трансформаций, стадий, в которых представлены различные функции чуловеческого духа. (П. Жане)

Психика – системное качество головного мозга, которое позволяет нам субъективно отражать объективную действительность и формировать на основе этого отражения свое поведение. Она включает 3 составляющих:

• внешний мир

• отражение природы

• психические явления

Функция психики - адаптация в изменяющихся условиях среды.

Выделяют 3 группы психических явлений:

· психические процессы – динамические отражения действительности в различных формах психических явлений. В них входят – память, воображение, мышление, ощущение, восприятие. Псих. проц. обеспечивают нам формирование знаний и первичную регуляцию поведения человека. Протекают с различной скоростью и интенсивностью. Зависит от физиологии человека.

А)эмоциональный

Б)волевые

В)познавательный психологический процесс(психологические явления, которые позволяют познать себя и окружающий мир):

1)ощущение(органы чувств)

2)восприятие

3)мышление (переработка информаций, синтез)

4)память

5)воображение

6)представление

7) внимание

8)речь

· психические состояния - определенный уровень устойчивый в данный момент психической деятельности, которая проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Псих. сост. носят рельефную природу. Общее псих. сост, которое называется внимание. Некоторые «внимание» относят к процессам. Кроме этого, сюда относятся все эмоциональные состояния (радость, печаль, раздражительность).

А)эмоциональные

Б)волевые

В)комбинированные

Г)интеллектуальные

психические свойства – устойчивые образования, которые обеспечивают определенный уровень деятельности и поведения типичные для данного человека. Они формируются на основе психических процессов. Можно выделить свойства:

· Интеллектуальные: гибкость ума, наблюдательность.

· Эмоциональные

· Волевые

Кроме того психические свойства синтезируются, они образуют сложные структурные образования. К ним относится жизненная позиция личности(направленность). (Система мотивов, потребностей, определенные убеждения, интересы, идеалы, которые обеспечивают избирательность и уровень активности человека.) темперамент – это динамическое проявление психики человека, система природных свойств человека, которая дается нам с рождения:

• Сильная или слабая нервная система, которая позволят нам быть работоспособными.

• Подвижность нервных процессов

• Уравновешенность человека

Характер человека – социальное преобразование, которое приобретается на основе темперамента.

Способности – это система интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, которые оперделяют творческие возможности личности.

 

Предметом психологии являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности.

Объект психологии: психика

Становления психологии

 

1-ый этап, когда предметом изучения была душа. Наличие или отсутствие души пытались объяснить все неизвестные явления в жизни человека.

2-ой этап, когда предметом изучения становится сознание, возникает в 17 веке. Способность думать, чувствовать.

1-ый метод – наблюдение

3-ий этап, когда предметом изучения становится поведение, поступки, реакции, возникает этот этап в 20 веке

2-ой метод – эксперимент

Основоположник В.Вундт. создал экспериментальную лабораторию в Лейпциге в 1879.

1885 году открыта экспериментальная лаборатория Сеченова в Москве.

4-ый этап, когда предметом является законы, закономерности и механизмы психики, продолжается по сей день.

 

 

Задачи психологии:

• Знакомство с основными законами и понятиями.

• Изучение закономерности, которые существуют между психическими явлениями.

• Применение на практике через себя

• Дальнейшее развитие психологии как науки

Факторы изучения психологии:

1)личностный

2)профессиональный

3)учебный

История развития психологии как науки

Начало психологии – Древняя Греция.

Алкмеон Коротонский ученик Пифагора на основе своих познаний сделал вывод, что душа человека размещается в мозгу. Привязка души к какой-либо части тела знаменовала начало ознаменования психики.

Другие философы иначе трактовали, что такое душа.

Ярким представителем являлся Платон (философ идеалист)

Душа-что-то божественное. Душа прежде чем попасть в тело где-то витает в высшем мире. Душа познает идеи, вечные, неизменные сущности и только потом попадает в тело человека.

Душа начинает вспоминать, виденное до рождения. Он трактовал как 2 антагонистических понятий душа и тело.

Аристотель (ученик Платона) «О душе» вершины психологической мысли в античности.

Он впервые выделил идею о неразделимости души и тела. Бог дает душу на время и после того как тело умирает, он забирает душу. Его трактовка: душа как материя.

Впервые он стал говорить о способностях личности и первичная способность – ощущения. Ощущения оставляют след в виде образов, и показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и по контрасту. Это теория ассоциации.

Римское учение. Клавдий Галлен который писал, что мозг человека – это орган ощущений и мышлений. Тоже стоял на материалистических позициях как Алкмеон. Считал, что мозг вырабатывает специальную жидкоть – пневму, которая циркулирует по нервам и человек живет.

Борьба идеализма и материализма длилась до Средневековья.

Все, кто подозревает, что душа не от Бога – сжигались.

Эпоха феодализма. Развитие психологии идет, но очень медленно. Интересное создается на Востоке.

Ибн Сине. Обобщил и развил учения о зависимости психики от возрастных изменений организма.

Эпоха возрождения. Дала ученым возможность заняться познанием мира. В это время психология начинает обособлятся как отдельный раздел философии «Психология» (XVI в).

Много в психологию было привнесено из математических наук

Готфрид Лейбниц. Идеи психологии нашли себя в математике. Он сказал, что психика это не отдельная арифметическая сумма психических явлений, а психика это интеграл, то есть результат довольно сложных взаимодействий психических явлений. Он ввел понятие «бессознательное». Он считал, что деятельность переплетается «сознательное» и «бессознательное»

Он ввел также понятия «перцепция» и «апперцепция».

Перцепция - это неосознанное восприятие, а апперцепция – осознанное.

Рене Декарт. Вводит идею о рефлекторной природе поведения. Вводит понятие «сознание».

 

18 век. В это время главным законом психологии – ассоцианизм. Поступки людей совершаются в ассоциации с другими людьми. Идея формирования людей с заданными формами личности.

Ломоносов. Теория цветового зрения.

 

19 век. Выход психологии из философии. Вильгельм Вунт стоял на идеях материализма. Он открыл первую лабораторию. Он был дуалистом:

Психология: 1) физиологический материал; 2) коллективная духовность народа.

 

Значительный вклад в психологию внесли И.Сеченов. Разработка рефлекторного характера психики. В своей работе «рефлексы головного мозга» писал, что все акты сознательные и бессознательные являются рефексами.

И.Павлов экспериментально подтвердил иследования Сеченова. Доказал, что человек отличается от животного тем, что у животного присутствует первая сигнальная система система и отсутсвует вторая, а человеку присуще две сигнальные системы.

Владимир Бехтерев.

 

20 век.

Создаются новые школы и течения:

1. Биохевиоризм – они отрицают сознание как предмет психологии и считают, что надо изучать различные формы поведения. Поведение – это совокупность реакции на стимулы. Отсюда психика сводится к формуле. Стимул => Реакция.

Торндайк не видел разницы между поведением животного и человека. Рассматривал механически.

Необихевиоризм. Стимул => соц. Фактор => Реакция

Школа Скиннера. Поведение дробится.

 

20-3-гг 20 века. В германии возникает новое направление гештальт психология. Предлогает изучать психику с точки зрения целостных структур. Зрительное восприятие.

Наиболее яркие представтели: М. Вертгаймер, К. Левин.

психоанализ, основатель Фрейд «расчленение души»

 

50-е, 60-е годы 20-го века. Появляется новое течение: когнитивная психология. Основной предмет – внутренний анализ психологических процессов, его организация. В дальнейшем – процесс переработки информации человеком и предложили сосредоточить внимание на системе хранения и получения знаний.

Есть работы о памяти:

Позитивистское направление – работы Аткинсона

По индивидуальным различиям – работы Айзенка

По поведению – работы Найсера

По мышлению – Пайвио

 

Конец 20 начало 21 века

Экологическая и экономическая психология.

Основы заложены в 60-х годах американцами.

Суть(экологическая): успехи связаны с работой испытуемого в естественных условиях. Изучают поведение человека, его успехи, когда никто на него не давит, никто не диктует.

(экономическая): отношение и поведение человека.(пример: к деньгам)

Области исследования:

• Психология труда (изучают особенности трудовой деятельности)

• Медицинска психология (изучают поведение врача и больного)

• Психофармакология- изучает влияние лекарств на человека

• Психотерапия – изучает средства психологического воздействия на лечение больного

• Судебная психология – поведение участников судебного процесса

• Психология спорта – рассматривает психические особенности спортсмена

• Психология торговли – психологическое воздействие рекламы на человека, возрастные вопросы спорта.

• Психологичнское анамальное развитие(специальная психология)

• Патапсихология – отклонение в развитии психики, вражденные дефекты.

Патология связана с развитием мозга

• Сурдапсихология – отклонение слуха

• Дифлопсихология – слабовидящие, слабозрящие

• Зоопсихология – изучает психику животных и человека

• Социальная психология – изучает явление психики, которые возникли в различных организационных и неорганизационных группах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...